Найти в Дзене
Кириллица

Челубей: кем был соперник Пересвета в поединке на Куликовом поле

В литературном произведении 15 века "Сказания о Мамаевом побоище" в числе героев со стороны противников русских воинов ключевым персонажем назван Челубей. В более поздних редакциях и переводах имя могучего тюркского богатыря называется и как Челибей, и как Темир-Мирза, и как Таврул. Отдавая дань силе и военному мастерству Челубея, авторы "Сказания..." мало раскрывают личность этого героя. Впоследствии историки не раз пытались найти, кто и откуда этот воин темника Мамая, почему он так поразил не только участников сражений, но и летописцев.

Некоторые авторы-исследователи, например, российский историк, археолог и литературовед, специализирующийся на исследовании древних славянских летописей А. Л. Никитин в своем труде "Основания русской истории. Мифологемы и факты" утверждает, что такого героя в реальности не существовало. Что он, что его противник Пересвет были вымышленными персонажами. В доказательство он приводит дальнейшие слова "Сказания...", в которых Пересвет уже: "поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвельчивает..." в разгар битвы, будучи смертельно раненым Челубеем еще до ее начала. Но есть и другие мнения.
Епископ Митрофан (Баданин) приводит интересные факты, которые невозможно опровергнуть. Так, один из игуменов Троице-Сергиевой Лавры, в молодости будучи увлеченным восточными единоборствами, философией и практиками, поехал во время перестройки (середина 80-х гг. прошлого века) в Тибет с целью поступления в один из его монастырей и приобщения к буддизму. Монастыри Тибета как раз с 1984 года стали ограниченно открытыми для доступа иностранцам, но отношение к приезжим оставалось настороженным, и даже скептически-недружелюбным. Так было и с будущим игуменом, пока монахи не узнали, что он из России. В их переговорах между собой можно было услышать имя "Пересвет", а отношение сразу изменилось на почтительное. Оказывается, воин Пересвет для них - наподобие Чуда, человек, который смог изменить установленный законом ход вещей.

А Челюбей - не просто воин, а тибетский монах, в совершенстве владеющий практиками боевой буддийской магии Бон-по, делающей человека "бессмертным" ("Энциклопедия Философия буддизма", Российская академия наук Институт философии, отв. редактор M. Т. Степанянц). Согласно верованиям этого направления буддизма (по некоторым исследованиям, имеющим немало общих корней с более древней религией шаманизма, существовавшей на Тибете и близлежащих территориях), непобедимость воинам бон-по дает сговор с потусторонними силами, то есть, проводя аналогии с христианством, "продажа бессмертной души дьяволу". Именно так и поступил Челубей.

Поэтому, выставив его против Пересвета, войско Мамая было уверено, что ничем не рискует - победить и умертвить такого воина было невозможно. Но произошло невероятное - Челубей был убит. Мало того, вышедший против него русский воин был без доспехов - на нем была лишь монашеская схима и копье в руке (историки, изучив по многочисленным описаниям легендарный бой, полагают, что изображение битвы и ее деталей на картине П. Рыженкова «Победа Пересвета», максимально соответствует действительности). Хотя сам Пересвет получил тяжелейшую смертельную рану от Челубея, но и "бессмертный" был поражен им.
Даже сегодня мастера восточных единоборств передают через поколения память о великом Боге русских, сила которого неодолима, а его воины - непобедимы