Найти в Дзене
Наш край

Гомель в конце XVIII – начале XX вв. Время Румянцевых и Паскевичей

Оглавление

Кон. XVIII в. — это время больших изменений во многих областях жизни европейских народов. В истории стран Восточной Европы это было временем перехода от средневековья к Новому времени В истории этот период получил название — эпоха Просвещения. Идей­ной основой эпохи стали труды французских философов и общест­венных деятелей, которые призывали к отказу от средневековых предрассудков. Развивалось светское образование. Открывались новые университеты, школы, гимназии. Государство широко под­держивало науку и изящные искусства, интенсивные контакты со странами Западной Европы.

Перемены коснулись и архитектуры. Здания приобрели четкость построения, наступила эра господства стиля классицизма, в основе которого лежало новое рационалистическое прочтение античного наследия Греции и Рима, а также итальянского Возрождения. Архитектура становится преимущественно светски ориентированной. Стро­ятся здания нового типа — театры, больницы, университеты, гимназии.

Формирование нового облика города в эпоху Просвещения

Нововведения эпохи Просвещения касались прежде всего круп­ных городов, но именно в этот период произошло событие, которое изменило жизнь провинциального Гомеля.

5 августа 1772 г. в Петербурге была подписана конвенция между Россией, Пруссией и Австрией о разделе территории Речи Посполитой. К России отошли Инфляндское, большая часть Полоцкого, поч­ти все Витебское, Мстиславское воеводства и восточная часть Речицкого уезда Минского воеводства (с Рогачевом, Пропойском, Чечерском и Гомелем).

Таким образом, в результате первого раздела Речи Посполитой Гомель отходит в состав Российской империи. Если для Речи По­сполитой кон. XVIII в. был временем небывалого кризиса, то для Российской империи — период небывалого подъема. Это было эпоха Екатерины II. Замечательными были успехи в международной поли­тике. Западные границы Российской империи продвинулись до Бе­лостока, южная степь превратилась в Новороссию, Крым стал рус­ской областью, а между Днепром и Днестром не осталось и пяди ту­рецкой земли. Но не все было так гладко. Для российского народа это было тревожное и тяжелое время. Из 34 лет правления Екатери­ны 1117 лет пришлось на внешнюю и внутреннюю борьбу, и лишь 17 лет был мир. Две войны с Турцией, две польские компании, персид­ский поход, восстание Е. Пугачева — таков итог царствования Екате­рины II [4, с. 34-35].

До первого раздела Речи Посполитой Гомель был частновладельче­ским городом и принадлежал одному из крупнейшим польских маг­натов князю Михаилу Фредерику Чарторыйскому, который представ­лял могущественный клан польской аристократии и являлся круп­нейшим земельным собственником на Беларуси. Но в Гомеле он бывал редко, так как занимал ведущую в государстве должность канцлера Великого княжества Литовского, и его позиции в отноше­нии к России отличались непримиримостью. Князь одним из первых предугадал разгул русификации, начавшейся в Речи Посполитой, и, как истинный патриот своей родины, осознал угрозу со сторону вос­точного соседа.

Конечно же, иметь на своих землях такого оппозиционно настро­енного владельца Екатерина II не желала, и поэтому одним из тре­бований императрицы на присоединенных землях было принятие присяги на верность ей. Конечно же, М. Чарторыйский не присягнул на верность императрице и поэтому не сохранил за собой Гомель. Он умер в 1775 г. в Варшаве.

Чтобы не пропустить новые статьи и исследования — подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

В кон. XVIII в. гомельское имение уже называлось староством. А староствами при Екатерине II именовались такие земли, которыми императрица была вольна распоряжаться самостоятельно. Таким образом, эти земли пополнили государственную казну Российское империи. Гомель был конфискован и стал уездным городом Рогачевской провинции Могилевской губернии.

Непосредственно после присоединения города к России в нем проживало 1909 человек, гомелянами считались 1692 человека, ос­тальные были пришлыми, которые появились в Гомеле в поисках заработка. Из общего количества населения 910 человек были пра­вославными мещанами, 67 — католиками шляхетского сословия, 593 — евреями — ювелирами и торговцами, еще 62 человека принадлежали к семьям служителей православных храмов. Среди мещан большин­ство составляли белорусы.

С точки зрения религии такая ситуация в Гомеле сохранялась до 20-х годов XIX в. Одновременно в Гомеле сосуществовали право­славные, униаты и иудеи. Значительную прослойку составляли ста­роверы. С 1773-1775 гг. только в Спасовой слободе (современные улицы Пролетарская, Комиссарова, Плеханова, Фрунзе) проживало 557 староверов. Это было отдельное пригородное поселение.

После присоединения к России в Гомеле начало резко возрас­тать количество евреев. К 1911 г. оно достигло 30 тыс. 708 чел. (все­го население города тогда составляло 79 тыс. 107 чел.). Это было связано с национальной политикой царского правительства. С кон. XVIII в. для евреев была установлена черта оседлости. Место про­живания евреев ограничивалось 15 западными губерниями, в том числе и белорусскими.

На вновь приобретенных землях, в том числе и в Гомеле, цар­ское правительство проводило политику, направленную на создание своей социальной опоры путем привлечения на свою сторону поль­ских и литовских феодалов и усиленного насаждения русского по­мещичьего землевладения. Екатерина II, а затем и её преемники щедро раздавали белорусские земли и крепостных крестьян своим приближенным. В 1775 г. фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому (герою русско-турецкой войны 1768-1774 гг.) было пожаловано в вечное потомственное владение более 11 тыс. крестьян и 239 тыс. десятин земли, в том числе и Гомель.

Конец XVIII — пер. пол. XIX вв. — время создания нового Гомеля. Это эпоха классицизма и истории европейского зодчества. Она ха­рактеризуется сознательным обращением к античному наследию, чертами рационализма и практицизма. До этого времени архитекту­ра Гомеля развивалась стихийно, постепенно, как архитектура не­большого провинциального поселения с древней застройкой в тра­диционных формах. Позднее, в эпоху капитализма, бурное развитие города продолжалось и даже ускорилось. Но принципы уже были иными. Город развивался без единого художественного замысла, на архитектурных идеях эклектики и модерна.

В связи с передачей города в частную собственность одного ли­ца его население в большинстве своем было переведено в сословие крестьян и подчинено суду и власти владельца. П.А. Румянцев фактиче­ски являлся представителем императрицы в Малороссии (Украине), поэтому в белорусских владениях бывал редко.

Новый владелец города отрицательно относился к тому, что Го­мель являлся поветовым центром. И поэтому, идя навстречу жела­ниям фельдмаршала, правительственным решением 1777 г. [2, с. 27] поветовые учреждения было решено перевести на новое место — на левый берег реки Сож, за три версты от Гомеля. В то время там находилось небольшое поселение, которое состояло приблизи­тельно из 20 дворов староверов и называлось Щекотовской дачей. Там же находился и староверский Пахомьев монастырь.

Поветовая администрация временно разместилась в деревне Белица (сегодня это деревня Старая Белица Гомельского района). Строительство же нового центра повета велось согласно генераль­ному плану 1778 г. в стиле классицизма с сетью прямоугольных кварталов и прямыми улицами, с особыми корректировками, обу­словленными рельефами местности. Центральной осью населенно­го пункта стал отрезок дороги Великие Луки — Киев, построенной в 1782 г. В 1786 г. поветовая администрация из Белицы была переве­дена в построенный для неё центр, которому было оставлено назва­ние Белица с добавленным словом «Новая» — Новая Белица.

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.