Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Сверстницы» - добрый фильм о неидеальных девушках

Мелодрама «Сверстницы» (1959) в своё время была невероятно актуальной по одной веской причине – авторы явили не идеальных, но притом положительных героинь, которым свойственна духовно-социальная эволюция (как тогда писали). А если спуститься с высот идеологически-выверенного стиля, то звучит сие так: три нормальные, живые девушки со своими огрехами, дуростями и – победами. Это считалось одним из трендов Оттепели – изображать среднестатистических граждан, склонных как ошибаться, так и делать выводы.

Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.

Судьбы трёх выпускниц – серьёзной, вдумчивой Тани (Лидия Федосеева-Шукшина), шикарной красавицы Киры (Маргарита Кошелева) и инфантильно-ранимой Светочки (Людмила Крылова). Все три – если быть откровенными - далеко не эталоны для брошюр и плакатов, даже умница Татьяна. Показывают, что отличница, пробившаяся в мединститут – а это само по себе интеллектуальный подвиг! – сходится с мужчиной старше себя лет на ...дцать и живёт с ним, как «взрослая женщина» - о, сколь деликатно говорит об этом сама героиня.

Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.

Это сейчас норма, а тогда – опасный шаг, потому иные девчата 1950-1960х становились жертвами «первой любви» и об этом стали вещать с экрана - допустим, в киноленте с говорящим названием «Человек родился» (1956). Таня искренне влюбляется в импозантного доцента, но потом оказывается, что этот привлекательный и сильный человек – убогий врун и ловец неопытных сердечек. Девушке, точнее, молодой женщине предстоит испытание в виде чудовищного предательства и – осознания, что она зазря утратила невинность, которая в те годы весьма ценилась женихами.

Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.

Вторая история – горделивая, но вполне адекватная Кира из обеспеченной семьи (очень хорошая квартира, дача, перспективы). Это была редкость – изображать явную мажорку, да ещё поступившую в театральный вуз, как сугубо положительного персонажа. Обычно всё рисовалось грубо и ярко: шикарная дева, метящая в актрисы – это капризная фифа с устойчивым набором интересов – тряпки, богатые кавалеры, южные курорты и прочий рок-н-ролл. Здесь всё иначе – Кира не только совестлива – она кристально честна с собой и окружающими. Умеет отказаться от лёгкого пути!

Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.

Поняв, что из неё выйдет средненькая актрисочка без особых данных, красотка оставляет престижнейший вуз, чтобы, по её словам, «начать всё сначала». Это весьма болезненный шаг – в те годы популярность артистической профессии переживала свой пик и хорошеньким девушкам всеми способами намекали, что совсем необязательно идти в кинематограф или в балет на льду, как было весело обыграно в «Королеве бензоколонки» (1962). Так и здесь – Кира не без горечи рвёт по живому, а ведь могла бы остаться и до пенсии выезжать на красоте ног.

Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.

Третья подруга – самая проблемная и ей посвящено больше всего экранного времени. Светик – балованная дочь и племянница – её воспитывали отец и тётушка. Небогатые, но щедрые – юная мотовка уже в первой же сцене широким жестом кидает деньги на угощение, стыдя подруг: «Уберите свои копейки!» Мол, Света гуляет! Она и потом станет гулять – свяжется с тунеядцами-стилягами, зачастит с ними в рестораны да на танцы. В её меню появится алкоголь, а в движениях – ещё большая развязность. Интересно, что именно Светлана ярко накрашена и модно одета – гораздо более стиляжно, чем «элитарная» Кира.

Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.

В конечном итоге, отец умирает от приступа, а сама деточка оказывается у разбитого корыта. И тут начинается перековка – стиляжка приходит на часовой завод, приноравливается к трудовой жизни и – становится отличной работницей. Конечно, ею движет любовь к симпатичному Васе – мастеру цеха, однако, финал – обнадёживающий. Света из гадкого павлина (ага) обращается в прекрасного лебедя, хотя, в природе такого и бывает. Но люди – могут, на то они и хомо-сапиенс. Потрясающий, пусть и банальный итог – Вася признаётся Светочке в любви, просто показав её фотографию на стене его комнаты.

Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - YouTube.

Как в большинстве «оттепельных» фильмов тут всё – штрихи и детали, а потому многие сюжетные линии остались как бы незавершёнными – мы так и не узнаем, исправились ли тунеядцы, водившие Светочку по ресторанам; какую профессию выбрала Кира; что стало со Светочкиной тёткой, от которой девушка ушла после похорон отца. Таня в одной из сцен намекала своему доценту, что у неё все признаки беременности и не очень понятно: то ли это реальность, а то ли – проверка. Ибо в этот момент мужчина сильно испугался. Вообще, меня это удивило - два доктора не могут сообразить, что есть ovulacia и её можно рассчитать.

Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - https://m.gazeta.ru/
Кадр из фильма «Сверстницы» (1959). Cкриншот. Источник - https://m.gazeta.ru/

Эта киноистория – о том, что умная может сделать чудовищную, по сути – непоправимую глупость, а разболтанная хамка стать отличной комсомолкой. И жизнь в преуспевающем семействе – не фактор «мажорства», равно как и желание быть актрисой, которой все поклоняются. «Сверстницы» - о том, что нельзя судить по каким-то внешним признакам – человек всегда сложнее любых схем. А ещё тут можно увидеть Москву конца 1950-х, старые вагоны метро, «тёплые-ламповые» формы техники и мебели, …первую крохотную роль Владимира Высоцкого – он сыграл безымянного однокурсника одной из подруг, но главное – это невероятно добрый фильм.

Zina Korzina (c)

UPD Комментатор под ником Чёрная Кошка добавила, что там и первая роль Александра Демьяненко (Фотограф).