Здесь работали Сатоси Кон, Ёсиаки Кавадзири и Масааки Юаса!
Студию Madhouse основали 17 октября 1972 года три легендарные личности: Масао Маруяма (будущий соучредитель MAPPA и Studio M2), Осаму Дэдзаки («Завтрашний Джо») и Ёсиаки Кавадзири («Ди — охотник на вампиров»). Вместе с ними в новом доме собралось много талантливых режиссеров и аниматоров, — например, Ринтаро и Акио Сугино, — которые вместе работали в Mushi Productions у легендарного Осаму Тэдзуки. Собственно, после банкротства студии учителя, они и создали нечто свое.
За полвека в безумном доме завелось немало новых талантливых людей и громких тайтлов — этот посвящен не истории Madhouse и не самым значимым/лучшим/заметным, а лишь тем, про которые мы, авторы «Покебола с предсказанием», уже успели рассказать сравнительно подробно. Естественно, материал будет регулярно дополняться фактами и цифрами.
1980-е:
Madhouse начал быстро покорять видеопрокат, где провокативные OVA с эросом и танатосом оказались очень кстати (не только в Японии, но и потом в США).
«Город чудищ» (1987) — ночной кошмар от классика брутального городского (но не только) фэнтези Ёсиаки Кавадзири о союзе демонессы и человека, между которыми орава монстров, маскулинные страхи и всепобеждающая сила любви.
1990-е:
Последнее десятилетие XX века отмечено рядом культовых произведений (и тем, что многие из нас причастились к аниме если не в эти годы, то шедеврами этих лет). Здесь же зажглась звезда великого Сатоси Кона.
«Истинная грусть» (1998) — режиссерский дебют Кона, где он исследовал трудности перехода из одного творческого состояния в другое, схожее с его превращением из мангаки в аниме-режиссера, попутно озирая медиасреду кино, телевидения, интернета и поп-музыки.
«Триган» (1998) — космический вестерн в невеселом мире бесконечного фронтира, выделяющийся и отличной анимацией, и интересными героями, и зашкаливающей крутостью, и яркими идеями.
«Cакура — собирательница карт» (1998-2000) — культовое сёдзё, у которого практически нет аналогов по атмосфере и тематике.
Нулевые:
Золотая пора — смесь хитов, шедевров и ностальгических воспоминаний. И, конечно, не обошлось без нашего любимого Масааки Юасы.
«Метрополис» (2001) — вольная экранизация манги Осаму Тэдзуки, придуманной по мотивам одного лишь кадра из одноименного фильма Фрица Ланга (сценарий для аниме Ринтаро написал Кацухиро Отомо).
«Актриса тысячелетия» (2002) — история о стареющей актрисе Тиёко Фудзиваре, которая вспоминает прошлое, отвечая на вопросы группы документалистов и тем самым создавая многослойный нарратив, в котором легко запутаться.
«Гангрейв» (2003) — на почве безумно стильного и драйвового экшна расцветает кроваво-красная ода дружбе, которую можно пронести через годы — и даже за границу жизни.
«Однажды в Токио» (2003) — нетипичная для Кона история о контрастных героях, которые оказываются подчинены фатуму святочных рассказов и рождественских притч.
«Агент паранойи» (2004) — в брюшке сериала умещается сразу несколько жанров и стилистических окрасов: каждый эпизод рисует пограничные состояния разума — от апатии и депрессии до психологических травм и раздвоения личности — с помощью симбиоза визуального ряда и саундтрека.
«Паприка» (2006) — вершина творчества Кона, вобравшая в себя самые невероятные траектории воображения, стилистические игры, сюжетные прыжки и психологические вывихи современной Японии, травмированной политическими, экономическими и историческими обстоятельствами.
«Тетрадь смерти» (2006) — самый известный реверсивный аниме-детектив: в правом углу ринга — Лайт Ягами, способный отправить человека на тот свет, написав его имя в особой тетради, в левом — гениальный сыщик-сладкоежка L.
«Когти зверя» (2006) — визуальное буйство от Юасы, где вопросы идентичности и социального расслоения соседствуют с недвусмысленными параллелями между либидо и агрессией.
«Повесть о стране цветных облаков» (2006-2007) — история упорства и дружбы «в китайском стиле» (жанр Chūka-fū), где девушка из знатного, но обедневшего рода строит политическую карьеру и помогает самому императору.
2010-е
В начале десятилетия Маруяма основал MAPPA, но в «безумном доме» по-прежнему появляются отличные шоу.
«Сказ о четырех с половиной татами» (2010) — человек видит, помнит и воображает мир как минимум тремя разными способами, а Масааки Юаса способен превратить студенческие сомнение в самобытную галактику.
«Ванпанчмен» (2015) — хит второй половины 2010-х, иронизирующий над клише супергероики и подростковых сюжетов («мэды» делали лишь первый сезон, сфокусировавшийся на динамичной анимации и зрелищности боев).
«Парад смерти» (2015) — безжалостный трагифарс об играх по ту сторону жизни, позволяющий задуматься о человечности и объективности.
«Жизнь без оружия» (2019) — образцовый техно-нуар или круто сваренный киберпанк о человеке с исполинским револьвером вместо головы, который — на фоне борьбы технокорпорации и киборгоненавистников — предается философским размышлениям, когда люди сохраняют свободу воли, а когда — оказывается оружием в чужих руках.
2020-е:
Как говорится: наши дни. У Madhouse и необязательные комедии о кровососах, и хитровыдуманные истории взросления, в которых жив дух Сатоси Кона.
«Этот вампир постоянно умирает» (2021) — пародийное аниме, высмеивающее и бравых охотников на кровососов, и мифологию детей ночи, и конфликты поколений, и так называемую норму: большинство мертвых аристократов попросту помешаны на сексе, а героические герои — скрывают душевные слабости. Бонус: есть милый нукающий броненосец Джон.
«Сонни Бой» (2021) — 36 учеников, девушек и юношей, обнаруживают себя в школе, левитирующей посреди космической тьмы: суперсила сериала — высокая плотность тайн и символов, а работа режиссера Синго Нацумэ (запомните это имя!) напоминает не столько копию или отражение чего-то многократно виденного, сколько зеркальный лабиринт, где можно найти немало занятного.
«Моя любовь девятьсот девяносто девятого уровня к Ямаде-куну» (2023) — очаровательный ромком (почти) в ММОРПГ, где никто не считает игры странными.
Спасибо, что дочитали! Хотите больше новостей и обзоров? Подписывайтесь на «Покебол с предсказанием». Или поддержите аниме-канал, если уже читаете и любите, что там творится.