Найти в Дзене

Кострома. 1918.

Прочитал очень хороший и верный текст Егора Холмогорова о Ярославском восстании 1918 года. Вспомнил о том, что в своё время написал у себя в ЖЖ заметку о восстании в конце февраля - начале марта 1918 года в Солигаличе. В ней я написал также и о том, как сопротивлялась Костромская земля антирусской большевицкой власти. Вот этот самый фрагмент с дополнениями и исправлениями.

Кострома в начале ХХ века.
Кострома в начале ХХ века.

Костромская губерния активно сопротивлялась советской власти. 11 марта была неудачная попытка восстания в уездном городе Кологриве (советская власть там была установлена в январе). В том же месяце в Шушкодомской волости Буйского уезда во время митинга были избиты уездный комиссар и начальник милиции. С самого начала 1918 года происходили волнения в селе Красном Костромского уезда. За неделю до Ярославского восстания (началось в ночь с 6 на 7 июля), 29 июня 1918 года, в Костроме местная ЧК сумела раскрыть тайную офицерскую подпольную организацию, готовившую восстание в городе. Её ядро составляли офицеры бывшего Пултусского полка. Помимо военных в организации принимали участие служащие, гимназисты и учащиеся технического училища. Во главе стоял полковник Жадовский, кассой заведовал бывший присяжный поверенный, лидер костромских кадетов Николай Александрович Огородников (1872 – 1919).

-2

Огородников Николай Александрович (1872 - 1919). Уроженец Владимирской губернии. Окончил Демидовский юридический лицей, был адвокатом в Костроме. Член «Союза Освобождения» и Партии народной свободы (Конституционно-демократической). Депутат Государственной Думы I созыва от Костромской губернии. Подписал Выборгское воззвание. Лишён политических прав. После февральского переворота – гласный Костромской городской думы. После октябрьского переворота – один из руководителей московского отдела «Национального центра». В 1919 году арестован и в сентябре расстрелян вместе с сыном-студентом Александром, также членом «Национального центра».

Видную роль в организации играл отставной генерал Дурново. Организация снимала помещение в доме №18 по улице Русиной (ныне дом №16 по улице Советской), принадлежавшем крупному торговцу и владельцу кондитерской мастерской Ф.И. Боровскому. Деятельность организации направлялась из центра: оттуда шли инструкции и деньги. Существовала связь с офицерами Ярославля и лично с Савинковым, находившимся тогда в Рыбинске. В Костроме также готовилось восстание. Были сформированы 2 (по другим данным – 4) батальона. В 1970-х в сарае одного из домов по улице Галичской было обнаружено оружие. Удалось выяснить, что именно в этом доме жили полковник Жадовский. прапорщик В.Л.Шокальский, подполковник Н.П.Репин и офицер Губер.

Многие члены организации были арестованы, руководителям удалось скрыться. Жадовский скрывался в имении, позднее был обнаружен и убит при попытке ареста (по другим данным - при попытке к бегству). Бежали генерал К.Гоппер, Лактионов и другие. Из числа арестованных офицеров 13 человек приговорили к расстрелу, но приговор не был исполнен по причине амнистии в честь годовщины «октябрьской революции». 7 ноября все участники подготовки восстания были освобождены из тюрьмы. Судьбы офицеров позже разнились: одни пошли служить красным (большинство - в тыловых частях, в качестве инструкторов и снабженцев), другие – белым. "Кострома, которая должна была тоже выступить, совершенно не выступила", говорил позже Савинков. 12 костромичей прибыли в Ярославль для участия в местном восстании. Среди членов костромской организации, отправившихся в Ярославль, были штабс-капитан М.А.Потехин, прапорщик Порхунов, капитан Казанский, студент Покровский.

Русский националист Пётр Березовский, уроженец Солигалича. В 1936 году расстрелян.
Русский националист Пётр Березовский, уроженец Солигалича. В 1936 году расстрелян.

Солигалич может гордиться тем, что его уроженцем был Пётр Васильевич Березовский (1874 – 1936), депутат Государственной думы III-го созыва от Волынской губернии, где состоял во фракции правых, член Союза Русского Народа, товарищ председателя его Житомирского отдела, основатель отдела в Старосельцах, член Совета Волынского отдела и кандидат в члены Главного совета СРН. В 1936 году был арестован и расстрелян В городе нет ни его памятника, ни памятной доски, ни улицы в его честь. И это очень грустно, очень удручающе. Но есть надежда, что в будущем Солигалич вспомнит о своём земляке, отвергнув кровавых палачей и убийц русского народа.