Найти в Дзене
Ученье - свет...

Ученье - свет...

Публикации для учащихся, а также для всех, кому интересно получение знаний.
подборка · 22 материала
10 месяцев назад
Химические уравнения, метод полуреакций и недомолвки о них в школе
Преподаватели, следуя базовой учебной программе, вольны самостоятельно выбирать материал, который имеет смысл дать учащимся в качестве дополнительного. Если касаться школьной химии, то здесь можно назвать упомянутое мной неоднократно в других публикациях «правило креста» и решение задач с его использованием. К такой же категории факультативных навыков относится и метод полуреакций – способ подбора коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных процессов, протекающих в водных растворах...
384 читали · 1 год назад
Об упрощении через усложнение
В школьном курсе математики, особенно в курсе алгебры, у учеников нередко формируется довольно своеобразный стереотип мышления, который ощутимо может мешать решать задачи. Я бы назвал его «неприятием усложнения». Возникновение такой штуки, как мне это видится, провоцируется весьма распространённым типом заданий по алгебре по упрощению какого-либо выражения. Многие помнят, как они, задания эти, выглядят? Даётся какая-нибудь громоздкая трёхэтажная дробь с кучей скобок и ученику предлагается...
Предлагаю школьникам и студентам, изучающим органическую химию, простое мнемоническое правило, которым пользовался в своё время сам для запоминания правильного именования изомеров дизамещённых производных бензола. 1) Орто-изомер (заместители в 1,2-положении) – заместители находятся ОКОЛО друг друга; 2) Мета-изомер (заместители в 1,3-положении) – МЕЖДУ заместителями есть незамещённый атом бензольного кольца; 3) Пара-изомер (заместители в 1,4-положении) – заместители находятся в кольце друг ПРОТИВ друга. Примеры: орто-дихлорбензол – 1,2-дихлорбензол; мета-дигидроксибензол (резорцин) – 1,3-дигидроксибензол; пара-диметилбензол (пара-ксилол) – 1,4-диметилбензол. Для краткости префиксы орто-, мета-, пара- при записи названий веществ нередко сокращают до одной буквы: о-, м-, п- (русскоязычный вариант) или o-, m-, p- (латинизированный вариант), например: о-ксилол.
133 читали · 2 года назад
Про формулы сокращённого умножения и деление «столбиком»
На занятиях как в школе, так и в ВУЗе неизбежно к некоторым типам задач испытываешь определённую симпатию, такие задания нравится выполнять. В частности, моё пристрастие к решению химических задач на смешение двух растворов с применением «правила креста» было недавно отмечено одним из комментаторов на дзен-канале. А намного раньше, на уроках алгебры, я особенно предпочитал задачи, в той или иной степени связанные с построением графиков функций. Кстати, освоение такого понятия, как «производная» дало...
221 читали · 2 года назад
Листая старые советские школьные учебники...
Любопытные и актуальные ныне вещи можно запросто встретить в старых изданиях, в том числе – в школьных учебниках. В подтверждение сказанного вашему вниманию предлагается мини-подборка выдержек из них. До меня только совсем недавно дошло, что в заметке о выводе формулы для вычисления корня из числа уже долго красуется один недочёт: про некий старый учебник там упомянуто, а вот какое это было издание – нет. Ну, что ж, спешу исправить. На странице 159 книги располагается та самая формула, некогда сильно...
950 читали · 3 года назад
О правиле Вант-Гоффа и уравнении Аррениуса
В весенний семестр 2007 года мне как аспиранту для прохождения педагогической практики довелось вести лабораторные занятия по физической химии в группе студентов-химиков вечернего отделения. Как-то утром я ехал в маршрутке и придумал несложное задание, которое можно было дать кому-нибудь при приёме допуска к лабораторной работе. Заключалась задача в следующем: вывести из уравнения Аррениуса правило Bант-Гоффа, показав при этом приближённый характер последнего. До поручения такого задания учащимся дело тогда так и не дошло, но теперь это можно рассмотреть немного с другой стороны...