Для начала давайте уточним, что такое когнитивные способности.
Когнитивные способности - это совокупность мыслительных и психических процессов, которые обеспечивают правильность восприятия реальности и принятия решений.
Наиболее известными когнитивными функциями являются память, речь, восприятие, интеллект, фокусировка и распределение внимания, ориентация во времени и пространстве.
Ещё одной важной функцией когнитивных способностей является праксис – способность осознавать и контролировать свои действия, выполнять целенаправленные движения.
Соответственно, чем лучше у ребёнка или взрослого развиты когнитивные способности, тем лучше он воспринимает, обрабатывает, сортирует, запоминает, хранит и воспроизводит информацию.
Когнитивные способности снижаются только в пожилом возрасте?
Да, к 50-60 годам запас прочности нашего мозга значительно снижается, что отрицательно сказывается на когнитивных способностях. Однако сейчас наблюдается тенденция, когда и у молодых людей происходит резкое нарушение когнитивных способностей. Обычно это проявляется в быстрой утомляемости, низкой концентрации внимания, забывчивости, рассеянности, общем снижении трудоспособности и гиперактивности, на которую сегодня всё чаще стали жаловаться молодые люди и родители детей с трудностями в обучении.
Да у меня у самой такая же гиперактивность!
Более того, даже у современных школьников сегодня всё чаще отмечается снижение уровня когнитивных способностей. И, в первую очередь, в группу риска попадают дети-дислексики и ученики с различными трудностями в обучении и поведении. Основная причина – неустойчивое психоэмоциональное состояние у этой группы детей из-за постоянного школьного стресса.
Дислексики по своей природе крайне остро реагируют на свои ошибки, они боятся их допускать, сильно переживают из-за того, что не смогут справиться с чем-то новым. Им свойственно болезненное переживание критики в свой адрес, поэтому в школе им очень тяжело – ведь в любой момент их могут спросить, дать какое-то задание, с каким они могут не справиться.
Более подробно, что такое дислексия, как с ней живут дети и что они чувствуют, читайте в книге «Дислексия мозга. За гранью известного».
Типичная ситуация в семье, где воспитывается ребёнок-дислексик
На каникулах ребёнок отлично себя чувствует: он бодрый, отдохнувший, не испытывает каких-то серьёзных психоэмоциональных проблем. Но как только наступает новая учебная четверть поведение и состояние ребёнка резко меняется – он начинает нервничать, переживать, что скоро нужно идти в школу, ведь накануне ему надо что-то прочитать, что-то вспомнить.
Такие психологические переживание очень сильно снижают когнитивные способности ребёнка, и если ребёнок долго находится в состоянии тревожности и испытывает школьный стресс, то его когнитивные способности начинают резко снижаться. А значит, ребёнку становится ещё сложнее учиться, так как он не может нормально усваивать и обрабатывать новую информацию.
Соответственно, на него начинают давить родители и учителя, из-за чего уровень стресса и тревожности только увеличивается, что приводит к ещё большему усугублению ситуации.
Когда же ребёнок находится в комфортной для себя обстановке, видит, что учителя его поддерживают, готовы идти ему навстречу, то он и учится начинает лучше. Появляется мотивация к учёбе, ребёнок видит, что у него получается учиться, а это, в свою очередь, стимулирует развитие когнитивных способностей.
Уважаемые родители!
Чтобы ваш ребёнок лучше учился и был более устойчив психологически, при этом совершенно неважно, есть у него дислексия либо нет важно обеспечить ему благоприятную атмосферу хотя бы дома.
Конечно, дети-дислексики в первую очередь нуждаются в коррекции своего состояния, тогда и многие проблемы с обучением будет проще устранить.
Подробнее о помощи семье ребёнка с трудностями в обучении можно узнать на сайте dyslexia.ru
Что именно рекомендуется делать для развития когнитивных способностей? Ответы вы найдёте в следующей публикации на канале.