Гражданская война в России сильно отличалась от Первой мировой тем, что четкие непрерывные линии фронта порой отсутствовали как класс. Особенно это качается первых этапов противостояния, когда силы враждующих сторон в том или ином регионе редко превышали несколько тысяч бойцов. Все усугублялось революционным бардаком и анархией — основная масса солдаты бывшей Российской империи воевать не желала и стремилась слинять домой, но оружие при себе, как правило, имела.
Военный историк и бывший царский офицер на службе большевиков, Н. Е. Какурин, вспоминал, что в подобных условиях жизненно важной что для белых, что для красных становилась борьба за железные дороги и отдельные станции. В Гражданской войне действительно огромную роль сыграли бронепоезда. Они представляли собой мобильные крепости, насчитывали «гарнизон» в несколько сотен человек, имели артиллерию и пулеметы.
Мчался с рёвом паровоз! Песни горлопанили,
А в вагоне под селёдку жрали медный купорос
И до того напилися, что командира ранили.
(с) из песни группы Монгол Шуудан «Паровоз-анархия».
В итоге Гражданская война в ранний период представляла собой сплошные погони бронепоездов друг за другом и утомительную борьбу за отдельные «контрольные точки» — важные населенные пункты, склады, станции. Небольшие подразделения на бронепоездах и (иногда) при поддержке конницы могли за несколько дней взять под контроль обширный регион, а потом также резко его потерять. В итоге многие бои Гражданской войны выглядели примерно так: к станции подъезжает бронепоезд, начинает обстреливать противника и высаживать пехоту. Если нападавшим везло, то их оппоненты срочно грузились на свою технику и сваливали, если нет — убираться восвояси приходилось уже атакующим... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Ставьте лайки статье, если она пришлась вам по вкусу.