Найти в Дзене
История и культура Евразии

Мордвин, ставший русским патриархом и вызвавший "Великий раскол"

Речь, конечно, о патриархе Никоне. Обычно, все останавливаются на его роли в истории русской православной церкви. А вот узнать, кто он был по национальности, мало кто пытается.

Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 [17] мая 1605, село Вельдеманово — 17 [27] августа 1681, Тропинская слобода, Ярославль) — московский патриарх, имевший полный официальный титул «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх» с 25 июля (4 августа) 1652 года по 12 (22) декабря 1666 года с титулом «Великого Государя».
Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 [17] мая 1605, село Вельдеманово — 17 [27] августа 1681, Тропинская слобода, Ярославль) — московский патриарх, имевший полный официальный титул «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх» с 25 июля (4 августа) 1652 года по 12 (22) декабря 1666 года с титулом «Великого Государя».

А был Никон, или Никита Минин, как его звали в миру, чистым мордвином, даже без какого-либо славянского элемента. Между прочим он является однофамильцем (а может и родственником) национального героя России - Кузьмы Минина. Кузьма Минин как известно, являлся крещенным татарином и был земляком патриарха Никона.

Кузьма́ Ми́нин (Кузьма́ Ми́нич Минин); согласно Никоновской летописи — Козьма Минич Минин Сухорук; вторая половина XVI века — 21 мая 1616) — организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611—1612 в период борьбы русского народа против польско-литовской и шведской интервенций, русский национальный герой.
Кузьма́ Ми́нин (Кузьма́ Ми́нич Минин); согласно Никоновской летописи — Козьма Минич Минин Сухорук; вторая половина XVI века — 21 мая 1616) — организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611—1612 в период борьбы русского народа против польско-литовской и шведской интервенций, русский национальный герой.
«В лето от мироздания 7113 (то есть 1605 год) в месяце Маие, в пределех Нижняго Нова-града, в веси нарицаемой Велдемановой родися он, Святейший Патриарх, от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы» - Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, написанное клириком Иоанном Шушериным. – М., 1908. – С. 9

Имена обоих родителей очень ясно показывают, что они были не славяне. Особенно, имя матери - Мариам. Так, татары произносили имя Мария.

Ребенка назвали Никитой - в честь святого Никиты, так как видно его крестили в день святого - 24 мая.

Будущий патриарх рос в православной (а может отчасти православной) эрзя-мордовской деревне Вельдеманово современного Перевозовского района Нижегородской области.

Детство у Никиты было трудным. Его мать умерла рано и отец, женился на второй жене, у которой тоже были свои дети. Поэтому, мачеха стремилась буквально сжить его со свету и даже пыталась убить его.

Благодаря относительному равнодушию отца и ненависти мачехи, маленький Никита рос тихим и неразговорчивым ребенком, безответным перед побоями и попреками, он часто убегал из дома и на свободе любил предаваться размышлениям, видимо мечтая о правде и справедливости. На таких прогулках Никита подружился с девочкой Настей, бывшей на несколько лет моложе его, дочерью священника села Колычево, что находилось недалеко от Вельдеманова, которая впоследствии стала его женой. Благодаря этому знакомству Никита попал в дом отца Ивана, человека доброго, сострадательного и образованного - монография Е.Мокшиной "О нижегородских корнях патриарха Никона"

У священника Никон научился читать и писать, прочитал все книги, которые были у того. Всего этого было мало для одаренного и склонного к науке ребенка, и он в 12 лет уходит на обучение в близкий Макарие-Желтоводский монастырь.

Затем, Никита женился и до 30 лет, став священником, прожил в деревне, недалеко от монастыря.

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа. А. Д. Литовченко, 1886
Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа. А. Д. Литовченко, 1886

Между прочим, на активную церковную деятельность сподвигнул Никона также некий мордвин (по другим сведениям татарин), который предсказал ему патриаршество.

В Москву, Никон переехал вместе с женой в 1635 году, после смерти детей. Здесь начался его путь к патриаршеству. Но вначале он 4 года провел в Соловецком монастыре, а затем 7 лет в Кожеозерском монастыре, где был игуменом.

Богоя́вленский Кожеозе́рский (Кожеезе́рский) монаст́ырь — православный женский (с 2009 г.) монастырь в Архангельской области, на Лопском полуострове, омываемом водами Кожозера.
Богоя́вленский Кожеозе́рский (Кожеезе́рский) монаст́ырь — православный женский (с 2009 г.) монастырь в Архангельской области, на Лопском полуострове, омываемом водами Кожозера.