Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Сын» - старая и новая Москва, юный Харитонов и красотки Оттепели

Я нашла этот фильм случайно – он «выскочил» в рекомендациях на YouTube, и поначалу я думала, что он – так себе, но оказалось – интересный, оптимистичный, солнечный, с участием молодых и пожилых, зрелых звёзд. И потому сыграно великолепно.

Я даже не поняла, из-за чего «Сын» (1955) оказался в тени других таких же кинокартин о становлении человека. В те годы эта тема была актуальной – из шалопаев-болтунов - в передовики производства, а из тунеядки - в комсомолки.

Кадр из фильма «Сын» (1955). Скриншот.
Кадр из фильма «Сын» (1955). Скриншот.

После войны было много таких ребят и девчат (стиляги – туда же), которых пестовали родители, полжизни прожившие в коммуналках или даже общежитиях. Итак, Андрей Горяев просыпается …в милиции, в камере с каким-то бывалым, в разорванной одежде, при сочном фингaле под скулой.

Выясняется, что паренёк-то хулиганил, дрался, разбил окно автомобиля. Был нетрезв, что вообще дикость - он ещё школьник. Но - Фортуна милостива. Юная циркачка Шурочка – свидетельница происшествия, пожалела парня и дала ложное показание – Горяева отпустили. Так начинается эта киноистория.

Кадр из фильма «Сын» (1955). Скриншот.
Кадр из фильма «Сын» (1955). Скриншот.

В главной роли снялся Леонид Харитонов – кумир тогдашней молодёжи, парень с есенинской улыбкой, одно из самых популярных лиц конца 1950-х, которое «вышло из моды» столь же быстро, как и вошло. К сожалению, типажи меняются вместе с эпохами, а ранняя хрущевская Оттепель и «брежневские-шестидесятые» — это два разных времени.

Также в кадре – Надежда Румянцева, ещё одна девочка-звоночек, вечная подружка-пролетарка и Роза Макагонова - кукла-милашка в образе цирковой гимнастки, в которую влюбился Горяев, но она предпочла водителя. К слову, отдельная тема - судьба этой циркачки, которой домогался противный и авторитетный артист цирка. Пара штрихов - и всё ясно.

Кадр из фильма «Сын» (1955). Скриншот.
Кадр из фильма «Сын» (1955). Скриншот.

А что досталось главгерою? Конечно, героиня Румянцевой – профорг-крановщица Тамара - то с завивкой, то с длиннющими косами. Румянцева тут красавица. Почему названо «Сын»? Герой уходит из дома, сначала – сбегает от попрёков, тусуется по друзьям, а потом – устраивается на работу, на стройку, чтобы доказать отцу, что он – человек.

Это своеобразная тема «возвращения блудного сына», только рассказанная иначе – сын возвращается не растерянным и потерянным, а – взрослым. Тем, за кого не стыдно. Эта киноповесть – ёмкая и не растянутая. За полтора часа мы становимся свидетелями разных коллизий – трудовых, любовных, семейных, уголовно-процессуальных.

В этой картине – масса потрясающих деталей, ради которых и стоит его посмотреть, хотя бы разок. Например, старая Москва, где на Котельнической набережной ещё были ЛЭПы. Или типичный дворик, где живёт семья Горяевых – примерно такое место впоследствии воспел Михаил Козаков в «Покровских воротах» (1982).

Зритель может увидеть реальные - эпохальные! - стройки 1950-х. Тогда вовсю шло возведение домов без «архитектурных излишеств», как повелел царь Никита Сергеич, но ещё не те самые хрущёвки-панельки, а добротные, потрясающе удобные кварталы на тогдашних окраинах (сейчас это почти центр).

К слову, на современном рынке недвижимости квартиры в таких домах оцениваются зачастую дороже иных «сталинок» (не всегда, но часто). Здесь мы наблюдаем стройки на Ломоносовском и Ленинском проспектах, а пару раз мелькает Хорошёвское шоссе (точней мелькает градирня ТЭЦ-16).

Ещё важный момент – Горяев бросает школу, 10-й класс (ему по сюжету 17 лет, недоучивается и уходит на стройку. В те годы ребят, которые «не тянули», подталкивали к рабочим специальностям – мол, незачем торчать все 11 лет в стенах учебного заведения.

Кадр из фильма «Сын» (1955). Скриншот.
Кадр из фильма «Сын» (1955). Скриншот.

...Такие оканчивали семилетку и шли «в профессию» - в училища или сразу на производство, потом, если имелись мозги, получали хорошее техническое образование и становились инженерами, а то и большими начальниками. Тех, кто шёл снизу, часто продвигали - мол, знает весь процесс от бетона до чертежа.

В финале Андрюша с Тамарой устраивают романтическую сцену на верхотуре (ещё одна тема Оттепели – высота) и как-то всем становится ясно, что паренрь доучится в вечёрке, а затем двинется в МИСИ – ну, очень крутой вуз был тогда, с первым КВН-ом, но это уже совсем другая песня-о-главном.

Zina KorZina (c)

  • О фильмах эпохи Оттепели:

1. «Серёжа» - о том, как повезло мальчику.

2. «А если это любовь?» - как примитивные люди могут испортить жизнь.

3. «Прощайте, голуби!» - о быстром взрослении советского человека.