Найти в Дзене

Рост цен на бензин в 2019 году будут сдерживать "вручную". Но это не точно.

Оглавление

С 1 января 2019 года правительство повысит акцизы на бензин и дизельное топливо на 3,7 тысяч и 2,7 тысяч рублей за тонну соответственно. Одновременно с этим вырастет налог на добавочную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Аналитики обеспокоены тем, как это ударит по карману водителям: если следовать логике простых подсчетов, цены на заправках могут подняться минимум на 4 рубля за литр топлива. Ведь топливные акцизы - непосредственная составляющая стоимости бензина. Однако, Минэнерго не видит риска подорожания бензина в предстоящем году. Правительство намерено опробовать на практике новые налоговые механизмы сдерживания роста цен. Разберемся, как это будет работать.

Цены на бензин растут уже много лет подряд:

Интереснее всего то, что цены на нефть далеко не так стабильны:

-2

Получается что если стоимость нефти падает, у нефтяников падают доходы и они вынуждены повышать цены на топливо в России. Если стоимость нефти растет, то "нефть стала дороже, следовательно и бензин дорожает". Парадокс.

Например Таиланд сам не добывает нефть, а лишь закупает ее. Там таких проблем нет, стоимость топлива растет и падает пропорционально стоимости нефти.

-3

Временная "заморозка"

В мае 2018 года цены на АЗС росли стремительно. Чтобы урегулировать ситуацию на рынке, на совещании у вице-премьера РФ Дмитрия Козака было принято решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо на 3000 и 2000 рублей за тонну. Намеченное ранее повышение ставки с 1 июля было отменено. Это позволило временно сгладить ситуацию на топливном рынке.

К октябрю 2018 года оптовые цены на топливо превысили майский уровень. Подорожание было вызвано, прежде всего, ростом нефтяных котировок на мировом рынке и дефицитом бензина на рынке внутреннем - нефтедобывающим компаниям по прежнему выгоднее продавать сырье за рубеж. Сыграло свою роль и ослабление рубля по отношению к американской валюте. В целом с начала года средняя стоимость бензина в России увеличилась на 9%, дизеля — на 10,3%.

В конце октября правительство, крупные нефтекомпании и независимые АЗС приняли экстренные меры: подписали общее соглашение о стабилизации внутреннего рынка моторного топлива сроком действия с 1 ноября 2018 по 31 марта 2019 года с возможным продлением. Согласно соглашению, оптовые цены до конца года не превысят летнего уровня. А в следующем году рост не должен выбиваться из общего уровня инфляции в 4-5%. Нефтекомпании со своей стороны обязуются увеличивать объемы поставляемого топлива на внутренний рынок.

Новая налоговая политика

А что же дальше? С нового года намеченные ранее на июль ставки акцизов будут восстановлены. Одновременно с этим в силу вступит законопроект о нефтяном налоговом маневре. Экспортная пошлина на нефть, которая сейчас составляет 30%, постепенно будет снижаться до нулевых показателей. При этом налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет повышаться. Эти действия могут вновь привести к росту цен на сырье на внутреннем рынке.

Разницу экспортных и внутренних цен на нефтепродукты призван сгладить отрицательный акциз. Он будет выплачивается нефтеперерабатывающим компаниям в том случае, если мировые цены на топливо превысят российские. При этом величина акциза напрямую зависит от цен. Эти действия должны сделать отечественный рынок более привлекательным для нефтепереработчиков, несмотря на повышение акцизов и понижение экспортной пошлины. Субсидии нефтяникам в 2019 году могут вырасти с 400 млрд. рублей до 630 млрд. рублей.

Прогноз на 2019

Сделать точные прогнозы цен на заправках невозможно, так как нельзя учитывать другие факторы, которые могут повлиять на ценообразование. Но исходя из запланированных действий правительства, рост розничных цен будет жестко контролироваться. Если цифры пойдут вверх, правительство готово вновь ввести экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты на время, пока цены не придут в норму. Такой "ручной" механизм налогорегулирования в области нефтепродукции снижает риск роста цен на бензин в 2019 году. Остается только проверить, насколько эффективно будут работать принятые законы. Механизм должен гибко и оперативно отзываться на любые изменения на рынке, в противном случае цены на АЗС не будут стабильными, то повышаясь, то опускаясь вниз.