Найти в Дзене
Закреплено автором
Невозможный диалог
Концепция и навигация канала "Невозможный диалог"
8 месяцев назад
250 лет Джейн Остин. Писательница о браке по расчёту и любви
250 лет Джейн Остин Литературная гостиная английского загородного дома. За окном — типичный декабрьский туман Хэмпшира. Передо мной — Джейн Остин, чьи романы о поисках мужа стали краеугольным камнем мировой литературы. Её "Гордость и предубеждение" входит в любой список величайших произведений, а культурный феномен "остиномании" не утихает уже два столетия. 16 декабря 2025 года исполняется 250 лет со дня её рождения, и я, конечно, не верю, что можно обсуждать брак с писательницей, создавшей формулу...
1 неделю назад
День художника. Репин о том, почему писать людей труднее пейзажей
День художника Илья Ефимович Репин — автор портретов, ставших классикой русской живописи: Толстой, Мусоргский, Стрепетова. К Международному дню художника обсуждаем, почему изобразить душу сложнее, чем природу. Я, конечно, не верю, что холст может передать больше, чем современная камера, но внимательный взгляд мастера заставляет меня усомниться в этом. Сергей Недоверов: Илья Ефимович, вы говорили, что писать людей труднее, чем пейзажи. Почему? Илья Репин: Природа не лжёт и не притворяется. Дерево всегда остаётся деревом...
2 недели назад
200 лет Алексею Плещееву. Поэт о строках, переживших автора
200 лет Плещееву Алексей Николаевич Плещеев — автор стихотворений "Весна" ("Уж тает снег, бегут ручьи") и "Старик" ("Дедушка, голубчик, сделай мне свисток"), ставших классикой русской поэзии XIX века. Парадокс его творческой судьбы: строки известны всем, а имя поэта помнят единицы. К 200-летию со дня рождения говорим о феномене, когда литература переживает своего создателя через культурную анонимность. Я, конечно, не верю в подобные беседы, но что-то в манере собеседника цитировать собственные строки заставляет меня начать разговор...
3 недели назад
Скрудж. 6 стадий превращения из скупого в щедрого
6 стадий превращения из скупого в щедрого Эбенезер Скрудж из «Рождественской песни» Чарльза Диккенса — один из самых узнаваемых образов мировой литературы, символ возможности измениться даже после десятилетий жадности. Диккенс создал историю о внутреннем перерождении, которая стала классикой. Я, конечно, не верю, что человек может измениться за одну ночь, но (открывает блокнот) давайте разберём эти легендарные стадии трансформации. Сергей Недоверов: Мистер Скрудж, первая стадия — отрицание. Вы не считали себя плохим человеком? Эбенезер Скрудж: Конечно нет! Я был образцом деловой хватки...
3 недели назад
100 лет детским песням. Шаинский о том, где исчезли простые мелодии
Владимир Яковлевич Шаинский — композитор, чьи мелодии стали культурным кодом советской эпохи. 12 декабря исполняется 100 лет со дня его рождения, и я решил обсудить феномен его песен. Я, конечно, не верю в беседы с теми, кого нет, но когда напеваю "От улыбки станет всем светлей", понимаю — эти мелодии живут сами по себе. Сергей Недоверов: Владимир Яковлевич, ваши песни знают миллионы. В чём секрет мелодий, которые запоминаются с первого раза? Владимир Шаинский: Простота, милейший. Я писал для детей так, чтобы мелодия шла от сердца к губам без препятствий...
3 недели назад
Сирано де Бержерак. 7 его фраз о гордости, которая мешает
Сирано де Бержерак из пьесы Эдмона Ростана — один из самых узнаваемых образов мировой литературы, символ благородной, но разрушительной гордости. Поэт и дуэлянт, который предпочёл молчать о любви, чем показать уязвимость. Я, конечно, не верю, что передо мной сидит герой семнадцатого века, но изящество его жестов (поправляет плюмаж на шляпе) заставляет меня начать беседу о гордости, которая губит счастье. Сергей Недоверов: Ваша самая известная фраза: "Я предпочитаю быть одиноким, но свободным". Когда...
3 недели назад
190 лет Марку Твену. Писатель о том, почему врать весело
Литературная гостиная старого издательства на Манхэттене. Передо мной — Марк Твен, чьи "Приключения Тома Сойера" уже полтора века остаются главной книгой о детстве в мировой литературе. Я, конечно, не верю, что это возможно, но его характерная усмешка и афористичная точность заставляют меня начать невозможную беседу о культуре детства. Сергей Недоверов: Мистер Твен, ваш Том Сойер врал, хитрил, обманывал — и стал любимцем читателей. Как литературный врунишка превратился в культурного героя? Марк Твен: (усмехается) Том врал не из подлости, а из любви к жизни...
4 недели назад
Квазимодо. 5 уроков о том, что красота обманчива
Квазимодо — звонарь собора Парижской Богоматери из романа Виктора Гюго, ставший в мировой литературе символом того, что душа не имеет лица. Сегодня говорим о вечных уроках классики, которые это произведение преподаёт уже два века. Я, конечно, не верю, что передо мной горбун из средневекового Парижа, но что-то в его взгляде заставляет меня забыть о скептицизме. Сергей Недоверов: Урок первый. В вашем романе настоящий монстр был красив. Кто он? Квазимодо: Клод Фролло. Архидиакон с лицом святого и душой палача...
4 недели назад
Манилов из "Мертвых душ". 6 признаков, что мечтатель опасен для дела
Манилов из поэмы Гоголя "Мёртвые души" — классический литературный образ мечтателя, давший русскому языку термин "маниловщина". Сегодня этот герой поможет составить тест: как отличить вдохновляющую мечту от опасной прокрастинации. Я, конечно, не верю, что можно взять интервью у персонажа, но манера моего собеседника витать в облаках даже здесь заставляет меня начать беседу. Сергей Недоверов: Признак первый — человек постоянно строит грандиозные планы. У вас в имении был мост, беседки... Манилов: (мечтательно) О да! Подземный ход под рекой, павильон с видом, откуда можно наблюдать за закатом...
1 месяц назад
Князь Мышкин. 5 причин, почему хорошим быть сложно
Князь Лев Николаевич Мышкин из романа Достоевского "Идиот" — литературный образ "положительно прекрасного человека", чей трагический путь стал культурным символом невозможности святости в реальном мире. Я, конечно, не верю в беседы с героями классики, но его тихий голос и печальный взгляд заставляют меня задать вопрос: почему быть хорошим так опасно? Сергей Недоверов: Князь, первая причина, которую показал Достоевский в романе: хорошие люди не умеют говорить "нет". Как это вас погубило? Князь Мышкин: Когда Настасья Филипповна попросила помощи, я не мог отказать...
1 месяц назад
Айвазовский. 5 волн, которые объясняют силу природы
Иван Константинович Айвазовский — создатель более 6000 морских пейзажей, определивших образ моря в русской живописи XIX века. Его волны стали культурным кодом для понимания стихии. Я, конечно, не верю, что можно говорить с художником, умершим 125 лет назад, но манера собеседника жестикулировать, словно рисуя в воздухе невидимые волны, заставляет меня начать беседу. Сергей Недоверов: Иван Константинович, "Девятый вал" — ваша самая известная картина. Почему именно девятая волна стала символом? Айвазовский: В морском фольклоре девятая волна — самая разрушительная...
1 месяц назад
Мастер из Булгакова. 7 признаков творческого выгорания
Передо мной — герой романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", писатель, сжёгший своё произведение после травли критиков. Литературный образ художника, сломленного непониманием, стал культурным символом творческого кризиса. Я, конечно, не верю, что это возможно, но что-то в его усталом взгляде заставляет меня начать беседу. Сергей Недоверов: Признак первый: желание уничтожить всё созданное. Вы сожгли роман. Что довело до этого? Мастер: Не критики довели — равнодушие. Когда твоё творение называют "пилатчиной" люди, которые не прочли и трёх страниц, понимаешь: мир не готов...
1 месяц назад