Люди так или иначе связанные с образованием знают что за последние 10 лет прошло активное закрытие школ в России. Данных о количестве в открытых источниках Росстата почему то нет или их очень трудно найти. Здесь например говорится что количество школ с начала нулевых сократилось на 20 тыс. (данные на 2015 год)
Так почему же их закрыли, и процесс этот идёт и сейчас, но называется оптимизация?
Всё дело в Нормативно Подушевом Финансировании. Пресловутая формула "Деньги-вслед за Учеником".
Дело в том что каждый регион выделяет определённое количество денег на 1 ученика в год, умножаем эту цифру на число учеников и вуаля. Готов бюджет школы. На эту сумму надо всё покупать, платить зарплату учителям и администрации, содержать здание. Я надеюсь вы в курсе что в одних регионах зарплата учителя может быть 15 тыс рублей, а в других 30-45 тыс рублей. Вот это как раз из-за НПФ.
Самое любопытное что просто так сходу найти этот самый норматив подушевого финансирования нетривиальная задача, вот я кое-как набрёл на краснодарский отчёт и тут мы видим следующее. Городская школа - 25865 рублей, сельская 38610, малокомплектная 92532. (сразу скажу что цифры кубанские очень даже средненькие)
Я в дальнейшем объяснении буду упрощать и мы возьмём и округлим эти цифры до 25 000, 40 000 и 100 000 соответственно.
Смотрите. Пусть имеется школа малокомплектная, скажем на 50 учеников. Итого там бюджет будет 5 000 000 рублей. Вне зависимости от количества детей классов там 11, значит число учителей по меньшей мере 20 человек (а скорее 25 даже, но пусть 20 человек) пусть зарплату у каждого определят например в 35 тыс рублей. 35000*12месяцев*20 учителей=8 400 000 рублей. Видите, 3 400 000 уже не хватает. Ни о обслуживании, ни о закупках чего либо, питании, содержании здания речи уже нет. Чтобы выходить в ноль бюджетом только по зарплате нужно платить учителям 5 000 000/20/12 =20 833 рубля 33 копейки в месяц (или 21 тыс рублей округлённо). Понятно теперь почему даже если ученик малокомплектной школы стоит очень дорого, школе будет не хватать денег?
Возьмём городскую школу. Пусть там 11 классов в каждой параллели по 4 класса в классе 30 учеников. Итого 1320 учеников. Бюджет соответственно 1320*25000 =33 000 000. Или 33 млн.рублей.Всего учителей ориентировочно будет около 100 человек. Как мы выяснили что в малокомплектной школе надо платить учителю где то 21 000 рублей, малокомплектная она в сельской местности, а там надбавка сельские 25% идёт. Таким образом городскому учителю достаточно платить 17 000 рублей. Каков же бюджет такой школы?
Умножаем 17 000 * 100учителей*12месяцев = 20 400 000 рублей - ФОНД оплаты труда учителей. Остаётся 33 000 000 - 20 400 000 = 12 600 000 руб. Тут и техперсонал можно нанять (уборщицы), и немного купить чего-нибудь на аукционах из оборудования и здание содержать.Но как видите всё это впритык. Теперь понятно почему я написал выше что на Кубани денег выделяется не очень.
Идём дальше... Куда деваться, оптимизируем малокомплектную школу, но не удаляем её как раньше, а делаем филиалом этой самой городской школы. Учеников теперь 50+1320 = 1370, учителей теперь 120.
Что получается по финансам: Бюджет 1370*25000=34 250 000 рублей.
ФОТ учителей 120 *17000*12=24 480 000. Итого на содержание администрации, закупки, техперсонал остаётся 9 770 000 рублей. Меньше конечно, но никто почти не пострадал. Школа не пострадала самое главное.
Я здесь принципы формирования зарплаты учителя не описал, но думаю что это не столь принципиально важно в данном контексте. Так как вы понимаете теперь, что если увеличить зарплату учителю, то её собственно нечем будет платить. Таким образом никакие призывы повысить учителям зарплату на 10 или 15% даже невозможны в принципе до тех пор пока не повысят цену подушевую 1 ученика.
Таким образом расслоение учителей по зарплатам в разных регионах обусловлено не кровожадностью одних региональных властей и социальноориентированным лицом других властей регионов, а банальным наличием денег в бюджете региона, и соответствующей "ценой" (нормативом) одного учащегося.
Есть и другая сторона этого НПФ, например в северных регионах РФ, стоимость ребёнка достаточна для того что бы платить зарплату учителю в 40-50 тыс рублей, да и ещё в больших школах в конце календарного года на счетах остаётся порядка 30-40 млн рублей на всяческие закупки.
Кто же это всё придумал? Да вот отсюда это. "Эврика" рекомендовала, власти сделали стойку, ничего толком не посчитав и в большинстве регионов РФ мы имеем то что имеем.
Школы позакрывали из-за этого НПФ, сейчас то уже не позакрываешь, оставшиеся сливают делая филиалами. Власти на местах стараются как могут, таков сейчас уже как 10 лет с гаком закон (о НПФ).
Если вам стало немного понятнее, как что и почему, понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
________________________________________________________
Спасибо. О чём бы вы хотели знать ещё, какая тема интересует?