Найти тему
РЕКА ВРЕМЕНИ

За что на будущего трижды Героя Советского союза А.И. Покрышкина в 1942 году передали дело в Бакинский трибунал

                                  Александр Иванович Покрышкин
Александр Иванович Покрышкин

Из-за чего начался длительный конфликт Александра Ивановича Покрышкина со своим новым командиром полка Николаем Васильевичем Исаевым сейчас сказать трудно. В своих мемуарах Александр Иванович никогда не называл его подлинную фамилию. Сейчас главной причиной называют зависть командира полка, его ревность к успехам прославленного аса. Я придерживаюсь немного другой точки зрения.

Если А.И. Покрышкин в своих мемуарах отзывается об Исаеве в основном в негативных тонах, то в своих мемуарах Герой Советского Союза Н.В. Исаев пишет о Покрышкине с большим уважением, оценивая его как превосходного летчика, хорошего учителя, великолепного тактика.

Николай Васильевич Исаев. Командир авиаполка в котором воевал Покрышкин
Николай Васильевич Исаев. Командир авиаполка в котором воевал Покрышкин

Считаю, что это произошло потому, что события и время доказали правоту Александра Ивановича. Понял это и Н.В. Исаев, поэтому в своих воспоминаниях он описывает Александра Ивановича только с положительной стороны. А в 1942 году их отношения могли привести к трагедии.

Причина конфликта, как я думаю, в характере Александра Ивановича. Он никогда не был подхалимом, и, независимо от должностей и званий, отстаивал свою точку зрения, или как говорят - резал матку-правду в глаза. Не раз у него возникали конфликты со своим командиром полка по поводу тактики применения истребителей в бою. Александр Иванович неоднократно обвинял Исаева в том, что своими непродуманными приказами он часто ставил лётчиков во время выполнения боевых задач в сложное положение, а иногда это приводило и к их гибели.

И вот теперь подумайте, как же командир может относиться к своему подчиненному, который говорит нелицеприятные вещи в глаза? Думаю, ответ ясен, ведь у нас часто отношения между командиром и подчиненным складываются по принципу: «Я начальник - ты дурак".

Поэтому, я считаю, что Николай Васильевич просто мечтал любыми путями избавиться от талантливого, но строптивого подчиненного. И осенью 1942 года такая возможность представилась.

Летчики, находясь в посёлке Насосном, дожидались получения новых самолетов. В ЗАП (запасной авиаполк) на тот период прибыло большое количество "безлошадных" лётчиков из различных подразделений. Их быт организован был, можно сказать, не очень, а точнее - отвратительно. Даже попасть в столовую для летчиков было проблемой. Полк, в котором воевал Александр Иванович, уже получил звание гвардейского, и для лётчиков была создана хоть маленькая, но немаловажная для той обстановке привилегия - для гвардейцев были поставлены отдельные столики.

Легкодоступным в то время была лишь вино на местном рынке и многие летчики позволяли себе "расслабиться". На этой почве нередко возникали конфликты. Вот и у Александра Ивановича и летчиков его полка возник конфликт с подвыпившими старшими офицерами, подсевшими за стол гвардейцев. Не стоит описывать, как протекал этот конфликт, но в результате его Александра Ивановича посчитали зачинщиком и он попал на гауптвахту.

Мог ли командир полка замять этот конфликт? Безусловно. Покрышкин был одним из лучших летчиков. Летчики, с которыми возник инцидент, не предъявляли Покрышкину никаких претензий, а, скорее всего, отнеслись к нему как к чему-то обыденному, и вскоре о нём забыли.

Вот только командир полка Исаев решил воспользоваться возможностью избавиться от строптивого летчика. Его не волновала дальнейшая судьба капитана Покрышкина, главное было, убрать его любыми путями.

Оглушительным ударом для Александра Ивановича после возвращения с гауптвахты стало известия о том, что он снят с должности командира эскадрильи, исключён из партии, выведен за штат полка. Дело о проступке капитана Покрышкина теперь должен был рассматривать Бакинский военный трибунал.

Представление название Героя Советского Союза, которое на Александра Ивановича подавал прежний командир полка Иванов, было отозвано. Характеристика, которую написал на Покрышкина его новый начальник Исаев, была резко отрицательной. Так один из лучших летчиков страны стал, самое малое, кандидатом в штрафной батальон.

Неизвестно, чем бы завершилась это дело. В тылу Покрышкина никто не знал. Начальник штаба полка и особист были не против наказания строптивого комэска. Случайно об этом узнали летчики, с которыми вступил в конфликт Александр Иванович.

Один из них, командир 298-го истребительного авиаполка, подполковник Тараненко, пообещал написать объяснительные, а вскоре в часть вернулся и комиссар полка Погребной, который, придя в ужас от происходящих событий, немедленно написал на Покрышкина объективную характеристику, и как командир полка этому не препятствовал, она была направлена в трибунал.

И хотя Александра Ивановича вывели за штат полка, он тайно следовал за своей частью на место новый дислокации. Вскоре Покрышкин был восстановлен в партии и в должности. Все закончилось благополучно. Впоследствии Николай Васильевич Исаев даже послужил под командованием своего бывшего подчинённого.

Александра Ивановича спасла его фронтовая репутация и высокий авторитет как превосходного летчика-истребителя, тактика и мастера воздушного боя. А ведь всё могло сложиться иначе. Осень 1942 года - это один из самых трагичных периодов Великой Отечественной войны. Был издан приказ № 227, согласно которому в спешном порядке формировались штрафные батальоны и штрафные роты, так что известный ас, будущий трижды Герой Советского Союза, вполне мог пополнить одно из подобных подразделений.

Так простое сведение личных счетов могло привести к трагедии, которой к счастью не произошло. В воспоминаниях Николая Васильевича Исаева мы строк об этих событиях не найдем. Об этом стало известно лишь из воспоминаний Покрышкина и его сослуживцев.

А нам остается только радоваться, что справедливость восторжествовала. Александр Иванович продолжил воевать, стал Трижды Героем Советского Союза и лучшим асом антигитлеровская коалиции, да и просто, одним из лучших летчиков-истребителей Второй мировой войны.