В 1818 году Александр Грибоедов, 23-летний дипломат, правовед и талантливый литератор (автор «Горя от ума») отказался от предложенного ему места в американской миссии и предпочел ему службу в Персии, весьма неспокойном регионе.
В начале века Российская империя дважды воевала с Персией. После первого конфликта Персия признала право России на территории Абхазии, Грузии и частично Азербайджана.
Мирный договор с Персией
Вторую войну Персия начала в неудачный для России момент. После вступления на престол Николая I отношения России и Турции ухудшились. Персия решила воспользоваться ситуацией и начала войну.
Российский 10-тысячный отряд под командованием генерала Паскевича разгромил втрое превосходящие силы персов. Персия потеряла Восточную Армению, признала влияние России в ранее присоединенных областях и обязалась выплатить Российской империи контрибуцию в 20 миллионов рублей.
Новый российский посол
К составлению мирного договора с Персией привлекли сотрудников посольства, знавших восточные языки, в том числе Грибоедова. В феврале 1828 года был подписан мирный договор. Грибоедов, служивший секретарем, доставил текст договора, получил повышение до министра-резидента (так называлась должность посла), а на обратном пути к месту службы заехал в Тифлис.
В начале сентября Грибоедов женился на очаровательной 17-летней грузинской княжне Нино Чавчавадзе. Несколько недель Грибоедов провел с молодой женой и вернулся на службу.
Поездка в Тегеран
Посольство находилось в городе Тебриз. Первым официальным визитом Грибоедова стала поездка в Тегеран — новая посольская миссия собиралась представиться шаху. По условиям договора, армяне и грузины получали право свободно переселиться в Российскую империю, и многие поспешили воспользоваться возможностью. Армяне собирались у российского посольства, просили помочь им выехать.
На беду, евнух шаха, армянин, также решил вернуться на родину и попросил убежище в посольстве. Если на бегство рядовых граждан можно было закрыть глаза, то отпускать евнуха никто не собирался. Он был осведомлен о положении дел во дворце шаха, являлся его доверенным лицом и хранителем драгоценностей.
Нападение на посольство
Персия собирала деньги на уплату контрибуции, до полной суммы не хватало 4 миллионов. Шах приказал собирать драгоценности и обратился к Грибоедову с просьбой выдать евнуха. Грибоедов отказал. Вслед за евнухом подтянулись две жены-армянки из гарема.
Фанатики устраивали собрания на площадях и в мечетях, расписывая, как русское посольство укрывает армян и грузин, оскверняет веру, не выказывает уважения шаху.
Грибоедов сообщил шаху, что будет просить правительство России отозвать посольство. На следующее утро, 30 января, к посольству потянулись фанатики. Более 100 тысяч человек вышли из-под контроля и ворвались в здание. Посольство защищали 35 казаков и Грибоедов, который с шашкой наперевес вышел навстречу безумной толпе.
«Мгновенна и прекрасна»
Такой, по мнению Пушкина была смерть Грибоедова. Только одному сотруднику удалось пережить тот день. Секретарь посольства Мальцев спрятался, завернутый в стоявший в углу ковер.
Толпа буквально растерзала русских. Шах хотел спрятать убитых, но советники убедили его не скрывать последствия инцидента.
Грибоедова опознали по шраму на руке, наследию четвертной дуэли. Опасаясь нового конфликта с Россией, Персия заявила о нейтралитете в русско-турецкой войне. В Петербург направилась делегация во главе с племянником шаха Хозрев-Мирзой.
Извинения приняты
Персидская делегация заехала в Москву, где жила мать Грибоедова. Хозрев-Мирза, рыдая, просил у матери прощения за убийство ее сына. В Петербурге он передал императору письмо с извинениями от шаха и уверениями в его непричастности к бунту. К письму прилагались дары — драгоценности, самой великолепной из которых был алмаз «Шах». Гордость персидской сокровищницы весила 88,7 карата. Император принял извинения и подарки.
Вдова Грибоедова ждала мужа в Тебризе. В одном из последних писем Грибоедов советовал ей вернуться в Грузию. Добравшись до Тифлиса, она узнала, что мужа ее нет в живых. Нино до срока родила ребенка, умершего в первый день жизни. До конца жизни она носила траур по любимому мужу. В стихотворении, посвященном вдове Грибоедова, есть такие строки: «два горя — горе от любви и горе от ума».
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
«Блистательна, полувоздушна…» — легендарная Истомина или Дуэль на четверых
33 несчастия Трубецкого: повеса, который перешёл дорогу самому императору