Найти в Дзене

Нравы дореволюционной России

Существует мнение, что нынешние нравы не чета дореволюционным. Тогда народ был морально устойчивым, богобоязненным и семейные ценности были для него превыше всего. Но исследования нравов и обычаев конца XIX начало XX века в России проведенные задолго до Революции рисуют несколько другую картину.

Не секрет, что во времена язычества нравы русских племен (древлян, радимичей, вятичей, северян, полян и пр.) были весьма свободные в сексуальном плане. Институт индивидуального брака только зарождался, и основными его функциями были совместное ведение хозяйства и деторождение. Поклонение языческим божествам плодородия требовало регулярного участия в весенних и летних игрищах, основным элементом которого было безудержное совокупление между членами племени. Общность жен была вполне реальным фактом.

С крещением Руси подобные нравы стали порицаться и внедрялась христианская мораль, но элементы языческих обычаев сохранялись очень долго. Праздник в честь Купалы очень долго был весьма любим в народе.

Игумен Елеазарова монастыря Панфил в 1505 году писал про праздник Купалы: «женам же и девкам и главами кивание и устами их неприязнен кличь, вся скверные бесовские песни, и хребтом их вихляния, и ногами их скакание и топтаниями; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть на женское и девичье шатание блудное им воззрение, такогоже есть и женам мужатым осквернение и девам растление»

Спустя сто лет святость и нерушимость брака все также была под большим вопросом чему свидетельство грамота патриарха Филарета от 11 февраля 1622 г.:

«А иные-де многие служилые люди, которых воеводы и приказные люди посылают к Москве и в иные города для дел, жены свои в деньгах закладывают у своей братьи и у служивых же и у всяких людей на сроки, и отдают тех своих жен в заклад мужи их сами, и те люди, у которых оне бывают в закладе, и сними до сроку, покаместа которые жены муж не выкупят, блуд творят беззазорно, а как тех жены на сроки не выкупят, и они их продают на воровство же и в работу всяким людям, не бояся праведного суда Божия»

-2

Даже в середине XIX века современники писали, что в современных им «играх и забавах на Святках, на Масляной, в Семик и Троицын день, в праздновании купальный ночей звучат отголоски первобытной половой свободы; на посиделках и вечерницах с их половой разнузданностью вспоминаются отжитые времена безраздельной общности жен»

Также отмечалось, что «в некоторых местностях наемщик, живший в семье нанявшего его крестьянина получал по обычаю право на всех молодых женщин дома»

При этом в крестьянских общинах бытовал взгляд на всех женщин деревни, как половую собственность мужчин только этой общины. Отмечалось, что

«В Томской губернии, при весьма снисходительном отношении к любодейным связям между мужчинами и женщинами одной общины, карается всякая любовная интрига, занесенная в чужую деревню», а «в Киевской губернии при выходе девушки замуж нужно внести известную плату в местную парубскую «громаду». Такой же сбор существует в Каргопольском уезде Олонецкой губернии» .

Помимо общины свою лепту в сексуальную жизнь вносили помещичьи хозяйства. И дело даже не в самих помещиках, некоторые из которых во времена крепостничеств заводили себе целые гаремы или публичные дома. Сам образ жизни работников и работниц способствовал свободным нравам. Зачастую мужчины и женщины, работающие в помещичьей усадьбе, спали в одной большой комнате. Молодых девушек отправляли работать на ночные работы вместе с мужчинами. Приказчики, конторщики старосты имели практически безраздельную власть над подчиненными им работницами . Придирки, угрозы лишения заработка или прямое насилие были обычными инструментами склонения к сексу.

Но и в местностях где не было помещичьего гнета тоже было не все благополучно с супружеской верностью.

«На Севере России в это же самое время, хозяин , отдавая внаем квартиру, предлагает своему жильцу и свою супругу или дочь, увеличивая, разумеется , при этом квартирную плату; с переменой квартиранта женщина переходит к другому, третьему и т.д»

Весьма своеобразные обычаи бытовали у сектантов второй половины XIX века. «После различных обрядов, совершаемых ночью… после самобичевания и общего хлыстания , старейшиной сектантов тушатся огни и начинаются самые необузданные , неестественные половые отправления»

Ну и наконец такое явление как снохачество. Просуществовало вплоть до XX века в деревнях. Суть явления состоит в следу­ющем: отец, женив своего еще очень молодого сына, начина­ет ухаживать за своею снохой ( за женой сына), и между отцом и женой молодого парня возникает сексуальная связь.

«В какой степени распространено снохачество между крес­тьянами, можно судить по следующему рассказу, относящему­ся к той же губернии: в одно селение общество купило для церкви колокол, который не мог быть поднят на колокольню, несмотря на все усилия собравшихся крестьян. Дьячок, пола­гая, что колокол нейдет отгого, что между’ собравшимися при­хожанами много грешников, предложил выйти из толпы снохачам и, к общему удивлению, отступила в сторону почти половина собравшихся крестьян (т. е. снохачей).» М.Г. Кузнецов «Проституция и сифилис в России»