История России и СССР в целом наверняка поменяла бы свой путь и лишилась бы целой пледы выдающихся деятелей культуры, если бы не Анатолий Луначарский – знаменитый нарком просвещения.
Именно он спас от верной гибели множество талантливых людей и стал тем связующим звеном между новой властью и интеллигенцией, которого так не хватало Ленину.
Однако Луначарский оказался утопистом, и многие его идеи, сентиментальные и трогательные, так и остались нереализованными.
Родился Анатолий Луначарский в Полтаве в 1875 году. Его биологическим отцом был статский советник Александр Антонов, который соблазнил девицу Ростовцеву и после бросил.
На ней женился местный дворянин Василий Луначарский, который и усыновил ребенка. Анатолий рос смышленым и наблюдательным, его приемный отец души не чаял в мальчике и всячески его баловал.
Вероятно, именно отчиму Анатолий Луначарский обязан своей сентиментальностью: даже в зрелом возрасте этот человек, занимавший не последнее место в правительстве СССР, мог публично расплакаться.
Образование Луначарский получал в Цюрихском университете, учебу в котором щедро оплачивал отчим.
Там же молодой человек близко к сердцу принял идеи марксизма. Он много читал и пришел к выводу, что идея о построении справедливого общества с равными возможностями для всех действительно заслуживает внимания.
Воплощать ее в жизнь молодой человек начал в 1898 году, когда обосновался в Москве и начал активно заниматься пропагандистской работой. За что был осужден и отправлен в ссылку.
В 1904 году Луначарскому удалось уехать в Женеву, где он познакомился с Лениным и посвятил себя издательству революционной литературы.
События 1905 года Луначарский встретил в России и разочаровался в диктатуре пролетариата. Именно тогда у будущего наркома просвещения возникли разногласия с Лениным, который был сторонником «красного террора».
Луначарский же был убежден, что только просвещение и пропаганда являются единственно верным путем для того, чтобы совершить мирную революцию.
Тем не менее, в 1917 году из Швейцарии он в срочном порядке приехал в Россию. Был в очередной раз арестован и отпущен, так как власти посчитали Луначарского совершенно безвредным.
Более того, ему предложили стать наркомом просвещения, так как общаться с русской интеллигенцией на равных могли не многие. Луначарский же прекрасно владел четырьмя иностранными языками, был эрудирован, разбирался в литературе, музыке, живописи.
Ему не составило труда убедить деятелей науки и искусства, что революция – это всеобщее благо, которое открывает для людей новые возможности.
Луначарский привык жить на широкую ногу, поэтому ни в чем себе не отказывал. Со второй супругой Натальей Розенель он устраивал пышные приемы, которые многим напоминали о старых добрых дореволюционных временах.
Любовь к роскоши у этой четы порой доходила до абсурда: супруги могли задержать на несколько часов премьеру в театре только потому, что Наталья Розенель не знала, какой выбрать наряд, сервировали стол к обычному семейному ужину серебром и мейсенским фарфором, не отказывали себе в удовольствии принимать гостей и устраивать пышные банкеты в то время, как хлеб выдавался по карточкам.
Впрочем, соратники Луначарского закрывали на это глаза, так как понимали – статус обязывает этого человека оставаться дворянином в любых обстоятельствах. Что не мешало ему менять любовниц, как перчатки.
Луначарский был прекрасным оратором, но плохо излагал свои мысли на бумаге, потому его речи конспектировались и тиражировались, что являлось поводом для насмешек.
Однако он не таил зла на обидчиков и многих, включая Блока и Бунина, даже спас от неминуемой гибели.
А вот величайшие светила медицинской науки не смогли сохранить наркому здоровье. В 1933 году он скончался по дороге в Италию, был кремирован. Урна с его прахом захоронена возле Кремлевской стены.