Рассказывает Дембель Леониди: «Вся служба у меня в ГСВГ прошла как-то нестандартно, не как у людей. Не могу поэтому сказать, что описываю события так же, как они протекали у моих одногодков, которым выпало служить в армии три года, а во флоте аж четыре! На самом деле призыв молодых людей 1945 года рождения был последним, которым так повезло. Уже во время моей службы появились солдаты 1948 г. рождения, которым служить пришлось ровно на год меньше. С солдатами 1946 г. появлялись всякие исключения, а 1947 год редко попадал на срок равный или больше трёх лет.
Но случилось так, как случилось и поэтому могу описать только события лично моей демобилизации. Как я уже раньше написал, выехал из части я один. Сопровождал меня кто-то из сверхсрочников. На руки я получил только денежный и проездной аттестат. Остальные документы на меня были у сопровождающего в запечатанном, как потом оказалось конверте. Заранее было ясно, что ехать придется в эшелоне с дембелями Краснодарского края. Возвращались в Союз только по железной дороге. О самолетах тогда и не мечтали. Да и с самолетами, особенно пассажирскими эпопея еще только развивалась. На линиях еще вовсю летали винтовые машины (если не ошибаюсь, основную часть воздушных линий обслуживали ЛИ -2).
Так, что солдатики путешествовали на поездах, и что особенно экзотично, не в плацкарте, а в теплушках, которые в то время в Союзе не эксплуатировались и увидеть такое можно было только в кино про Великую Отечественную. Например, в фильме "Баллада о солдате". Правда, вагончики были немецкие, в полном порядке, без щелей в стенах. Ну чего говорить - кто служил тот знает, хваленое немецкое качество. Но это все-таки были настоящие "теплушки", в которых наши отцы после Победы возвращались домой. Посередине вагона был сделана откатная дверь, которую при необходимости, можно было запереть снаружи на огромный железный засов, что и происходило при прохождении нашей границы, после обыска вагона и проверки документов.
И можно было в этот момент почувствовать не только дембелем, но и пленным красноармейцем времен начала войны, которого везут в концлагерь. Ощущение не из приятных. Насколько я помню, окошки в вагоне не были предусмотрены, а если и были, то тоже могли быть задраены снаружи. Короче вагон был универсальный, хоть для каких целей. Бывало и перевозку коней удавалось увидеть в почти таких же вагонах.
Здесь хочу особенно подчеркнуть, что путешествие из Союза в ГДР в 1965 г. стерлось из моей памяти начисто. Уверен только, что происходило все без всяких пересадок в плацкартном вагоне советского поезда, сформированного прямо в Чебаркуле. По-моему в Бресте пришлось менять колесные пары, т.к. в Польше и в ГДР колея значительно уже, чем в СССР. Никаких контактов с поляками во время следования эшелона в Германию не происходило. Никаких проверок документов и вещей со стороны поляков и немцев не было. На землю я вышел только во Франкфурте-на-Одере. Затем групповая пересылка и понтонно-мостовой полк. Поэтому возвращение на Родину в теплушке выглядело очень романтичным и настроение даже приподнимало.
Но вернемся в г.Бернау на групповую дембельскую пересылку. Меня уже ближе к вечеру передали в распоряжение какого-то сверхсрочника. В солдатской среде их называли "макарами" от слова макаронник. Тот определил мне койку, где я благополучно отдыхал до объявления посадки в вагон. Насколько я помню, никто в мой чемодан не залезал, ни с какими проверками. И я очень пожалел, что не взял свои фотографии , где были снимки меня на фоне наших боевых "секретных" понтонов. В части предупреждали, что такие фотографии все равно отберут.
Рассказывали, что нельзя провозить спиртное, за исключением наборов популярных в то время в ГДР крепких напитков. Но наборы (5 или 6 бутылочек емкостью около 50 грамм) должны быть в заводской упаковке (коробочка с прозрачной пленкой). Один такой набор у меня был. Я его привез домой и он года два служил украшением нашего семейного серванта. В какой-то момент мы с отцом сговорились и ,не смотря на презрительное ворчание мамы: "Алкаши!", опробовали "сувениры. Как всегда не хватило, и разбавили все это немецкое пойло нашей русской "Старкой". Батя очень ее уважал.
Предупреждали и насчет провоза игральных карт. Они также должны быть в запечатанном виде. Так я и сделал. Ножи немецкие в виде козьих ножек и рогов в кожаных ножнах, а также с компасом брать в чемодан не рекомендовали. Сделал и это с сожалением. Хорошие бы были сувенирчики! Ну, знать бы, где упасть... Повторяю, лично у меня, как у отдельно путешествующего, досмотра не было, и я мог бы провести с собой все, что угодно. Правда в какую-то команду меня все равно назначили и я, наконец- то занял свое место в вагоне. Эшелон тронулся в ночь на 18 ноября 1967г. Началось мое движение к заветной цели, к возвращению на Родину. Причем именно о Родине (Союз, Союз!!!), не о маме с отцом и сестрой, а именно о ней - Родине, которая меня ждет, чтобы принять в свои объятия думалось мне все эти долгие два с лишним года…»
Если Вам интересны мои публикации, поставьте палец вверх и подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!