Советский авиаконструктор Н. Н. Поликарпов считается «королем истребителей», который в 30-х годах создал передовые для своего времени истребители И-15 и И-16. Но почему-то мало кто задумывается о том, что этот выдающийся специалист в 1927 году разработал и поставил на поток один из самых эффективных бомбардировщиков Великой Отечественной войны – «швейную машинку» У-2, как ее сначала пренебрежительно называли немцы. Но в 1944 году, после смерти своего создателя, этот герой ночного неба был переименован в По-2, и до самого конца войны он своими бомбовыми ударами наносил урон немцам не меньший, чем прославленные Ил-2 и Пе-2.
Самые эффективные боевые самолеты Второй Мировой войны всем известны, и не только специалистам. А вот о, возможно, самом эффективном фронтовом бомбардировщике этой войны, многие просто слышали, но не знают конкретных фактов, почему вдруг эти самолеты так известны. Речь идет о «кукурузнике» У-2, который завершил свою войну уже как По-2, названный в честь своего создателя – Николая Николаевича Поликарпова (1892-1944 гг.).
Конечно, немцы больше боялись других видов советской авиации, например, штурмовиков Ил-2, которые в основном действовали днем и часто наносили вермахту значительный урон. Но против дневной авиации целенаправленно действовала зенитная артиллерия и истребители, что внушало хоть какую-то уверенность наземным войскам.
А вот По-2 были штурмовиками ночными, и часто наносили немцам урон не меньший. В качестве примера можно назвать ночной налет «кукурузников» 17 февраля 1944 года на танковые колонны вермахта, пытавшиеся вырваться из котла под Корсунь-Шевченковском. Как результат – из котла немцам вырваться так и не удалось, хотя они имели все шансы.
Можно сколько угодно сомневаться в боевой эффективности По-2, но прежде следует посмотреть на динамику производства этих самолетов годы войны. Например, только на двух авиационных заводах в 1942-м было произведено 2243 самолета У-2 в боевом варианте, а уже в 1943-м на четырех заводах – 3175. Но «кукурузники» показали настолько очевидную свою ценность на фронтах, что в 1944-м производство их увеличилось, и на фронты был отправлен 5141 самолет этого типа в разных модификациях (бомбардировщик, разведчик, корректировщик, связной и санитарный самолет и пр.).
К 1945-му году к производству этого «боевого кукурузника» подключились еще три завода, и было выпущено 3627 машин, а в начале мая война закончилось, и все новые самолеты По-2 стали выпускаться уже в мирных целях.
Впрочем, часть прошедших фронты По-2 были переданы союзникам СССР, в частности – армии Северной Кореи, где с началом Корейской войны в 1950 году, очень много «кукурузников» продолжили участвовать в боевых действиях, на этот раз против американцев, и тоже показали превосходные результаты. Стоит сказать, что американцы также боялись По-2, как и за несколько лет до них – немцы. Дело в том, что и у американцев, как и у немцев, не было эффективных средств поражения этого самолета, который был настолько тихоходным, что это превращалось в его главное преимущество.
И это преимущество позволило установить «кукурузнику» рекорды по количеству уничтоженных реактивных самолетов, причем не только на земле ночью, но и в воздухе – днем.
Дело в том, что скоростные истребители – что немецкие «Мессеры», что американские «Сейбры», не могли атаковать самолеты противника, летавшие на высоте 10-20 метров со скоростью чуть больше 100 км/ч. Было только два случая таких атак в Северной Корее, и обе они закончились для американцев плачевно. Один F-86 «Сейбр» столкнулся с По-2, а другой – не менее мощный «Старфайр», - не успел выйти при атаке из пике и врезался в землю. Второй случай, кстати, годится для занесения в книгу рекордов Гиннеса – это единственный случай в истории, когда тихоходный биплан со 100-сильным мотором и деревянным двухлопастным винтом победил новейший реактивный истребитель.
Но это не единственный рекорд По-2 в Корейской войне. 17 июня 1951 года один корейский «кукурузник» неожиданно появился над американским аэродромом в Сувоне и сбросил на стоянку «Сейбров» всего одну 50-кг бомбу. Эта бомба попала в дежурный истребитель, заправленный под завязку, и последовавшим взрывом были полностью уничтожены еще четыре рядом стоящих «Сейбра». Мало того, были сильно повреждены и четыре других американских истребителя, причем настолько серьезно, что их впоследствии пришлось отправить на капитальный ремонт в Японию. Учитывая, что в тот момент в Корее находилось 90 «Сейбров», то потеря в результате одного удара 10% всей истребительной авиации союзников на полуострове вызвала у их командования шок.
А нанесший этот удар По-2 ушел безнаказанно.
Тут следует сказать, что «кукурузники» в основном не боялись не только нападения истребителей, но и зенитного огня с земли. Во время обоих войн – и Второй Мировой, и Корейской, боевые самолеты летали и нападали обычно на достаточно большой высоте, по которой зенитчики работали хорошо, а ночью воздушные цели успешно высвечивались прожекторами. А вот попробуй попасть в очень низколетящий самолет, да еще ночью! Особенно учитывая, что По-2 подходили к цели с приглушенными, а то и вообще выключенными моторами, то есть бесшумно, на планировании. И зенитчики начинали суетиться уже тогда, когда бомбовой удар был нанесен. И стрелять вслед самолету, молниеносно меняющему курс часто ниже горизонта – занятие безнадежное.
Конечно, несли потери и По-2, как от зениток, так и от истребителей противника. Но в сравнении с другими типами ударных самолетов потери «ночных тихоходов» были очень малыми. Например, среди 60 Героев Советского Союза, воевавших исключительно на «кукурузниках», погибло всего 9 пилотов, и то, некоторые из них – уже на Ил-2, на которые они пересели к концу войны.
Также очень важно, что среди всех 60 упомянутых выше орденоносцев 24 из них были женщины, вернее, по большей части девушки, родившиеся в основном в 1920-23 гг., и на начало своей боевой деятельности только-только отпраздновавшие 20-летие. Некоторые из них умудрились совершить за годы войны по нескольку сотен ночных боевых вылетов (от 500 до 900), а самый известный «кукурузный ас» - Ирина Федоровна Себрова, с мая 1942 по май 1945-го вылетала на бомбардировки 1004 раза!
В общем, «кукурузник» У-2, созданный в 20-х годах как сугубо мирный самолет, проявил себя вполне заслуженным бойцом, нанесшим врагу очень серьезный урон. Вот, например, очень распространена статистика успехов некоторых наших асов штурмовиков Ил-2, каждый из которых уничтожил по десятку вражеских танков, паровозов, автомашин, взорвал несколько бензохранилищ, разрушил минимум по одному командному пункту. Но ни в коем случае не умаляя успехи наших героев, воевавших на Ил-2, хочу сказать, что вклад наших «кукурузников» в дело победы над Третьим Рейхом не менее впечатляющ.
К примеру, штурман звена 97-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Василий Дмитриевич Кизь получил в начале 1944 года своего Героя Советского Союза за то, что на своем У-2 совершил 640 боевых вылетов. В наградном листе указано, что только с февраля 1942-го по октябрь 1943-го во время ночных атак на своем «кукурузнике» этот ас взорвал 27 вражеских складов с горючим и боеприпасами, разрушил 7 ДОТов, один наблюдательный пункт, 168 зданий и сооружений военного значения, а также уничтожил 24 автомашины и 4 самолёта на земле. За это он получил не только орден, но и звание гвардии лейтенанта.
Такая эффективность легкого ночного бомбардировщика обеспечивалась, прежде всего, легкостью его обслуживания, и многие экипажи успевали за ночь сделать до 10 вылетов на линию фронта, что обеспечивало плотность бомбардировок. Естественно, обычным, «нормальным» ударным самолетам такие условия и не снились, и самым настоящим везением для тех же Ил-2 вообще считалось то, если экипаж успевал сделать 10 вылетов за всю свою боевую карьеру и остаться при этом в живых.
Но немцы боялись и Ил-2, и У-2 одинаково сильно. Если «горбатый» наносил по ним уничтожающие удары днем, то «кукурузник» обычно свирепствовал ночью. Причем если атаки «илов» можно было хоть как-то отразить, то налеты У-2 были совершенно неожиданными, несмотря на напряженное ожидание. Дневная разведка не могла обнаружить скопления этих самолетов на прифронтовых аэродромах, а тем более уничтожить их, потому что «кукурузники» на день отгонялись на дальние тыловые аэродромы, где их достать было невозможно. А уже вечером они перелетали поближе к передовой, заправлялись, брали бомбы и вылетали в свои убийственные атаки.
Но не только бомбежками занимались «кукурузники». Это был только один из вариантов их использования. На самом деле У-2/По-2 был незаменим и в других сферах, чаще всего для связи с партизанами. Это был практически единственный наш самолет, который мог садиться и взлетать буквально на болотах при ограниченном пространстве для пробега и разбега. Именно с «кукурузников» высаживалось большинство диверсантов тылу немцев. У-2 легко перелетал линию фронта даже на планировании, и находившиеся внизу немецкие зенитчики даже не подозревали, что над ними летают советские боевые самолеты.
Кстати, когда немцы узнали, что большое количество ночных бомбовых ударов по ним наносят именно женщины, воевавшие на У-2 в составах специальных женских эскадрилий, они назвали их «ночными ведьмами». И на самом деле – как против ночной ведьмы в сказках практически нет приемов, так не было приемов и против советских «ночных ведьм» на «кукурузниках». Если удавалось каким-то чудом сбить немцам «кукурузника», то такой герой награждался командованием вермахта железными крестами. Это еще раз говорит о том, как сильно достали немцев «ночные тихоходы», что даже сбитый деревянный самолетик с девушкой-пилотом было самым настоящим подвигом.
Помимо своих выдающихся летных качеств «кукурузники» было очень легко чинить прямо в полевых условиях. И это тоже можно было записать в преимущества этого самолета. Практически везде, где По-2 использовался – он везде показывал свою незаменимость, часто – потрясающую. Именно учитывая успехи нашего «ночного бомбардировщика», прозванного немцами «швейной машинкой» и «ночным фельдфебелем», а американцами – «караульным ночного м0чеиспускания», руководство люфтваффе к концу войны стало разрабатывать планы создания своих эскадрилий легкомоторных ночных бомбардировщиков.
Но, как видно, дело в этом направлении у них не пошло, потому что о гитлеровских «ночных ведьмах» мы ничего не знаем.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса
Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл
Лучшие асы-истребители Второй Мировой, погибшие не в бою, а совсем случайно. И таких очень много