Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Учим школьника работать с текстом и осмысленно пересказывать
В этой статье я приведу пример работы со сказкой "Пузырь, Соломинка и Лапоть". Цель - способствовать осмыслению текста и развитию мышления в целом. Шаг 1. В зависимости от техники чтения ребенок читает сказку самостоятельно или слушает, как ее читает взрослый. Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как на другой берег перейти. Лапоть говорит Пузырю: "Пузырь, давай на тебе переплывем?" Тот отвечает: "Нет, пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней"...
1 месяц назад
Почему мозг тормозит на книжной трассе? Навыки чтения
Хороший уровень чтения = отточенная ТЕХНИКА + понимание СМЫСЛА. Удивительный факт: по мере накопления читательского опыта (книга за книгой) многие дети не совершенствуют технику чтения - они по-прежнему читают медленно, по слогам и с ошибками. Выходит, что регулярных тренировок не достаточно - нужны правильные занятия, учитывающие причины несовершенства читательских навыков. Разберем факторы, препятствующие быстрому и правильному чтению: Регрессии - это непроизвольное возвращение взгляда к уже прочитанным участкам текста...
2 месяца назад
Диагностика навыка чтения: оцениваем не скорость, а оперативную единицу
В этой статье я расскажу о Тесте ОПеративных Единиц Чтения (ТОПЕЧ) для оценки навыка чтения у школьников и диагностики дислексии (неврологического нарушения, приводящего к специфическим трудностям при чтении). В чем польза теста? С его помощью можно: Авторы: Почему один ребенок "схватывает" слова целиком, а другой "зависает" на побуквенном или послоговом чтении? Техника чтения зависит от того, какую оперативную единицу может обрабатывать мозг. Оперативная единица чтения (ОЕЧ) - это минимальная "порция" текста, которую воспринимает, опознает читающий...
174 читали · 2 месяца назад
Дислексия на примере Змея Горыныча: оптическая, фонематическая, мнестическая
В этой статье вы познакомитесь с коварным Дислексия Горынычем и увидите разные его лица. Конечно, в реальности Дислексия - не мифическое существо, а неврологическое нарушение. Дислексия - это избирательное нарушение навыка чтения при сохранном интеллекте, слухе и зрении. Причины кроются в особенностях работы мозга. У человека с дислексией "операционная система", отвечающая за чтение и письмо, требует особых "драйверов" для работы с текстом. Дислексия Горыныч многоликий. Его правая голова - Оптикус...
168 читали · 3 месяца назад
Упражнения для развития связной речи школьников
Предложите ребенку примерить роль репортера. По заданию он отправляется на место события, чтобы сделать видео-репортаж. План: Варианты событий (с разной степенью детализации): Подростку дается заготовка истории. Его задача - придумать несколько альтернативных вариантов продолжения. Версии должны быть логичными, подробными и иметь эмоциональную окраску, заданную инструкцией (печальный, радостный, неожиданный финал). Заготовки историй: Начало: Лена весь семестр готовилась к городскому конкурсу по робототехнике...
3 месяца назад
Как определить, готов ли ребенок к школе? Тесты от нейропсихолога
Готовность к школе - конструкция из множества кирпичиков. Следует оценить готовность: Филиппинский тест. Ребенка просят встать ровно, поднять руку над головой и дотронуться до верхнего края ушной раковины на противоположной стороне тела, при этом не наклоняя голову. Если он не справляется, то полуростовой скачок еще не произошел - мозговые структуры, управляющие процессами роста, недостаточно зрелые. По этой же причине не происходит смена молочных зубов - когда ни один из молочных зубов не выпал и не качается...
151 читали · 4 месяца назад
Учим ребенка устанавливать причинно-следственные связи
Этот навык важен для развития речемышления. Задания ориентированы на детей 5 - 10 лет с недоразвитием данных функций. Расскажите, что слова могут быть связаны друг с другом, как звенья цепи. Продемонстрируйте цепь и покажите, как закреплены ее кольца. Если сложные термины "причина" и следствие" не доступны для понимания, можно использовать простые аналоги - "начало" и "конец". Причина = начало = первое звено. Следствие = конец = результат = следующее звено. Шаг 1. Зачитать 2 события. Шаг 2. Зарисовать события значками и обозначить их связь стрелкой...
180 читали · 5 месяцев назад
Учим ребёнка делать выводы.
Умение делать выводы - один из "кирпичиков" в стене критического мышления. Формировать это умение нужно со старшего дошкольного возраста. В этой статье я поделюсь полезным упражнением. Читаем предложение. Сегодня Соне исполнилось 6 лет. Далее читаем предложенный вывод. 1. Ещё вчера Соне было 5 лет. Обсуждаем, является ли он точным и верным или относится к "додумкам". Если ребёнок не видит разницы, спросите: Если именно сегодня Соне исполнилось 6 лет, то вчера ей было 5. Даже если Соня родилась 29 февраля...
130 читали · 5 месяцев назад
Интересные игры для закрепления орфографических правил.
В этой статье я расскажу о полезных настольных играх, с помощью которых можно отработать орфографические правила начальной школы. Так, чтобы обучение происходило весело и непринужденно. Сохраняйте - подборка особенно актуальна во время каникул! Проверить ответ можно специальным светофильтром. Игра поможет отработать следующие правила: Игра для автоматизации правописания проверяемых гласных в корне. Карточки со словами разделены по уровням: Аналогичная игра для автоматизации правописания проверяемых согласных в корне...
106 читали · 5 месяцев назад
Как развивать функцию программирования у ребенка?
Этот вопрос звучит от подписчиков-родителей максимально часто. Сходили с ребенком на нейропсихологическую диагностику и узнали, что загадочную функцию программирования надо развивать, ведь не по возрастной норме она у ребенка сформирована. Давайте разберемся с термином. Психологи говорят о "лобных функциях" - тех, которые обеспечивают лобные отделы мозга. Традиционно к ним относят: Выходит, что для развития программирования нужно научить ребенка ставить цель и создавать алгоритм ее достижения. Начну с последнего...
6 месяцев назад
Упражнения для коррекции импульсивности у детей.
Импульсивные покупки. Необдуманные решения. Неучтенные последствия. Автоматические мысли, "накручивание" себя. Все это результаты низкого самоконтроля. Импульсивность - это склонность действовать по первому импульсу из-за слабого самоконтроля. Самоконтроль - это способность тормозить автоматические реакции (мысли и действия) для принятия взвешенного решения (основанного на сознательных целях и ценностях). Самоконтроль можно и нужно развивать! В этой статье я поделюсь упражнениями для профилактики и коррекции импульсивности у детей...
225 читали · 6 месяцев назад
Упражнения для развития слухоречевой памяти.
В этой статье я приведу усложненные задания. Если память ребенка сильно снижена, рекомендую начинать с более простых. Например, с повторения пар и троек слогов, слов, повторения предложений. Важный момент: задания предъявляются ребенку только на слух, то есть ребенок не видит текст. Задача ребенка - прослушать пару словосочетаний и повторить их, поменяв слова местами. Например: Словосочетания: Задача ребенка - прослушать и запомнить ряд слов, чтобы верно ответить на вопрос...
947 читали · 7 месяцев назад