В седле спозаранку под шквальным огнём
Корнилов Владимир Андреич,
и флотский мундир запылился на нём
от близкого залпа картечью. Денёк, если правду сказать, непростой:
октябрь шипит раскалённый.
Корнилов — на пятый, потом на шестой
отчаянные бастионы.
И главный редан, и Малахов курган
уже огрызаются глуше.
Французов орудия и англичан
тяжёлые катят по суше. Им бреши нужны, где позиции — встык.
И замысел видит начштаба,
а чем поддержать боевые посты?
Да личным примером хотя бы
и парой-другой ободряющих слов...
1 день назад
10 декабря, библиотека имени Франко, Симферополь. Увидимся? #объявление Крымчане, есть повод. Республиканская универсальная научная библиотека им. И.Я. Франко приглашает на встречу в Симферополе: 10 декабря в 14:00, большой конференц-зал, презентация книги «Поэzия русской зимы». Приходите!
2 недели назад
Хорошо забытое Вчера вечером в программе Вячеслава Коновалова "КультБригада" на Радио России появилась очередная передача, записанная в студии накануне. Среди вопросов, заданных мне ведущим, был такой: может ли писать о войне человек не воевавший, имеет ли право? И до поездки на радио, и после возвращения домой я перечитывала статью Алексея Муратова "Современная военная поэзия. Предпосылки, состояние, перспективы", написанную 12 лет назад. Хочу привести некоторые выдержки из неё. Автор, прошу отметить, офицер-связист, совсем не штатский человек. {Вместо эпиграфа} Где Роберты, где Булаты? Ни этих, ни прочих нет... Михаил Кошкош, уроженец Мариуполя, прошедший Афганистан Алексей Муратов: В беседах о состоянии современной поэзии в окололитературных и литературных кругах моих оппонентов часто приводит в замешательство простой вопрос: "А что лично Вы можете сказать о состоянии современной военной поэзии?" Реакция на него укладывается, как правило, в чётко определенный диапазон: от искреннего недоумения (а что, такая существует?) до приведения очень расплывчатых формулировок со ссылками почему-то на Константина Симонова, Алексея Суркова и ряд других поэтических классиков времен Великой Отечественной войны. Приходится конкретизировать, определяться с оппонентом в терминах, дабы не говорить об одном и том же разными словами или о разном одинаковыми. Современная — та, что создана представителями нашего поколения. Нашего и наших родителей. Период укладывается во вторую половину XX века и заканчивается настоящим моментом. После определения современности, опять же по необходимости, приходится определяться с термином "военная". Как правило, каких-либо затруднений этот термин не вызывает. Военная поэзия есть поэзия об армии и... войне. После некоторого обсуждения сюда же мы относим литературу практически о любом вооружённом противостоянии, а также литературу, созданную по материалам свидетелей событий, даже если таковые и не имеют к армии никакого отношения и рассказывают о жизни гражданских людей в местности, в которой ведутся боевые действия. Также совершаем небольшой экскурс в новейшую историю и выясняем, что XX век не был скуп для СССР и России на военные конфликты и локальные войны. Двадцать первый обещает не уступать двадцатому — как бы и кому бы этого ни хотелось. <...> Мы всегда сходимся с собеседниками на том, что литература есть отражение существующей действительности, опуская фантастическое (сказочное) или альтернативное историческое моделирование, поскольку к современной военной поэзии это относится редко. Современная военная поэзия — часть современной военной литературы, созданная на материале вооруженных противостояний, произошедших при жизни нынешнего поколения, реалистично отражающая существующую либо существовавшую действительность. <...> Локальные войны и военные конфликты влияют напрямую только на людей, в конфликты вовлечённых. Другие (а это подавляющее большинство населения страны) никак данные действия на себе не ощущают. И теоретически (а бывает, и практически) могут о конфликте или войне ничего и не знать. <...> Следовательно, предмет разговора для людей либо не существует, либо крайне далёк от них и всерьёз не воспринимается. Перефразируя Маяковского: «Я знаю — гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гёте!» — проколотая шина «жигулёнка» важнее недельных бомбардировок Белграда или последствий новогоднего штурма Грозного. ...Случается так, что люди, испытывавшие душевные муки по поводу проколотой шины, внезапно для них попадают в нехорошие ситуации, лишаясь «жигулёнка» целиком, а также всего своего имущества, жилья, близких, надежды на регулярный прием пищи, воды — и собственного здоровья. Но получают взамен удивительную человеческую способность к сопереживанию… <...> Так современная военная поэзия обретает ещё несколько характеристик. Это поэзия для людей, переживших периоды вооруженного противостояния, и людей, не прошедших через районы боевых действий, но способных СОПЕРЕЖИВАТЬ...
I Как вам пишется, спросят порой.
Как-то так: из затакта, на долю слабую
текст вступает.
Потрогает мягкой лапой,
а войдёт во вкус — не сочтёшь царапин,
сколько хочешь кричи «не тронь»
и процесс называй игрой. Так плавник керамической рыжей рыбы
на фасаде храма
Инны,
Пинны
и Риммы,
текст в Алуште у моря, на солнце Крыма
запекает не глину — кровь
по извёстке, рельефно впечатав тени.
Он кричит о боли: а вы как хотели?
Тяга к тексту навечно пребудет с теми,
кто отважился на любовь. II Тело текста плотно, не тонкокостно...
1 месяц назад
#объявление 16 ноября в национальном центре "Россия" (Краснопресненская набережная, 14) RT представит новый поэтический сборник «ПоэZия русской зимы». Предыдущий, "ПоэZия русского лета", вышел два года назад, осенью 2022-го. В концерте прозвучат стихи 12 из 27 авторов сборника, среди выступающих -- Дмитрий Филиппов, Анна Ревякина, Герман Титов, Инна Кучерова, Софья Юдина, а также группы «Джанго» и «Зверобой». И я буду. Следующая суббота, 16 ноября, начало концерта в 17:00. Краснопресненская набережная, 14, павильон №7, Этаж 2, Конгресс-зал. Вход свободный, но нужно зарегистрироваться здесь. Автограф-сессия тоже запланирована, сможем пообщаться. Приходите, увидимся.
1 месяц назад
#объявление Встречаемся в час дня уже послезавтра, 7 сентября. Московская международная книжная ярмарка, Экспоцентр, главная сцена (павильон 5, второй этаж). Выступление рассчитано на час, будет ли раздача автографов, не знаю, посмотрим. Особенно приятно, что второй сборник поэзии, подготовленный командой RT, делают доступным самому широкому читателю издательство «Питер» и его импринт издательство «Лира», в котором два года назад вышла и моя "Родительская тетрадь" . В "ПоэZию русской зимы" я отправляла рукопись с самыми недавними текстами, так что у RT -- право первой публикации.
За десять лет гражданские авто, расстрелянные на дорогах смерти, доставили их в никогда. Никто не перечтёт. Не вымолит. Не встретит. И вот они выходят из машин, без провожатых, эмчээс и скорых: тут кроме них нет больше ни души. Все безымянны — кроме репортёров. Рокелли видит банки и детей, но в ракурсе уже с небес как будто, а Клян — автобус. Хроника сетей фиксирует последние минуты. Так...
В Диком поле и зверьё, и супостат. А была, была у предков неспроста ровно в тех краях — засечная черта. И её отодвигали как могли, где дубравы превращали в корабли верфи Дона и воронежской земли, где глядел сторожко Белгород на юг — если проворонишь, то каюк, и стоять тебе на краешке сам-друг. И не всем костьми да в землю лечь везло, и куражилось, и беленилось зло — гнали пленных к рынкам в Кафу и Гезлёв. Слишком в поле этом тяжелы кресты...
181 читали · 4 месяца назад
#объявление С 13 по 17 июля буду в Екатеринбурге. Урал, увидимся?
Фильм Ольги Кирий «Авдеевка. Так выглядит война» открыл специальные показы Международного фестиваля «RT.Док: Время наших героев» на ВДНХ.
За каждым кадром — истории жителей Авдеевки.
Смотритель храма Алексей не покинул его под ежечасными обстрелами.
Измученная страхом мать рассказывает, как смогла спрятать своего 12-летнего сына от украинских карателей, похищающих детей.
Глухонемой Геннадий души не чает в собаке, которая была его «ушами» и спасала ему жизнь, предупреждая о прилётах.
С героями фильма нас знакомит спасатель МЧС Юрий Мезинов, который вытаскивал людей из разрушенных подвалов...
5 месяцев назад
#объявление С 28 по 30 июня в Москве, на площадке выставки-форума "Россия" на ВДНХ, пройдёт фестиваль документального кино "RT.Док: Время наших героев". Посещение мероприятий фестиваля бесплатное. На сайте фестиваля открыта предварительная регистрация. Основные показы пройдут 29 и 30 июня. Всего в программе 13 фильмов о героях СВО: бойцах и военных медиках, добровольцах фронта и тыла, военкорах и всех, кто стоит на защите Родины. Зрители увидят работы документалистов федеральных каналов и независимых журналистов. А начнут фестиваль с премьеры фильма "Авдеевка. Так выглядит война" автора-документалиста RT Ольги Кирий и режиссера Абаса Али-Заде. С героями ленты зрителей знакомит спасатель МЧС Юрий, который вытаскивал людей из разрушенных авдеевских подвалов. Теперь они считают его ангелом-хранителем. Пригласили прочесть стихи на открытии. Приходите.
Стоит черешня, сок течёт —
такая ранняя… Он был убит.
Она ещё
жива, но ранена. Чернеет сок.
Спешат врачи.
Дорога длинная.
Сирена скорой замолчит:
не довезли её. И лишь руины вслед глядят
от дома отчего.
И нерождённое дитя
под сердце — косточкой. Буравит болью родничок,
пронзает темя мне:
жива, жива была ещё...