Найти в Дзене
Сенсорная интеграция простыми словами

Сенсорная интеграция простыми словами

Статьи на тему теории сенсорной интеграции, написанные нейропсихологом. Практические рекомендации по диагностике и коррекции дисфункций.
подборка · 10 материалов
Диспраксия. Что это? И как с ней работать?
Диспраксия - это нарушение праксиса или, другими словами, моторного планирования. Праксис - это способность ПРОИЗВОЛЬНО выполнять ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ действия. Прежде чем тело начнет действовать, мозг сформулирует цель и составит программу - то есть последовательность конкретных шагов для достижения желаемого. Представьте малыша, который учится подниматься по лестнице. Его цель - подняться. Программа же представлена серией двигательных актов. Если планирование свершилось, уже на подходе к лестнице малыш тянется к руке родителя или протягивает руку к перилам...
Игры для стимуляции зрительной системы.
Некоторых детей особенно увлекают зрительные стимулы: зеркала, витражи, блёстки, пайетки, закрученные виражи игрушечной железной дороги или многоуровневой парковки. Эти интересы можно использовать для вовлечения в занятие. Например, выполнять полезные упражнения с яркими, переливающимися материалами или предлагать такие мотивашки, которые с бОльшой вероятностью понравятся ребенку. В этой статье я приведу примеры сенсорного материала и игр, которые наверняка не оставят равнодушным ребенка, склонного к поиску ярких зрительных ощущений...
Сенсорные игры для стимуляции проприоцептивной системы.
Сразу запоминаем формулу: тяни - толкай. Для развития проприоцептивных ощущений нужна "тяжелая" работа, то есть разные по силе мышечные усилия. Деятельность может быть пассивной (к примеру, массаж для ребенка) или активной (прыжки, бросание тяжелого мяча, растяжки). Преимущество должно быть у последней: чем чаще ребенок действует сам, тем качественнее развиваются регуляция мышечного тонуса и произвольность. Проприоцептивная система получает информацию от рецепторов мышц, суставов и сухожилий. Благодаря чему возникает ощущение движения, расположения конечностей и мышечного усилия...
У ребенка тактильная гиперчувствительность. Что делать?
В этой статье я опишу стратегии помощи ребенку с тактильной гиперчувствительностью. Довольно часто повышенная кожная чувствительность сочетается с низкой мышечной чувствительностью. Ребенок не понимает, какую силу приложить для совершения действия, плохо управляет своими конечностями и телом в целом. При этом он избегает облегающей одежды (водолазок, колгот, шапок и др.), отказывается от мытья и стрижки (как волос, так и ногтей). Вероятно, подобное сочетание можно объяснить попыткой нервной системы наладить баланс: ГИПЕР уравновешивается ГИПО и наоборот...
Тесты для зрительно-пространственных функций.
В прошлой статье мы разбирали тесты для соматосенсорных функций (из батареи SIPT). Теперь же перейдем к другой сфере - зрительно-пространственной. В оригинальном тесте на зрительно-пространственные представления (SV) перед ребенком выкладывают несколько фигур и предлагают выбрать, какая из них подойдет к прорези на доске. Ответ можно проверить: вложить фигурку. В альтернативном варианте теста можно использовать доски Сегена. Но стимульный материал должен быть неокрашенным или одноцветным. В тесте...
Соматосенсорные тесты.
В этой статье я начну рассказ о диагностических тестах на сенсорную интеграцию и праксис. Для начала рассмотрим батарею из 17 тестов, предложенных A.J. Ayres в 1989 году. Она именуется SIPT (Sensory Integration and Praxis Tests) и позволяет оценить сенсомоторное развитие детей возрастом от 4 лет до 8 лет и 11 месяцев. При разработке норм учитывались результаты тестирования более 2000 детей. Подробнее о разработке и стандартизации можно прочитать в книге A.С. Bundy, S.J. Lane, E.A. Murray "Сенсорная интеграция: теория и практика" (часть III, глава 17, приложение Б)...