26 августа 1914 года над русскими позициями около города Жолква в Галиции появился австрийский аэроплан-разведчик. По нему открыли винтовочный огонь. Бесполезно! Сбил его тараном и сам погиб штабс-капитан Пётр Нестеров. Он был опытным пилотом, первым сделавшим "мертвую петлю".
В начальный период Первой мировой войны аэропланы не несли вооружения кроме ручных гранат и пистолета с карабином у пилотов. Даже пулемет нельзя было поставить на аэроплан, так как он был слишком тяжел для хрупкой конструкции.
Поэтому штабс-капитан Нестеров давно хотел попробовать таран как средство поражения врага.
С детства увлекался орнитологией. Любил наблюдать за полетом птиц.
В 1909 году оказался во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте. Совершил несколько подъёмов на аэростате. Заболел полетами.
В России уже летали первые летчики Николай Попов, Лев Мациевич, Сергей Уточкин, Александр Васильев.
В 1911 году Нестеров построил планер в Нижнем Новгороде. Планер взлетал с помощью лошади. Его заметили. В 1912 году направили на учёбу в Офицерскую Воздухоплавательную школу в Гатчине.
В сентябре 1912 года Нестеров совершил первый полет на аэроплане. Сразу сделал поворот с креном, хотя раньше считалось невозможным. Нестеров заметил этот маневр у птиц. Был уверен, что возможно.
В мае 1913 года сдал экзамен на звание «военный лётчик». Его назначили в Киевский авиационный отряд. Скоро он им командовал.
Его цель - исполнение "мертвой петли". Это когда самолет делает петлю назад и летчик оказывается вниз головой.
Летом 1913 года Нестеров узнал, что "мертвую петлю" собирается сделать француз Адольф Пегу. Нестеров решился.
27 августа 1913 года в Киеве Пётр Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Центробежная сила так вжала его в спинку, что даже часы из кармана не выпали. Француз сделал "мертвую петлю" только 6 сентября 1913 года.
С началом Первой мировой войны Нестеров на Юго-Западном фронте.
Осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в российской армии бомбардировку приспособленными артиллерийскими снарядами. Для борьбы с дирижаблями придумал нож-пилу. Совершил 28 вылетов.
В 29-м вылете 26 августа 1914 года Нестеров нагнал австрийский биплан "Альбатрос" . Нанес ему удар шасси.
Этот бой видел генерал-квартирмейстер штаба 3-й армии М. Д. Бонч-Бруевич:
Австриец внезапно остановился, застыл в воздухе и тотчас же как-то странно закачался; крылья его двигались то вверх, то вниз. И вдруг, кувыркаясь и переворачиваясь, неприятельский самолёт стремительно полетел вниз, и я готов был поклясться, что заметил, как он распался в воздухе.
Какое-то мгновение все мы считали, что бой закончился полной победой нашего лётчика, и ждали, что он вот-вот благополучно приземлится. Впервые применённый в авиации таран как-то ни до кого не дошёл. Даже я, в те времена пристально следивший за авиацией, не подумал о том, что самолёт, таранивший противника, не может выдержать такого страшного удара. Неожиданно я увидел, как из русского самолёта выпала и, обгоняя падающую машину, стремглав полетела вниз крохотная фигура лётчика. Это был Нестеров, выбросившийся из разбитого самолёта. Вслед за штабс-капитаном Нестеровым на землю упал и его осиротевший самолёт.
Нестеров должен был выжить. Допустил оплошность - ударил шасси по центральной крепкой части австрийского самолета. Самое главное при взлете не пристегнулся. Это стало причиной его выпадения.