Найти в Дзене
История и культура Евразии

Пётр Нестеров - лётчик, доказавший, что аэропланы могут летать как птицы

Оглавление

26 августа 1914 года над русскими позициями около города Жолква в Галиции появился австрийский аэроплан-разведчик. По нему открыли винтовочный огонь. Бесполезно! Сбил его тараном и сам погиб штабс-капитан Пётр Нестеров. Он был опытным пилотом, первым сделавшим "мертвую петлю".

Пётр Николаевич Нестеров (15 [27] февраля 1887, Нижний Новгород, Российская империя — 26 августа [8 сентября] 1914, Жолква, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия) — русский военный лётчик, штабс-капитан.
Пётр Николаевич Нестеров (15 [27] февраля 1887, Нижний Новгород, Российская империя — 26 августа [8 сентября] 1914, Жолква, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия) — русский военный лётчик, штабс-капитан.

В начальный период Первой мировой войны аэропланы не несли вооружения кроме ручных гранат и пистолета с карабином у пилотов. Даже пулемет нельзя было поставить на аэроплан, так как он был слишком тяжел для хрупкой конструкции.

Поэтому штабс-капитан Нестеров давно хотел попробовать таран как средство поражения врага.

С детства увлекался орнитологией. Любил наблюдать за полетом птиц.

В 1909 году оказался во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте. Совершил несколько подъёмов на аэростате. Заболел полетами.

В России уже летали первые летчики Николай Попов, Лев Мациевич, Сергей Уточкин, Александр Васильев.

В 1911 году Нестеров построил планер в Нижнем Новгороде. Планер взлетал с помощью лошади. Его заметили. В 1912 году направили на учёбу в Офицерскую Воздухоплавательную школу в Гатчине.

Нестеров среди членов Киевского общества воздухоплавания. 1910-е
Нестеров среди членов Киевского общества воздухоплавания. 1910-е

В сентябре 1912 года Нестеров совершил первый полет на аэроплане. Сразу сделал поворот с креном, хотя раньше считалось невозможным. Нестеров заметил этот маневр у птиц. Был уверен, что возможно.

В мае 1913 года сдал экзамен на звание «военный лётчик». Его назначили в Киевский авиационный отряд. Скоро он им командовал.

Его цель - исполнение "мертвой петли". Это когда самолет делает петлю назад и летчик оказывается вниз головой.

Комбинезон военного лётчика Петра Нестерова, 1913—1914 гг. Национальный музей истории Украины, Киев
Комбинезон военного лётчика Петра Нестерова, 1913—1914 гг. Национальный музей истории Украины, Киев

Летом 1913 года Нестеров узнал, что "мертвую петлю" собирается сделать француз Адольф Пегу. Нестеров решился.

27 августа 1913 года в Киеве Пётр Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Центробежная сила так вжала его в спинку, что даже часы из кармана не выпали. Француз сделал "мертвую петлю" только 6 сентября 1913 года.

С началом Первой мировой войны Нестеров на Юго-Западном фронте.

Осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в российской армии бомбардировку приспособленными артиллерийскими снарядами. Для борьбы с дирижаблями придумал нож-пилу. Совершил 28 вылетов.

В 29-м вылете 26 августа 1914 года Нестеров нагнал австрийский биплан "Альбатрос" . Нанес ему удар шасси.

Этот бой видел генерал-квартирмейстер штаба 3-й армии М. Д. Бонч-Бруевич:

Австриец внезапно остановился, застыл в воздухе и тотчас же как-то странно закачался; крылья его двигались то вверх, то вниз. И вдруг, кувыркаясь и переворачиваясь, неприятельский самолёт стремительно полетел вниз, и я готов был поклясться, что заметил, как он распался в воздухе.
Какое-то мгновение все мы считали, что бой закончился полной победой нашего лётчика, и ждали, что он вот-вот благополучно приземлится. Впервые применённый в авиации таран как-то ни до кого не дошёл. Даже я, в те времена пристально следивший за авиацией, не подумал о том, что самолёт, таранивший противника, не может выдержать такого страшного удара. Неожиданно я увидел, как из русского самолёта выпала и, обгоняя падающую машину, стремглав полетела вниз крохотная фигура лётчика. Это был Нестеров, выбросившийся из разбитого самолёта. Вслед за штабс-капитаном Нестеровым на землю упал и его осиротевший самолёт.

Нестеров должен был выжить. Допустил оплошность - ударил шасси по центральной крепкой части австрийского самолета. Самое главное при взлете не пристегнулся. Это стало причиной его выпадения.

Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»
Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»

Похоронили Петра Нестерова 31 августа 1914 в Киеве, в урочище "Аскольдова могила". Высочайшим приказом от 23.04.1915 года посмертно награждён высшей военной наградой Российской империи орденом Святого Георгия IV степени.

Статьи канала "История и культура Евразии" за 2023 год