Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Американцы так и не смогли долететь до Северного полюса из-за своей технической отсталости. А вот русские - смогли

В 30-х годах прошлого века у американцев и европейцев не было тех технических возможностей, которые были у русских даже в самые трудные для них времена. Например, американские летчики даже с помощью каких-либо «революционных технических средств» так и не смогли добраться до Северного полюса, причем ни по воде, ни по льду, а тем более по воздуху. А русские прекрасно смогли, мало того – они делали это неоднократно. И почему тогда Россия всегда считалась технически отсталой?

АНТ-25 в полете
АНТ-25 в полете

Тема о каком-то мифическом техническом отставании русских от европейцев и американцев сегодня очень популярная практически везде, и она очень громкая. Да, об этом отставании написано много и убедительно, и многие наиболее оборотистые «экономисты» пишут целые многотомные книги об этом. Но почему-то любители теории «вечного русского отставания» постоянно оперируют только удобными им фактами, а факты, опровергающие их теорию на корню, они игнорируют. Мало того – не просто игнорируют и замалчивают, а всячески их дискредитируют.

АНТ-25 в музее
АНТ-25 в музее

Возьмем, к примеру, такой факт: русские смогли долететь из Москвы до Америки (и даже дальше – почти до Мексики), а американцы наоборот – не смогли. Ну не было у американцев в 30-е годы XX века такой техники, чтобы пролететь на ней 8,5 тысяч километров без посадки через Северный полюс. А вот у русских – была. Причем не купленная где-то в Америке или Франции, как бывало раньше, а целиком спроектированная и построенная в СССР.

Г. Байдуков, В. Чкалов и А. Беляков. Фото: ЦГАМО
Г. Байдуков, В. Чкалов и А. Беляков. Фото: ЦГАМО

Странно кому-то слышать это, правда? Вот могущественные технически европейцы и американцы так и не удосужились создавать такие сложные механизмы, какие создавали русские, причем даже не в самые лучшие свои годы. Заметим, 1937-й год, когда В. Чкалов со своим экипажем на самолете АНТ-25 без особых проблем перелетел через Северный полюс и благополучно приземлился в США – это год начала пресловутого «сталинского террора». Наверное, Чкалов просто испугался Сталина, и с перепугу пролетел там, где никакие непуганые американцы не рисковали летать.

АНТ-25 на старте
АНТ-25 на старте

Конечно, не следует говорить о том, что до этого знаменательного полета западные исследователи не летали на Северный полюс. Они летали, конечно – сперва Руаль Амундсен на дирижабле «Норвегия» в 1926-м, а затем Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» в 1928-м. Но это были не аппараты тяжелее воздуха, а примитивные технически баллоны с газом, к тому же «Италия» потерпела крушение, и итальянцев пришлось спасать опять-таки русским. В любом случае на Северный полюс никто из них не высаживался, и никаких особенных рекордов при этом не ставил.

Трехмоторный самолет Fokker F.VIIa-3m на котором американский полярный "исследователь" Ричард Бэрд отправился на покорение Северного полюса, но так до него и не долетел,хотя рассказывал, что все же долетел
Трехмоторный самолет Fokker F.VIIa-3m на котором американский полярный "исследователь" Ричард Бэрд отправился на покорение Северного полюса, но так до него и не долетел,хотя рассказывал, что все же долетел

Правда, в 1926-м году заявил о достижении полюса известный сегодня американец Ричард Бэрд, но, во-первых, как впоследствии оказалось, он никуда не долетел, а просто наврал, а, во-вторых, отправился он на завоевание Вершины Мира на трехмоторном самолете, что опять-таки подразумевает как минимум трехкратное отставание американских технических возможностей от советских..

АНТ-25 над Северным Ледовитым океаном
АНТ-25 над Северным Ледовитым океаном

А вот Чкалов перелетел через Ледовитый океан и Северный полюс на самолете, оснащенном всего одним мотором. Чувствуете разницу? Если у трехмоторного самолета вдруг по какой-то причине откажет один, или даже два мотора, он может лететь и на оставшихся двигателях. Но если двигатель сломается у самолета одномоторного – тут-то ему и крышка.

О чем это говорит?

А это говорит о том, что советские создатели своего авиационного мотора были полностью уверены в том, что он не откажет в какой-то момент, то есть это мотор не просто надежный. Это мотор супернадежный. Особенно учитывая критические условия, в которых ему предстояло работать и огромную дальность полета, на которую до этого почти никто не летал и в более лучших условиях.

Приземление АНТ-25 в американском Ванкувере
Приземление АНТ-25 в американском Ванкувере

К слову сказать, мотор М-34Р, которым был оснащен АНТ-25, на котором Чкалов через Северный полюс залетел в Америку, в 1937 году считался лучшим в мире в своем классе. И особой пикантности придавал тот факт, что это была полностью советская разработка, не включавшая в себя ни одно импортной детали и технологии. Ну, ясно, что конструкция мотора базировалась на старой немецкой концепции, но если цепляться за этот факт, то можно обнаружить, что в те времена все авиационные двигатели в мире базировались исключительно на старых немецких концепциях.

АНТ-25 после перелета на аэродроме Пирсона в Ванкувере, штат Вашингтон (командир экипажа - В. П. Чкалов, второй пилот - Г. Ф. Байдуков, штурман - А. В. Беляков).
АНТ-25 после перелета на аэродроме Пирсона в Ванкувере, штат Вашингтон (командир экипажа - В. П. Чкалов, второй пилот - Г. Ф. Байдуков, штурман - А. В. Беляков).

Да, в этом полете Чкалов не установил рекорд дальности, пролетев до Америки всего 8504 километра. За 4 года до него этот рекорд установили англичане О. Гейфорд и Г. Николеттс, перелетев из Великобритании в Южную Африку, отмотав под крылом 8544 километра. Но не надо думать, что англичанам удалось бы вместо Африки попасть на своем самолете в Америку через Северный полюс – они до такой глупости не додумались бы, их «тропический» самолет не долетел бы даже до Ледовитого океана.

Схема перелета
Схема перелета

Кстати, за год до своего полета Чкалов совершил пробный перелет на АНТ-25 из Москвы на Дальний Восток вдоль берегов Ледовитого океана, пролетев без посадки 9375 километров. Так что до Африки на своем одномоторном самолете он уж точно бы долетел, а скорее всего даже перелетел бы ее, очутившись в Антарктиде.

АНТ-25
АНТ-25

И еще момент – через месяц после экипажа Чкалова перелет из Москвы в США через Северный полюс совершил и экипаж Михаила Громова на втором экземпляре АНТ-25. На этот раз самолет улетел гораздо дальше чкаловского – на юг Калифорнии, почти к самой Мексике, преодолев 10148 км.

С 12 по 14 июля 1937 года М. М. Громов в качестве командира экипажа АНТ-25-1 (второй пилот - А. Б. Юмашев, штурман - С. А. Данилин) совершил сверхдальний беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (Калифорния, США), установив три мировых авиационных рекорда дальности полёта
С 12 по 14 июля 1937 года М. М. Громов в качестве командира экипажа АНТ-25-1 (второй пилот - А. Б. Юмашев, штурман - С. А. Данилин) совершил сверхдальний беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (Калифорния, США), установив три мировых авиационных рекорда дальности полёта

Таким образом мы прекрасно можем видеть, что полеты через Северный полюс на большие, просто гигантские расстояния на одномоторных самолетах – это не единичные случаи, а норма, особенно учитывая факт, что в том же 1937 году начались регулярные полеты советских самолетов к Северному полюсу, которые там приземлялись во льдах, основывая дрейфующие полярные станции.

АНТ-25-1 М. М. Громова на стоянке в Сан-Джасинто, июль 1937 г.
АНТ-25-1 М. М. Громова на стоянке в Сан-Джасинто, июль 1937 г.
Наглядная схема расстояния от Москвы до Северного полюса
Наглядная схема расстояния от Москвы до Северного полюса

В общем, много еще чего можно было бы рассказать про техническое превосходство русских над американцами и европейцами, но тут, в принципе, достаточно одного факта – русские создали технику, которой так и не смогли создать «технически развитые» американцы и европейцы. И этот факт никак не опровергнуть, но его можно замолчать. Чем сегодня и занимаются наши любимые отечественные либералы.

1975 год. Новая улица в американском Ванкувере - улица Чкалова. Честь ее открытия предоставлена сыну великого летчика Игорю Валериевичу Чкалову
1975 год. Новая улица в американском Ванкувере - улица Чкалова. Честь ее открытия предоставлена сыну великого летчика Игорю Валериевичу Чкалову

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Нападение «воздушных авианосцев» Красной Армии на Румынию летом 1941-го. Какие были результаты?

Единственный в истории войн биплан, победивший в бою новейший реактивный истребитель

Почему бренд «ОКБ Антонов» принадлежит Украине, а на марку самолета Ан-2 она не имеет никаких прав?

Речной авианосец Красной Армии «Амур» в боях с белокитайским флотом в 1929 году на реке Сунгари