Двухлетние дети очень активны и быстро усваивают новую информацию. К тому же в это время наступает знаменитый кризис, носящий название «Я сам», из-за которого поведение ребенка может измениться до неузнаваемости: маленький человек начинает осознавать себя, во всем хочет быть самостоятельным, из-за чего часто возникают конфликты.
Такое поведение для самого ребенка в новинку, поэтому он может стать истеричным. Главное – проявлять твердость и спокойно реагировать на выпады ребенка, чтобы сохранить свой родительский авторитет в его глазах. Не стоит принуждать или игнорировать малыша, лучше – спокойно поговорить с ним, объясняя, почему вы не можете выполнить просьбу. Также попробуйте переключить внимание ребенка, например, игрой.
Правила для игр с двухлетними малышами
• Продолжительность одной игры – не более 15-20 минут. Так как двухлетние дети еще не могут долго удерживать внимание на одном предмете и постоянно переключаются, игра может надоесть.
• Игры должны быть развивающими, направленными на развитие речи, памяти, координации, интеллекта, творческого мышления, ведь именно в период двух лет закладываются жизненно важные способности.
• Включайте ознакомительные элементы – чтения, правил поведения и так далее. Мы еще не учим ребенка, но готовим его учиться.
• Занятия проводятся в игровой форме. Основная деятельность малыша в два года – игра, а не учеба. Не заставляйте его учиться насильно, иначе вы можете отбить у ребенка желание к обучению.
• Проявляйте терпение. Малыши могут делать все медленно, неуклюже – позвольте им проявить самостоятельность! Даже если на это уйдет много времени. Если возникают трудности – направьте ребенка в нужном направлении, подскажите, что нужно делать.
• Не забывайте о похвале. Вне зависимости от того, достигнут ли успех в игре – похвалите ребенка за приложенные усилия.
• Будьте на одном уровне с малышом. При разговоре с ребенком садитесь на корточки, чтобы быть с ним на одном уровне.
• Наслаждайтесь игрой, потому что когда заинтересованы вы - заинтересован и малыш.
Так в какие же игры поиграть с малышом?
1. «Поиск предметов»
Для этого потребуется несколько предметов разных цветов. Если у вас нет таких, то заранее вырежьте фигурки из цветной бумаги или картона.
Разложите предметы в разные кучки по цветам и попросите ребенка найти конкретный предмет конкретного цвета. Например:
- Найди, пожалуйста, желтую уточку.
Если ребенок дал вам не тот предмет, который вы просили, поблагодарите его и еще раз повторите свою просьбу. Например:
- Спасибо за красную черепашку. А теперь найди желтую уточку.
Эта игра помогает научить ребенка различать цвета и предметы.
2. «Тропинка» или «Трудная дорога»
Для этой игры потребуется несколько толстых книг, но совсем не для чтения, а для веселой игры! Разложите на полу книги в виде тропинки. Делайте сложные повороты, «возвышенности» из двух-трех книг и «пропасти» из одной книги. Предложите малышу пройти по этой тропинке, для этого можно завлечь его с помощью любимой игрушки.
Поддерживайте ребенка, если он боится идти один. Однако если малыш хочет проявить самостоятельность, не мешайте ему, но будьте рядом, чтобы подхватить, если он оступится.
Эта игра помогает развить не только вестибулярный аппарат, но и чувство равновесия, учит продумывать стратегию своих действий, помогает ребенку стать осторожнее.
3. «Рыбалка»
Возьмите один тазик и наполните его водой, положите туда несколько предметов. Дайте ребенку маленькое сито или сачок, тазик поменьше и попросите выловить предметы из воды. Не забудьте подготовить пространство, на котором будет играть ребенок, например, постелите пеленку, ведь наверняка вода будет литься мимо тазиков!
Игра с водой помогает развить координацию, логику и мелкую моторику.
4. «Опиши, что видишь
Чтобы помочь развить ребенку творческое мышление и речь, разглядывайте с ним картинки и просите описать, что он на них видит. Задавайте наводящие вопросы, например, что делает тот или иной персонаж, почему он это делает и как. Попросите описать предмет, погоду, человека или животное, которое есть на картинке.
5. Карточки Глена Домана
Эти карточки наверняка знакомы вам с детства. Разработаны они американским врачом Гленом Доманом более 60 лет назад, но до сих пор используются в различных методиках преподавания для того, чтобы научить детей читать, считать, помогают развить ассоциативное мышление, учат различать цвета, предметы и многое другое.
Этих карточек огромное множество, и их можно не покупать, а найти в интернете и распечатать. К тому же можно найти именно ту категорию карточек, которая интересна ребенку или которой вы хотите его обучить. Однако не стоит зацикливаться лишь на этих карточках, используйте их для закрепления новой информации!
6. «Сенсорные коврики» Марии Монтессори
Сенсорные коврики можно найти в магазине или изготовить дома самостоятельно из подручных средств. Главная цель таких ковриков – создать для ребенка развивающую среду, в которой он может обучаться самостоятельно. Для начала вы можете рассматривать игрушку вместе с ребенком, задавать вопросы, спрашивать про его впечатления. Развивают такие сенсорные коврики как мелкую моторику, так и внимательность, любознательность, память.
В интернете можно найти множество мастер-классов по созданию сенсорных ковриков.
Мы рассказали лишь о немногих играх, в которые можно поиграть с малышом. Уделяйте таким играм хотя бы несколько часов в день для гармоничного развития вашего ребенка!