Ольга Боровских о творчестве и психологии
35
подписчиков
Я - Ольга Боровских. Гештальт-терапевт, арт-коуч. Больше 15 лет я изучаю влияние творчества на психологическое здоровье. Как рисовать в удовольствие, когда нет навыков, как сделать артбук одним из лучших способов заботы о себе, как письменные практики могут поддерживать даже в самые сложные времена.
Почему вам нужно больше творчества в жизни (и как найти на него время)
Вы уже слышали это миллион раз: «Творчество помогает расслабиться», «Оно делает жизнь ярче» и «Каждая женщина должна находить время для себя». Но что делать, если ваши дни так переполнены обязанностями, что и десяти минут не удается выделить на что-то «лишнее»? Семья, работа, дом — они всегда на первом месте. Творчество превращается в нечто вроде мечты, которая когда-то была важной, но теперь кажется недоступной роскошью. Но что, если творчество — это не просто хобби? Что, если оно может изменить...
Сменила свои белые московские кроссовки на негламурные фиолетовые деревенские калоши. Рисую между сессиями, греюсь на солнце и слушаю птиц. Возможность сменить обстановку, возможность тишины, рисования, присутствия в моменте и радости простым вещам, - все это то, что заставляет меня ощущать счастье. Недавно говорили с одной клиенткой про то, что значит чувствовать себя счастливым. Краткое описание чувства счастья на самом деле очень простое - это чувство глубокого удовлетворения и преобладания положительных чувств над сложными негативными чувствами. А вот наша способность чувствовать удовлетворение - уже более сложная штука. Она зависит от ценностей, целей и ожиданий от жизни, от очков, через которые мы смотрим на мир. И конечно, от внешних обстоятельств. Поэтому одни люди легче чувствуют себя счастливыми, а для других - это более сложная задача. А что заставляет вас чувствовать и ощущать счастье?
«Чем ужаснее становится мир (как в эти дни), тем абстрактнее становится искусство, в то время как мирное состояние порождает реалистичное искусство», - писал в своем дневнике в 1915 году Пауль Клее, немецкий художник, прародитель сюрреализма, авангардист и друг Василия Кандинского. Он первый изобрел, кстати, автоматическое письмо, которым позже очень часто пользовались сюрреалисты. То, что сейчас можно назвать письменной практикой, когда человек садится и записывает все, что приходит ему в голову. Подсознательные образы, мысли, обрывки слов, фантазий, получается очень интересно, можете попробовать. Несмотря на то, что его картины и художественный стиль мне не близки, но очень близко мировоззрение. Для него процесс создания всегда был гораздо более важен, чем результат, а становление художника - важней его признания. Это, кстати, я перефразирую отличную фразу из биографической статьи о нём на моем любимом артархиве. Он, кстати, еще был тем, кто впервые среди больших художников, теоретиков искусства и преподавателей (он преподавал в немецком Баухаусе) сказал, что рисунки детей и сумасшедших людей - это тоже подлинное творчество.
Привет, ребят! Сегодня решили с сыном пойти гулять в зоопарк, но прежде чем начнём собираться на прогулку, я решила час-полтора поработать над блокнотом, а то уже апрель, а у меня в нём конь не валялся 😆 пока я занимаюсь, маленькая вам затравочка, короткое видео процесса ✌️🤗🥰
5 причин завести скетчбук
Я - большой адепт систематического ведения арт-дневников.
По сути, арт-дневник - это скетчбук или любой другой блокнот, в который мы добавляем еще больше личного материала. В котором выражаем свое состояние, настроение, чувства, мысли. В котором мы не только пытаемся отработать навык рисования, но и перерабатываем наблюдаемую реальность в свой собственный опыт. Живопись — занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует. (Пабло Пикассо) Сложно немного сказала, да? Чем...
Как устроена прокарстинация. Как добавить в жизнь больше творчества, избежав прокрастинации? Вы хотите что-то делать. Но если в этой задаче есть элемент каких-то правил и ожиданий о том, как эта задача должна быть сделана, как и когда, в каком качестве и тд. Если есть ожидания от себя. Если есть дисбаланс между затратностью задачи и вашими силами, вы перед исполнением задачи начинаете испытывать дискомфорт. Это может быть тревога, стыд, самокритика, упадок сил, и тогда, чтобы не встречаться с этим дискомфортом, мозг придумывает способы его избежать. Вы выбираете более приятную, лёгкую задачу, что-то, что требует меньшего количества усилий. Но при снижении уровня дискомфорта в моменте, включается механизм самокритики, вины, стыда и тд. Чтобы этого избежать, нужно проанализировать задачу на правила и ожидания, проанализировать возникший дискомфорт и чувства, которые возникают, чтобы понять, что я могу с этим сделать. Если это про тревогу, нужно работать с тревогой, если ожидания, тогда работать с ними, или со стыдом, или признать, что задача, которую я хочу сделать не соответствует уровню сил или потребности. И либо адаптировать задачу, либо работать со своими реакциями и чувствами. Либо и то, и другое. Если вы хотите больше заниматься творчеством или теми же дневниками, важно понять, что именно вам мешает и что останавливает, и адаптировать процесс. Например, чем загруженнее и насыщеннее моя жизнь, тем меньше у меня ресурсов на то, чтобы доставать краски, чернила, разворачивать масштабную творческую деятельность. И тогда я выбираю что-то, что требует меньше вложенной энергии или что я могу совмещать. Вместо картин, картин по номерам, арт-дневников с большим количеством разных инструментов и материалов я выбираю медитативное рисование или раскраски. Я беру блокнот и чёрную ручку и рисую простые узоры, которые я могу рисовать в кровати, на скамейке в парке, за столом, за просмотром сериала или какого-то видео, во время совместного времяпровождения с партнером. И это получается более естественно, без сверхусилий. И в то же время я удовлетворяю потребность в творческом процессе и позитивно подкрепляю деятельность. Мозг привыкает, что это не так уж сложно, что там не будет дискомфорта. Покажу вам сейчас серию картинок, как я рисую в последнее время, для большей наглядности.
Итак, премию за лучший творческий бардак на рабочем столе во вторник получает *барабанная дробь* Ольга Боровских с рабочим столом «Все везде и сразу» 🤣🤡 Сегодня был очень плотный рабочий день, но за час до работы и потом в коротких перерывах между сессиями, доделала обложку (5 сессий, 5 подходов в перерывы). Фото не до конца передает, что вышло, но окончательно уже покажу, когда доделаю и сниму видео. А сейчас - отдыхааааатьь 🥱 Да, ребят! Спасибо за ответы в голосовании. Я все-таки выбрала для себя первый. Два остальных, хочу доделать, когда получится и устрою тут на канале раздачу слонов :)
ЧТО ЗАПИСЫВАТЬ В ЛИЧНЫЙ ДНЕВНИК? 🔥 В работе с клиентами я часто рекомендую текстовый личный дневник для разных психологических целей. Например, есть такое понятие, как терапевтический дневник. Все то же самое может быть в принципе, как и в обычном личном дневнике, только с уклоном, что то, что я туда записываю, я хочу потом обработать в терапии. В терапевтичнский дневник я предлагаю клиентам записывать какие-то размышления и идеи, которые могут стать запросами для работы. В нём выполняются определенные письменные задания, там же можно отслеживать динамику своего состояния, или делать записи с фокусом на исследование себя, чтобы потом обсудить это с терапевтом. Там же можно вести краткие записи по самой терапии: состояние на начало сессии, с каким запросом, темой или сложностью хотелось поработать. Что происходило на сессии, чем она закончилась, мое состояние эмоциональное после сессии и мысли, которые важно зафиксировать по результатам работы. Листая потом этот дневник, можно отследить динамику и эффективность работы. Я уверена, что ведение терапевтического дневника повышает эффективность личной терапии за счет мотивации и подхода к работе со стороны клиента. 💆♂️ Но даже если дневник ведется для себя, а не для терапии, он может стать действительно инструментом самостоятельной психологической работы и поддержки. Но что писать в него, чтобы это так работало?🌽 Есть несколько открытых вопросов, которые смогут помочь вам начать писать, чтобы уклон записи был во внутренние процессы, а не только во внешние события. 1️⃣ Что происходит? (На этой неделе, сегодня, сейчас) 2️⃣ Что для меня сейчас важно? (Или на этой неделе, сегодня) 3️⃣Что я сейчас ощущаю и чувствую? Что со мной происходит? 4️⃣Что могло вызвать такие мои чувства, и мое состояние (что выступило стартовой точкой, триггером) 5️⃣ В чем я сейчас нуждаюсь? Могу ли я что-то сделать сейчас, или вообще, чтобы удовлетворить свою потребность? 6️⃣(завершающие идеи для записей) Что сейчас (на этой неделе, сегодня) приносит мне радость? 7️⃣ Что в последнее время вызывает мой интерес? И чем бы мне было важно/интересно заняться? Необязательно отвечать на все вопросы. Можно выбрать те, которые стартуют мыслительный процесс и на которые начинают рождаться ответы. Ведение дневника - вообще очень важный процесс для достижения стабильного внутреннего эмоционального и ментального состояния и я буду об этом писать еще много. Но решила начать с такой шпаргалки. ✔️ Как думаете, вам пригодятся эти вопросы?
СТЫД И ТВОРЧЕСТВО Мне хорошо - я рисую. Рисую, чтобы зафиксировать в памяти момент, когда мне было хорошо. Не обязательно при этом рисовать сам момент, мне важно зафиксировать через рисование свое состояние. И тогда, просматривая рисунки я вспоминаю: а вот это я рисовала, когда мы ездили на озеро, Вова жарил мясо, а я рисовала, а этот рисунок я делала перед тем, как мы пошли сплавляться на сапе по реке, зачем-то надо было вернуться в дом, а я осталась ждать у реки и рисовала. И там еще комары были назойливые. А вот рисунок, когда я сидела на траве на участке, загорала, рисовала и кайфовала от прекрасного дня, а потом незаметно ужасно обгорела. Я рисую, когда плохо. Когда тяжело, чтобы уйти из реальности и не встречаться с ней, потому что в рисовании гораздо больше удовольствия, и там освобождается голова, снижается тревога. Два самых продуктивных года на рисование в моей жизни - это двадцатый, и последние месяцев 9, когда я постоянно что-то творческое делаю и нахожу в этом большую отдушину. Сегодня говорили с клиенткой одной про творчество. Не потому что я притягиваю эту тему за уши) Это был ее запрос. Говорили про стыд, который останавливает от любой творческой деятельности. Стыд - одно из самых плохо переносимых чувств, очень неприятное. От него аж исчезнуть хочется. Иногда он накрывает от одних только мыслей о том, что я хотела бы что-то попробовать. Стыдным может казаться что угодно, зависит от личной истории человека. Быть или оказаться не талантливым, делать что-то глупое, не важное, не профессиональное, детское, ерундовое, бесполезное и т.д. и т.п. Показаться в своих интересах и желаниях. Не буду перечислять всего, может наоборот, вы свои варианты накидаете. Но стыд точно останавливает. И что делать, если от творчества меня останавливает именно чувство стыда? Первое, что важно знать про стыд - это что это чувство всегда как-то попадает в нас из вне. Однажды мы отхватили где-то какое-то стыжение или обесценивание, будучи детьми, и дальше сами продолжаем уже вырастая делать это с самими собой. Стыдыть себя за что-то. Важно раскопать источник стыда - за что стыдно, с чего стыдно, какая идея лежит за чувством стыда, какое правило, ожидание от себя я нарушаю или собираюсь нарушить, что появляется стыд? Действительно ли эта идея или ожидание являются моими ценностями или взглядами? Не хотелось бы мне как-то иначе чтобы было? Дальше мы говорили про одно интересное понимание. Со всех сторон много транслируют (и я это делаю), что творчество - это про удовольствие. А когда огромный уровень стыда, то какое на фиг удовольствие? Садишься, например, рисовать, и как начинается в голове радио «критик.фм», что под землю от стыда провалиться хочется. И заниматься тем, от чего такие страдания, конечно не очень тянет. Поэтому, если есть потребность, которая останавливается стыдом, важно понимать, что по началу я буду заниматься не столько творчеством, сколько работой со стыдом. Проработать чувство стыда можно только испытывая этот стыд и проживая его. Пока не прийдет нового ощущения и нового опыта. А тогда чем меньше будет уровень стыда, тем больше я смогу испытывать удовольствие от процесса. Если я занижу свои ожидания от себя в творчестве, понимая, что по началу это будет не про кайф, а про преодоление стыда, то возможно, мне будет проще сосредоточиться на процессе и на систематичности в практике, потому что выработается мотивация - стыд пройдет, а за ним и откроется краник удовольствия. Что думаете? Откликается ли что-то из того, что я говорю? Понятно ли транслирую мысль?
Вчера начала процесс подготовки материалов для будущего дневника. Так зарядилась вдохновением, что было очень жаль уезжать на выходные, ничего не поделав из этого творческого блокнотного процесса. Поэтому, я как великий совмещатор, решила попробовать что-нибудь успеть в окно 45 минут между окончанием утренней части сессий и временем, когда надо было сына из школы забирать и везти к бабушке. Я взяла несколько обычных листов а4, взяла кусок из рулона кальки, несколько листов из старого советского журнала и инструкцию от какого-то лекарства, которая приглянулась мне шуршащей тонкой бумагой. Что вышло - на фото. Но это еще не оконченный вариант, там еще я хочу поработать над этой бумагой, просто время вышло. Эту бумагу я буду использовать для декора и коллажей. Еще прикладываю видео для любителей звука бумаги . Я же не одна такая, правда?
Этапы работы над Джанк-блокнотом. Вообще считается, что джанк-блокнот - это блокнот сделанный из бумажного мусора. От Английского слова junk. Изначально для создания таких блокнотов использовались рекламные брошюры, постеры, конверты от почтовых рассылок и что-то такое. Сейчас чаще, такими блокнотами называют те, что сделаны из разного типа бумаги. Я в работе над такими блокнотами выделяю для себя несколько этапов: 1️⃣ Выбор темы и идеи будущего блокнота. В каком стиле я хочу, чтобы он был сделан, это будет винтажный, ботанический, артовый блокнот и т.д. В этот раз я хочу, чтобы блокнот мой был акварельно-ботаническим. Немножко в стиле «бохо». С применением ткани, кружев, и разных текстур. 2️⃣ Выбор цветовой гаммы. Я для себя в этот раз вызываю максимально в моем воображении весенне-летние оттенки, воздушные и легкие - розовый, голубой, зеленый разных оттенков, оранжевый и желтый. Плюс оттенки коричневого и нюдовых тонов для создания винтажного эффекта и бохо. Будет состаренная коричневая и желтоватая бумага, минимальное количество пустых белых листов. 3️⃣Сбор вдохновения, преферансов и идей. Их я вам уже показала. 4️⃣ Подготовка материалов. Покраска бумаги, создание бумаги для коллажей, создание элементов декора будущего блокнота. 5️⃣ Подготовка обложки. Замысел и идея, сбор материалов, создания макета или примерное позиционирование элементов, чтобы понять, как она будет выглядеть. 6️⃣ Составление самого блокнота, бумажных блоков. Порядок, декор страниц, все элементы дополнительного декора (конверты, кармашки, если будет текстильный декор, то элементы надо пришить, приклеить или прикрепить к страницам). 7️⃣Сшить, проклеить, сделать финальную версию обложки. 8️⃣ Прошивание, переплет блокнота. 9️⃣Финальная проверка всех страничек, добавление деталей, если требуется. 1️⃣😀 Бесконечная радость от готового блокнота 🥰
Сегодня утром решив немного порасскрашивать перед работой, вдруг так закайфовала, что потеряла счет времени и вдруг подумала, что о такой жизни, какую я живу сейчас, я мечтала много лет. ❤️ И вдруг, маленькая часть меня испугалась: а вдруг, мне прилетит за это?! Ну разве не наглость так жить? Утром, пока сын завтракает, сижу с кофе и дневником, потом отвела его в школу и во внезапном окне перед началом работы сижу, рисую, не могу остановиться. В будний, рабочий день!🤔 Но я вовремя остановила себя от этой скользкой дорожки. Много лет я работала как лошадь «как все нормальные люди». Не разрешала себе отдыхать и в разговорах с коллегами и знакомыми соревновалась, у кого на что больше нет времени) ну типа, у кого больше «нет времени ни на что». Помню, что когда обнаруживала себя не в работе, замечала сильную тревогу. Помню по 9 двенадцатисерийных документальных циклов в год, и стопятьсот работ в одной. Там так плотно было, что на фоне стресса, недосыпа и напряжения, стартануло мое РПП. Первые проблемы со здоровьем - тоже там, все от перегруза. А потом годы учебы, личной терапии, которая началась в 2014 году. Так что нет. Дорога к этой жизни, которую я с таким удовольствием (это не значит «без сложностей и проблем») живу, была долгой и непростой. Это результат выбора, приложенных усилий и у этой жизни есть своя цена. Такие вот мысли, которыми мне хотелось с вами поделиться, но дальше я весь день работала 😂😂😂 и сейчас снова сессия, так что, я не бездельница, честное слово 🤪 (вы же поняли юмор, да?) 🫶 Я правда всем нам желаю однажды жить той жизнью, о которой мы мечтаем! 💜