Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«В добрый час!» - о Москве и о том, что не вся золотая молодёжь - плесень

Недавно мы беседовали о фильме «Обыкновенный человек» (1956), где показан интереснейший срез нашей советской элиты, как творческой, так и научной, при том, что ясно транслировалось: наука важнее подмостков. В одном из комментариев мне предложили вспомнить ещё одну фабулу того же периода – «В добрый час!» (1956).

Этот кинофильм, снятый по пьесе Виктора Розова, также повествует о советским бомонде, Москве и золотой молодёжи, которая, к слову, была очень разная. Там были и романтики, и циники, и потребители, и трудяги. Фельетонный вариант в тексте тоже имеется!

Постеры к фильму «В добрый час!» (1956). Кинопоиск. ру. и Википедия.
Постеры к фильму «В добрый час!» (1956). Кинопоиск. ру. и Википедия.

Итак, сибирский парень Алексей прибывает в Москву, чтобы сдавать экзамены в Тимирязевскую Академию и останавливается в доме своего дяди – профессора Аверина. Как положено, тот Пётр Аверин живёт в роскошной, двухуровневой (!) квартире* (в комментариях отметили, что это - такие антресоли), в «сталинском» доме с лепниной да пилястрами.

И даже адрес его указан – улица Чкалова. Как водится, Пётр Иванович – весь в науке, и на грешную землю спускается редко, неохотно и после крика жены: «Петя!!! Пе-тяяяя!!!», а орёт она довольно часто. Невероятно противная тётка. Из грязи - в князи, а потому - гонор. Это муж её светило, а она - без особого образования.

У Авериных – два сына, и оба, что называется, проблемные. Старший Аркадий (Олег Голубицкий) – актёр, играющий маленькие роли и потому страдающий. Творческая неудовлетворённость, психологические срывы, жажда справедливости.

Весь негатив он сливает на свою девушку Машу, но и всем окружающим время от времени достаётся. Младший Андрей (Леонид Харитонов) – балагур, шалопай и …нет, не прожигатель жизни и даже не стиляга. Просто не знает, что хочет и вообще порхает по жизни, как мотылёк.

Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот. Старший Аркадий – актёр, играющий маленькие роли и потому страдающий.
Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот. Старший Аркадий – актёр, играющий маленькие роли и потому страдающий.

И вот кузен-сибиряк Алексей (Леонид Давыдов - Субоч) прибывает на улицу Чкалова, где встречает холодный приём со стороны матери семейства, тётки того Алексея. Деталь: во время войны Аверины жили в Сибири у родителей Алёши целых два (!) года. Теперь же она даёт ему понять, что у них… тесно!

Повторюсь, у Авериных такие пространства, что даже сейчас, когда большинство людей имеет (или снимает) отдельные квартиры, эта «сталинка» выглядит, как хоромы, а в середине 1950-х, когда почти всё население Москвы проживало в коммуналках, это многокомнатное чудо на улице Чкалова казалось нереальным.

Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот. Младший Андрей - балагур, шалопай...
Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот. Младший Андрей - балагур, шалопай...

Этот фильм интересен тем, что в нём показана тогдашняя Москва – её проспекты, улицы, вузы. Очень тепло и уютно смотрится. Тогдашняя Москва, по маминым рассказам, была очень …доброй несмотря на то, что далеко не у всех были средства, как профессора Аверина.

Но вернёмся к коллизиям пьесы и – фильма. Мама взбесилась, что гость будет занимать «квадратные метры», а вот парни, та самая «золотая молодёжь» отлично приняли своего сибирского брата – он внёс оживление в их устоявшийся быт, встряхнул благополучное семейство, задал всем жару.

Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот. Если честно, этот Алексей мне кажется чрезмерно правильным – этакий плакатный комсомолец, говорящий какими-то лозунгами...
Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот. Если честно, этот Алексей мне кажется чрезмерно правильным – этакий плакатный комсомолец, говорящий какими-то лозунгами...

Но. Если честно, этот Алексей мне кажется чрезмерно правильным – этакий плакатный комсомолец, говорящий какими-то лозунгами, и, мне (вот правда) непонятно, почему он так нравится девушкам. В реальности такие быстро надоедают сентенциями - внешняя привлекательность линяет, а стремление рубить с плеча начинает бесить. Да и сам герой плосковат.

А вот линии братьев Авериных, неидеальных людей, весьма интересны, а в финале парни делают очень важные шаги. Артист Аркадий наконец-то женится на Маше и принимает решение не уходить из театра, но идти к намеченной цели в виде главных ролей.

Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот. Им всем противопоставлен лощёный Вадим Развалов
Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот. Им всем противопоставлен лощёный Вадим Развалов

Мотылёк-Андрей, не желая занимать чьего-то места в институте, уезжает вместе с кузеном-сибиряком в его Сибирь. Твердолобо-монументальный Алексей не добрал баллов и вынужден вернуться. Но этот человек поступит всё равно - пусть и через год.

Им всем противопоставлен лощёный Вадим Развалов (Олег Анофриев, имевший к тому времени амплуа комического стиляги). Он собирается в Институт внешней торговли, чтобы мотаться потом за границу, да ещё не скрывает, что идёт в вуз по большому блату.

Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот.
Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот.

Замечу, что братья Аверины – такие же мальчики-мажоры, но идут своими путями. Аркадий сам поступил в театральный и теперь сам пытается пробиться в исполнители главных ролей, а младший Андрюшка не желает идти в Бауманку «по записке».

А ещё «В добрый час!» таит в себе интересные моменты, связанные с другим фильмом. Смотрите: Алексей прибывает при провинции, останавливается у дяди-профессора, хочет поступить в вуз, недобирает баллы…

Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот. Родители провожают Андрюшеньку в Сибирь.
Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот. Родители провожают Андрюшеньку в Сибирь.

В компании мажоров крутится девушка Галя, дочь швеи с фабрики, но выдаёт себя за дочку оперной примы, а потом признаётся в этом сибиряку Алексею, который этому факту только рад. Зачем врала? Чтобы тусоваться с мальчиками из крутых семей. Говорит: «Они все такие важные!»

Далее Маман Авериных восклицает: «Все едут в Москву! Как будто бы она резиновая!» Да, первая серия мелодрамы «Москва слезам не верит» (1979) вся собрана из таковых деталей – в ней довольно много заимствований и аллюзий.Что касается фильма «В добрый час!», то он и сейчас смотрится отлично! Людские пороки-то всё те же.

Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот. В компании мажоров крутится девушка Галя, дочь швеи с фабрики, но выдаёт себя за дочку оперной примы...
Кадр из фильма «В добрый час!» (1956). Скриншот. В компании мажоров крутится девушка Галя, дочь швеи с фабрики, но выдаёт себя за дочку оперной примы...

Zina KorZina (c)

  • Фильмы по теме:

1. Какой ещё сюжет 1950-х годов был слегка позаимствован создателями Москвы-слезам-не верящей?

2. В каком фильме тех лет показана Москва, как на рекламной открытке?

3. В какой забытой кинокомедии 1957 года можно увидеть не только Москву, но и Украину, и юг, и ...отрицательного профессора?

4. Где ещё мы видим юного Леонида Харитонова на фоне строящейся Москвы?

5. В каком знаменитом фильме конца 1950-х происходит перековка тунеядки и подружки стиляг - в комсомолку и передовика производства?