Опубликованы архивные документы об одной из крупнейших карательных операций, проведенных нацистами в Беларуси в годы Великой Отечественной войны
Обычно для подобных кровавых злодеяний фашисты придумывали чудовищно циничные лирические названия: «Зимнее волшебство», «Весенний праздник», «Волшебная флейта», «Зимний лес», «Майская гроза», «Освящение храма», «Праздник урожая», «Прогулка на Троицу», «Теплый ветер»… На этот раз, похоже, фантазия иссякла. Карательная операция, которая проходила с 20 мая по 21 июня 1943 года и была направлена против партизанских бригад Дяди Коли, «Железняк», имени С. М. Кирова, чашницкой «Дубава», «Народные мстители», «Штурмовая», отдельных отрядов «Смерть фашизму», «Гвардеец», «За Родину» и других, а также мирного населения Бегомльского, Лепельского, Плещеницкого, Холопеничского и соседних с ними районов, получила кодовое название «Коттбус» (название города и округа в Германии). Цель операции, которую гитлеровское командование поставило перед своими подразделениями, — покончить с партизанским движением в Белоруссии, дабы не отвлекать значительные силы с фронта во время предстоящей битвы под Курском и других решающих боев с Красной армией.
— «Коттбус» — только одна из 140 крупных карательных операций, которые фашисты провели за годы оккупации нашей земли, — подчеркнул Виктор Кураш, директор Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь. — Она, может, не столь значительна с военной точки зрения, как другие, однако именно «Коттбус» наглядно показывает ту огромную цену, которую заплатил белорусский народ за освобождение своей земли, демонстрирует героизм людей. Партизанам с их простейшим вооружением и минимальным военным опытом противостояли более 20 тысяч солдат и офицеров специальных карательных частей СС, вооруженных до зубов и хорошо обученных, поддерживаемых артиллерией и авиацией, не считая жандармов, солдат немецких охранных войск и полицаев. Но даже такая военная махина не смогла достичь своей главной цели — уничтожить партизанское движение на этих землях.
Карательная операция, согласно немецким планам, должна была закончиться к концу июня, через 10 дней. Однако затянулась на месяц. В ночь на 19 июля партизаны прорвали окружение и вышли из блокады. По оценкам историков, в ходе «Коттбуса» в боях с нацистами участвовали от 8 тысяч до 10 тысяч партизан.
— В сборник «Коттбус». Нацистская карательная операция в Беларуси, май — июнь 1943 г.» включены 402 документа из архивов Беларуси, России, Германии и США, значительная часть которых публикуется впервые, — рассказал Вячеслав Селеменев, ведущий научный сотрудник Национального архива Республики Беларусь, кандидат исторических наук, руководитель коллектива составителей книги. — Издание показывает, что эта карательная операция, как и другие, не была чисто военной. При планировании изначально учитывалась и экономическая составляющая, в том числе вывоз скота, зерна, льна и другой сельхозпродукции, прочих ценностей, отправка белорусов на принудительные работы в Германию.
По словам Вячеслава Селеменева, книга также наглядно демонстрирует особую жестокость фашистов по отношению к мирным гражданам при проведении подобных операций.
— Если потери немецких войск и партизан с обеих сторон составили около тысячи человек, то только в одном Бегомльском районе погибли примерно 3 тысячи местных жителей. Был полностью уничтожен 221 населенный пункт, — привел пример ведущий научный сотрудник Национального архива Республики Беларусь. — Немцы часто прогоняли людей через минные поля, чтобы очистить их перед наступлением своих войск. По данным фашистов, таким образом были уничтожены 2-3 тысячи человек.
Автором предисловия к книге выступил доктор исторических наук, профессор Анатолий Шарков. Он признался, что предложение подготовить вступительную статью принял как минимум по двум причинам.
— Во-первых, такое издание сегодня очень актуально, особенно на фоне все чаще звучащих заявлений, что немцы несли на нашу землю некий особый порядок и какие-то там еще западные ценности, — сказал на презентации Анатолий Васильевич. — Собранные материалы свидетельствуют, что коричневая чума сеяла только геноцид. Во-вторых, о событиях, которые происходили тогда, я знал с самого детства. О них рассказывал мой отец, начальник штаба партизанской бригады имени С. М. Кирова, непосредственный участник тех боев. Я лично знал многих партизан, сражавшихся с фашистами во время карательной операции. Поэтому то, что я стал одним из авторов книги, — моя маленькая благодарность отважным людям за их подвиг.
Сборник состоит из трех разделов. В первом представлены документы о подготовке, ходе и об итогах операции. Во втором — показания карателей, принимавших участие в операции. Акты, справки, протоколы опросов, воспоминания спасшихся жителей сожженных деревень и другие материалы третьей части рассказывают о преступлениях, совершенных карателями. Дополняет этот раздел список населенных пунктов Бегомльского, Борисовского, Докшицкого, Лепельского, Плещеницкого, Ушачского и Холопеничского районов, уничтоженных полностью или частично во время операции «Коттбус».
— Участников войны становится все меньше, и молодежь все реже может услышать из первых уст правду о страшных злодеяниях фашистов, — высказал свое мнение Анатолий Адоньев, председатель Минской городской организации ветеранов Белорусского общественного объединения ветеранов. — Поэтому Национальный архив Беларуси работает во благо, делая документы того времени максимально доступными. Подрастающее поколение должно знать цену свободы и независимости нашей страны.
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке российского Фонда содействия актуальным историческим исследованиям «Историческая память». Его директор Александр Дюков отметил большой вклад Беларуси в сохранение памяти о Великой Отечественной войне, изучение политики геноцида на оккупированной территории.
— Аналогов белорусской базы данных о сожженных деревнях нет ни в России, ни в других постсоветских республиках. Мы продолжим наше сотрудничество с коллегами из Беларуси, будем публиковать архивные материалы тех лет, — заверил Александр Дюков.
Автор: Владимир Николайчук