Международная космическая станция – пилотируемая орбитальная станция Земли, предназначенная для различных научных исследований в космической сфере. На сегодняшний день МКС – это самый масштабный, дорогостоящий и, не побоюсь этого слова, гениальнейший инженерный проект человечества. Как же удалось создать такое чудо инженерии, которое ежедневно делает огромный вклад в науку и освоение космоса?
Самый большой двигатель прогресса – соперничество
Разумеется, и создание МКС не обошлось без него.
Все началось еще в конце Второй Мировой Войны. В США появилось ядерное оружие, разрушающее действие которого они продемонстрировали на несчастных Хиросиме и Нагасаки. В СССР не могли допустить продолжительное отставание в военной отрасли, поэтому за короткие сроки советские инженерные умы должны были создать собственную атомную бомбу. Началась гонка вооружений.
Бомбы не имеют смысла, если их не доставить на место их применения. А чтобы это сделать, нужно было преодолеть гигантские расстояния за минимально возможное время. Так начала развиваться ракетная промышленность, которая постепенно переросла от межконтинентальных перелетов до выхода с поверхности земли на ее орбиту.
От разрушения к созиданию
Наука работала, в основном, чтобы совершенствовать военные технологии, но постепенно мирное время давало о себе знать, и в головах ученых и инженеров все больше зарождались, а затем воплощались идеи по развитию науки, как отрасли отдельной от военной. Естественно, это происходило не сразу, но уже стали видны первые шаги к такому переходу.
Космическая гонка
СССР и США примерно в одно и то же время начали разрабатывать проект первого искусственного спутника Земли. Благодаря гениальному советскому конструктору Сергею Павловичу Королеву и целой команде инженеров, Союзу удалось обогнать Штаты, и 6 октября 1957 года СМИ по всему миру активно начали вещать о выходе «Спутника-1» в космическое пространство. Так гонка вооружений постепенно переросла в космическую гонку.
Далее начались исследования по запуску в космос живых существ. И после многочисленных удачных (и не очень) экспериментов с животными, было принято решение отправить на орбиту человека. Для данной цели среди 20 кандидатов был избран советский летчик Юрий Алексеевич Гагарин. И 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток-1» с космодрома «Байконур» в космическое пространство вышел гражданин Советского Союза. Он облетел вокруг планеты и благополучно приземлился на поверхность Земли.
Всего через 4 недели в суборбитальный космический полет был отправлен американский летчик Алан Шепард. Хоть его полет и стал очередным доказательством высокого уровня развития космической инженерии США, но остался скорее разочарованием, так как весь мир уже считал героем Гагарина, а имя Шепарда, к сожалению, мало кто вообще сейчас помнит.
Заголовки газет попеременно пестрили то достижениями Штатов, то разработками Союза. Совершалось множество полетов, проводились различные эксперименты, активно совершенствовалась наука и техника. Обе страны разрабатывали планы по выполнению одной чуть ли не фантастической миссии…
«Летим на луну!» - звучало в головах и советских, и американских космических инженеров. Усилия последних увенчались успехом: 20 июля 1969 года «маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества» сделали астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин, сойдя с космического корабля «Аполлон-11» на поверхность Луны. К сожалению, лунная пилотируемая программа СССР не дала положительных результатов: все запуски беспилотных испытательных кораблей закончились их крушением, и программа по пилотируемым полетам на Луну была закрыта. Однако советским ученым удалось доставить на поверхность луны дистанционно-управляемые самоходные аппараты-планетоходы «Луноход-1» и «Луноход-2», которые в ходе успешной эксплуатации сделали значительный вклад в изучение поверхности земного спутника.
В то время, как американцы продолжали совершать кратковременные космические полеты, Советский Союз уже ставил для себя новую задачу: обеспечение и изучение более длительного пребывания человека в космосе.
Эта статья повествует о некоторых моментах истории, без которых над Землей сейчас вряд ли бы кружила огромная исследовательская космическая станция.
В следующей статье «МКС не сразу строилась (Предпосылки)» Вы сможете узнать, какие значимые прорывы должны были совершить инженеры, чтобы создать современную космическую станцию.
В статье «МКС не сразу строилась (Основная часть)» описано поэтапное строительство станции от первого блока «Заря» до того ее состояния, которое мы можем наблюдать сегодня.
Понравилась статья? Оцените ее и обязательно напишите, что вы думаете по поводу данной темы в комментариях. Также не забудьте подписаться на канал, на нем вас вас ждет еще очень много интересных статей ;)