В Измайловском Кремле и на прилегающем к нему Измайловском вернисаже, собрано все, что иностранец знает о России, - расписные башни, Музей истории водки, шкуры волков, старые иконы, вымпел «За доблестный труд» и начищенный самовар. Тут - официальные увеселения, а рядом - торговля всякой русской экзотикой. Читатель "Московских историй" Nick S рассказывает, как в свободное от работы в НИИ время торговал там - когда самого Кремля (появившегося в 1998 году) еще в помине не было.
На вернисаже проработал около 8 лет, в будни был на основной работе, а вот в выходные в любую погоду - на месте. Сначала контролёры обилечивали одноразово. Потом администрация стала продавать постоянные места, даже просто на земле. У меня система была простая: купил - продал. Разница - это твоя прибыль.
На Вернисаже я торговал всем подряд, что принесут. Но любимые мои вещи - это фарфор ЛФЗ и Гжель. Помню, что ездил в Гжель. Там был прекрасный магазин и, главное, местная толкучка перед ним. Вот на ней я и закупался.
Наш ряд был что-то вроде блошиного рынка, но разрядом повыше. Продавались вещи иногда гораздо поинтереснее, чем даже в центральных антикварных магазинах. Там большие наценки, мы же не оплачивали электричество, отопление, а арендная плата за клочок земли была значительно ниже, чем в магазинах. Так что в нашем ряду и покупателями, и продавцами могли быть люди достаточно серьёзные.
Почти все продавцы вокруг меня были с высшим образованием, некоторые кандидаты наук, даже два профессора. Народ очень интересный. Да и я был неплохо подкован и подготовлен к работе на вернисаже. Третьяковка, Пушкинский музей, ЦДХ на Крымском валу, журналы "Художник", "Юный художник" - вот мой круг интересов.
Вообще вернисаж тогда, до строительства этих псевдорусских теремов и церквей (до 1998 г.), был попроще, но всем места хватало. Подпитка шла из привоза. Вещи могли быть украдены, такие случаи были, что приходил владелец вместе с оперативниками, забирали и товар, и продавца. А были вещи просто с забытых Богом и людьми чердаков. Интересно там было стоять, и покупатели, и продавцы, что ни человек, то песня. Некоторые так и остались на вернисаже, я же бросил его, когда моя нищенская зарплата в НИИ была вдруг удвоена. Немножко жалко было, но где взять столько здоровья, стоять и в мороз, и в дождь? Вернисаж мне много дал, я стал настоящим товароведом в дополнении к моей основной специальности.
Сейчас я туда не хожу - совершенно не интересно. Хотя иногда встречаю в Москве знакомые лица с вернисажа. Они так там и остались.
Об истории возникновения вернисажа можно почитать здесь: "4 часа свободы", а вот о тех, кто его населял: "Монолог туалетной барышни".