Найти в Дзене
Морская коллекция

Минные крейсера. Под несчастной звездой. «Гуанъи»

Оглавление
Бледнеет месяц над дворцом,  редеют в небе звезды,
Доносит легкий ветерок   курений аромат.
И "красным облаком" застыв   перед Владыкой грозным,
Как цапли, шеи вытянув,  чиновники стоят.
(Су Ши. Банкет во дворце по случаю Первого Полнолуния)

При обсуждении китайского флота эпохи заката династии Цинь обычно вспоминают только о Северном, Бэйянском флоте. Но китайский флот не ограничивался детищем Ли Хунчжана. Южные флоты составляли более половины общеимперского флота к началу японо-китайской войны. При этом южные провинции обладали собственным развитым судостроением и Арсеналами, а также могли самостоятельно заказывать корабли в Европе.

Из трех других флотов Китая наиболее интересен Гуандунский, который известен в основном благодаря исследованиям Дмитрия Киселёва. По участию в войне с Японией он оказался на втором месте после Бэйянского, частично разделив его участь. Большинство боевых кораблей для южных эскадр строилось в Фучжоу, где существовал развитый комплекс судостроения и судоремонта.

Провинция Гуандун уже тогда была одной из самых развитых. Жемчужная река (Чжуцзян) была основной торговой артерией империи, а устье реки-единственными воротами в Китай для иностранных торговцев. Торговля в Кантоне была крайне выгодна, ради расширения прав британских купцов Англия пошла на Опиумные войны с Китаем. Китайская армия была разгромлена британцами, отсталый флот из многочисленных джонок ничего не смог противопоставить кораблям европейского типа.

Возле Гуанчжоу возник британский Гонконг, европейские купцы получили возможность торговать через "договорные порты", в которых как грибы вырастали европейские концессии и целые кварталы, населенные иностранцами.

После опиумных войн и восстания тайпинов, в регионе ослабло влияние государства. На активной прибрежной торговле бойко паразитировали пираты и контрабандисты. Уже в 1866 году во Франции было закуплено 6 деревянных паровых судов для патрулирования побережья. В 1884 году в строю было уже 36 кораблей.

Местные власти ( в Цинском Китае провинции обладали значительной автономией, имели свои армии и флоты, в период социальных потрясений вообще теряли зависимость от имперской власти) активно развивали местную военную промышленность. В 1874 году был создан местный Арсенал.

Лю Куньи, назначеннный в 1875 году наместником Лянгуана (современные провинции Гуандун и Гуанси, а также провинция Хайнань) заложил базу судостроения в Кантоне. В 1876 году у британских подданных был куплен судоремонтный завод с двумя доками. На этой базе в октябре 1879 года были созданы минный арсенал и верфь.

Чжан Чжидун
Чжан Чжидун

В 1884 году место губернатора занял Чжан Чжидун. Этот деятель вообще проявил гибкость ума и смекалку, не очень характерную для цинских сановников. Он создал свой фонд развития флота. И местные коммерсы с чинушами "с удовольствием" в него скинулись. На конец 1887 года набралось около 800 тысяч лян серебра, весьма внушительная сумма.

Специфика корабельного состава Гуандунского флота определялась спецификой задач, которые ему надо было выполнять в этом торговом регионе- борьба с контрабандой и пиратами, сбор пошлин и дозорная служба. Причем с возможностью заходить в устья рек и подниматься по ним вверх. Соответственно преобладали небольшие легкие и достаточно быстроходные умеренно вооруженные корабли с небольшой осадкой. Задача эскадренных сражений точно не была определяющей, как для Северного флота.

После постройка в Гуанчжоу (Кантон) нескольких канонерок на средства фонда, Чжан Чжидун решил обзавестись более крупными современными кораблями. В то время в Китае только Мавэйское адмиралтейство в Фуцзяне обладало возможностями по выполнению таких заказов, хотя это обходилось и дороже чем в Кантоне. Кстати, чтобы "пометить" свои корабли, Гуандунский флот использовал в названиях приставку "Гуан-".

По заказу Гуандунского флота в Фуцзяне в 1885 году заложили композитный минный крейсер «Гуанцзя». Проект подготовили фуцзянские инженеры. Чжан Чжидун планировал построить в Мавэе еще 9 различных кораблей. Деньги в фонде еще были и он пополнялся.

На основе проекта «Гуанцзя» к концу 80-х был создан проект уже полностью стальных минных крейсеров типа «Гуанъи» водоизмещением около 1000 тонн. Они имели уже более современный облик, русские офицеры считали, что постройка идет по английским чертежам. В любом случае, машины, механизмы, артиллерия и оборудование поставлялись для них из Великобритании.

По уровню новые китайские минные крейсера вполне соответствовали своим японским современникам, например «Такао», авизо или небронированному крейсеру Японского Императорского флота. Каждый крейсер типа «Гуанъи» стоил около 320 000 лян.

Головной был заложен в Мавэе 28 июля 1887 года, став, возможно первым стальным боевым кораблем китайской постройки. Первый китайский броненосец «Лунвэй»(будущий «Пинъюань») был заложен здесь позже-в декабре того же года. Первоначально было заказано два крейсера-«Гуанъи» и «Гуанбин». Отсутствие опыта и зависимость от импортных поставок значительно удлинили сроки строительства. Головной сошел на воду лишь 28 августа 1889 года и был готов 30 ноября 1890 года.

«Гуанбин» был заложен 2 января 1888 года и спущен на воду 11 апреля 1891 года. Готов он был 18 декабря 1891 года.

К этому времени на стапеле находился третий корабль серии-«Гуандин». В ноябре 1893 года он сошел на воду, но ситуация изменилась. Имперское правительство резко урезало расходы на флот(вовремя,да), а губернаторский фонд оскудел. Все программы были закрыты, а невостребованный крейсер был вынужден принять на баланс Фуцзяньский флот, под именем «Фуцзин».

Куанг Пин 1891
Куанг Пин 1891
Схема крейсера типа «Гуанъи»
Схема крейсера типа «Гуанъи»
Схема крейсера «Гуанбин», составленная японским офицером, капитаном 2-го ранга Осима
Схема крейсера «Гуанбин», составленная японским офицером, капитаном 2-го ранга Осима

«Гуанъи» 廣乙 (Kuang Yi) Foochow Arsenal. Мавэй, Китай—заложен 28 июля 1887 года, сошел на воду 28 августа 1889 года, готов 30 ноября 1890 года. Погиб 25.7.1894

«Гуанбин» 廣丙 (Kuang Ping) Foochow Arsenal . Китай—заложен 2 января 1888 года, спущен на воду 11 апреля 1891 года. Готов 18 декабря 1891 года. Захвачен японцами 17.2.1895 小平号 [Kohei Go])

«Гуандин» 廣丁 (Kuang Ting). В Фучжоуском флоте-«Фуцзин» 福靖 [Fu Ch'ing] Foochow Arsenal . Китай .Заложен в 1888 году. Спущен на воду в ноябре 1893 года. Введен в строй в 1894.

Водоизмещение нормальное 1000(1030)/ 1100 тонн. Длина 71.63/80 м. Ширина 8.23/9,3 м. Осадка 3.96 -4,1 м.
Бронирование- рубка: 51 мм, палуба: 25 мм
Двигатели- две паровые машины «компаунд», 3 цилиндрических котла, 2400-3000 л.с. Движитель 2. Скорость хода 16- 17 узлов максимальная. Скорость «Гуанбин» на испытаниях 16,5 узлов. Запас угля — 140- 150 тонн. Экипаж 180 чел. (по др. данным – 110 или 120 чел.)
Вооружение-3×1 120-мм SK L / 35 Крупп C / 87(после перевооружения 1894 г.: 3 - 120-мм/40 Цзяннань («Гуанъи») или 1 - 150-мм/35 Круппа и 2 - 120-мм/40 Цзяннань («Гуанбин»)), 4×1 47мм/40 Hotchkiss (57-мм Норденфельда), 5 револьверных пятиствольных 37-мм Гочкиса. Минно-торпедное вооружение 4 × 350-мм ТА Шварцкопфа

В начале лета 1894 года два первых крейсера были перевооружены: 120-мм орудия Круппа были заменены более скорострельными орудиями того же калибра, с июня 1893 года производившимися Цзяннаньским арсеналом в Шанхае. На «Гуанбин» кормовое 120-мм орудие было заменено на 150-мм Круппа.

Модель «Гуанъи» в Музее китайского судостроения в Мавэе (провинция Фуцзянь)
Модель «Гуанъи» в Музее китайского судостроения в Мавэе (провинция Фуцзянь)

Минные крейсера имели удлиненный гладкопалубный стальной корпус с носовым тараном, тремя легкими мачтами и одной дымовой трубой в центре корабля. В носовой части размещалась высокая надстройка с рубкой и мостиком. Легкий небольшой карапасный полубак был открыт со стороны кормы. Корабль имел длину 71,63 метра, ширину 8,23 метра, осадку носом 3,96 метра, кормой - 4,1 метра.

Двухвальная силовая установка состояла из двух горизонтальных паровых машин «компаунд» и трех цилиндрических котлов. Мощность 2400 л.с. (по другим данным 2400 л.с. было у предшествующего «Гуанцзя», а новые крейсера имели двигатели на 3000 л.с.). Новые крейсера имели достойную скорость около 17 узлов, но после пары лет китайского сервиса она упала до 16 узлов. Штат крейсера состоял из 110 офицеров и матросов.

Бронирование было скромным-25 мм палуба, 51 мм рубка и орудийные щиты. Однако некоторые историки оспаривают наличие у крейсеров броневой палубы. Полностью достоверно лишь наличие орудийных щитов неизвестной толщины.

Артиллерийское вооружение состояло из трех скорострельных 120 мм/ 40 QF пушек Krupp, одной кормовой и двух на миделе, в спонсонах по бокам от дымовой трубы.

Противоминная артиллерия- четыре 47-миллиметровых и четыре револьверных 37-миллиметровых орудия Гочкиса. По некоторым данным при перевооружение 47 мм Гочкисы заменили на 57 мм Норденфельты.

Два торпедных аппарата 356 мм стояли по бортам на корме на главной палубе, а два- по бортам в носовой части. Все надводные. Но по данным китайского морского историка Чэн Юэ такой набор торпедного вооружения появился только на «Гуанбин» после битвы у Ялу. А у остальных, скорее всего, так и осталось два аппарата.

Перед самой войной корабли серии прошли перевооружение - вместо орудий Круппа были установлены по 3 скорострельных 120-мм орудия, изготовленных в арсенале Цзянсу: два в районе полубака, на спонсонах, по одному на каждый борт, ещё одно орудие — в кормовой части.

Куанг И    Kuang Yi 1894
Куанг И Kuang Yi 1894
Крейсер «Гуанъи» в викторианской окраске и с флагами расцвечивания на военно-морском смотре в Даляне накануне японо-китайской войны, 1894 г.
Крейсер «Гуанъи» в викторианской окраске и с флагами расцвечивания на военно-морском смотре в Даляне накануне японо-китайской войны, 1894 г.

Весной 1894 года в связи с напряженностью в отношениях с Японией из-за Кореи Ли Хунчжан провел масштабные маневры северной китайской армии и Бэйянского флота. Для участия в маневрах Гуандунский флот отправил новейшие минные крейсера «Гуанъи», «Гуанбин» и «Гуанцзя». С мая 1894 года они перешли под командование Дин Жучана.

Маневры прошли успешно, германский генштаб в ожидаемом столкновении прогнозировал победу Китая. Тем временем в Корее продолжались беспорядки и эскалация японо-китайского военного присутствия. В июле 1894 года вместе с с бронепалубным крейсером «Цзиюань» «Гуанъи» отправили на сопровождение транспортов с китайскими войсками, разгружающихся в корейском порту Асан.

25 июля «Цзиюань» и «Гуанъи» встретили в бухте Асана. Обнаружение у входа в бухту трех японских крейсеров Летучего отряда адмирала Цубоя заставило китайцев попытаться выйти из бухты, для встречи ожидаемого очередного транспорта с войсками (это был "Коушинг").

Крейсер «Гуанъи»
Крейсер «Гуанъи»

Несмотря на напряженность, война еще не была объявлена и командир «Цзиюаня» Фан Боцянь двигался в походном порядке. Зато командир «Гуанъи» Линь Госян боевую тревогу своему экипажу все-таки объявил.

В итоге, с точки зрения китайцев, при сближении с японским крейсером «Нанива» (командир Х. Того ), «Цзиюань» получил неожиданный залп в упор от японского крейсера. Но ответить не успел, ибо не был готов к подобным событиям. Флагмана спас «Гуанъи», бесстрашно атаковав гораздо более сильный японский крейсер. Того, отвлекшись на смельчака, упустил «Цзиюань», который починив рулевое управление, на полных парах стал уходить за горизонт.

За беглецом направился быстроходный «Иосино», благополучно упустивший его после меткого попадания китайского комендора (версия китайцев) или неполадок в машинах(версия японцев).

Зато «Гуанъи» досталось по полной. Под огнем двух крейсеров, «Нанивы» и «Акицусимы», небольшой корабль, пытающийся уйти вдоль берега был сильно поврежден. С примерно 600 метров один из первых снарядов поразил мостик. Но командира спасла, видимо, броня рубки. Следующее попадание накрыло носовой торпедный аппарат, однако торпеда не взорвалась. Под огнем Линь Госян смог увеличить дистанццию до 3400 метров и продолжал отстреливаться. Корпус получил многочисленные пробоины и принимал воду, на кораблике был 31 убитый и более 40 раненых из экипажа в 110-120 человек. У «Гуанъи» заканчивались и снаряды. За 80 минут боя он израсходовал около 100 снарядов.

Линь Госян был вынужден приказать выброситься на берег острова Сиппхальдо (Сиппхальгадо), остатки команды, подорвав машину, ушли на соседний островок, где провели три дня. «Акицусима» позже у них на глазах довершила уничтожение китайского крейсера. Японцам понадобилось от 13 до 30 снарядов, один из которых поразил кормовой минный погреб и почти уничтожил кормовую часть. Китайцам позже удалось добраться на родину с помощью местных жителей и британских моряков.

В итоге спасся только «Цзиюань», подошедший позже к Асану транспорт «Гаошэн»("Коушинг") был уничтожен вместе с батальоном китайской армии на борту, а сопровождавший его авизо «Цаоцзян» сдался японцам.

«Гуанъи» после боя 25 июля 1894 г.
«Гуанъи» после боя 25 июля 1894 г.

Японские моряки осматривают поврежденный «Гуанъи». Вид в нос с середины корпуса
Японские моряки осматривают поврежденный «Гуанъи». Вид в нос с середины корпуса

Второй крейсер, «Гуанбин», также сопровождал высадку китайских войск, уже на реке Ялу, в сентябре 1894 года. Вместе с отрядом кораблей, имеющих небольшую осадку (ренделовские канонерки, миноносцы и броненосный крейсер «Пинъюань»), он зашел дальше основной эскадры.

К началу битвы при Ялу 17 сентября они не успели. На подходе к месту битвы отряду около 14-00 попался выходящий из боя японский штабной корабль «Сайкё-мару», получивший серьезные повреждения в бою. «Гуанбин» открыл огонь, добившись четырех попаданий 120 мм снарядами, но добивание оставил миноносцам (а у них не получилось).

-13
-14
-15

Горячую фазу боя минный крейсер пропустил, вместе с «Пинъюань» на правом фланге он вел перестрелку с«Мацусима» и «Ицукусима»,но об успехах неизвестно. На нем оказалось в итоге всего двое раненых, в т.ч. командир Чэн Бигуан. Сам крейсер практически не пострадал.

Вместе со всей эскадрой корабль оказался заблокирован в Вэйхайвэе в январе 1895 года. Он использовался для дозорной службы и обстрела японских позиций. Бэйянский флот продолжал сражаться и после захвата города японцами. 9 февраля 1895 года экипаж «Гуанбина» добил торпедой сильно поврежденный бронепалубный крейсер «Цзинъюань». Но положение было безвыходным.

Адмирал Дин Жучан поручил передать японцам согласие на капитуляцию командиру «Гуанбина» Чэн Бигуану. Чэн Бигуан отправился к японскому адмиралу Ито на одной из канонерок. Дин Жучан добился достаточно почетных условий капитуляции для своих моряков, а сам, как и ряд высших офицеров, покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Чэн Бигуан в дальнейшем стал адмирал и командующим республиканским флотом.

Вместе со всеми уцелевшими кораблями Бэйянского флота 17 февраля 1895 года «Гуанбин» был передан японцам.

Вскоре адмирал Ито получил письмо от губернатора Лянгуана. Тот просил вернуть «Гуанбин», ведь Гуандун с Японской империей не воюет, это у вас с Ли Хунчжаном какие-то проблемы. Губернатор согласен был получить корабль даже без вооружения и обещал, что «Гуанбин» никогда больше не будет стрелять по японцам.

«Я позволяю себе обратить внимание Ваше на то, что минный крейсер «Гуанбин» принадлежит собственно к Кантонской эскадре. Весной прошлого года к северной эскадре временно присоединились 3 судна кантонской эскадры - «Гуанцзя», «Гуанъи» и «Гуанбин». Из них два первых погибли и остался только «Гуанбин». Между тем Кантон - ни при чем в настоящей войне, а потому, если будут потеряны все три кантонских судна, мы не будем знать, как извиниться перед командующим кантонской эскадрой. Если Вы, Ваше Превосходительство, нам сочувствуете и согласитесь возвратить «Гуанбин», я обещаю, что он не примет никакого участия в дальнейших военных действиях. Если Вы не согласитесь на это, то быть может снимете с него вооружение и возвратите хотя бы корпус; тогда все же командир судна не будет разжалован, так как останется при возможности представить начальству некоторые оправдания».

То ли Кантон не Китай, то ли война не японо-китайская...

Японцы просьбу, разумеется, проигнорировали и крейсер в марте вошел в состав японского флота, сохранив, как всегда, свое имя. Правда в японском произношении он стал «Кохэй». В японском флоте крейсер участвовал в подавлении партизанского движения на Тайване.

«Кохэй» (бывший «Гуанбин») в составе японского флота
«Кохэй» (бывший «Гуанбин») в составе японского флота
Крейсер «Гуанбин» («Кохэй»), 1895 г.
Крейсер «Гуанбин» («Кохэй»), 1895 г.

«Кохэй» (бывший «Гуанбин») незадолго до гибели, 1895 г.
«Кохэй» (бывший «Гуанбин») незадолго до гибели, 1895 г.

Японии он прослужил недолго, уже 21 декабря 1895 года возле порта Магун на островах Пэнху(Пескадорские) он налетел на подводную скалу и затонул за несколько минут. 18 февраля 1896 года крейсер был исключен из списков флота.

Последний минный крейсер серии, «Гуандин»(«Фуцзин»), после войны также был передан вновь создаваемому Бэйянскому флоту. 8 июня (26 мая ст.ст.) 1898 года «Фуцзин» погиб при попытке войти во внутреннюю гавань Порт-Артура во время жестокого шторма. Русские моряки оказались только свидетелями трагедии-ничем помочь они не могли. Из 130 человек, на борту крейсера, спаслось всего четверо.

Что интересно,после трагедии адмирал Дубасов потребовал создать в уже русском Порт-Артуре моловое ограждение внешнего рейда во избежание повторения подобного. Но ничего так и не было сделано.

-19

Судьба трех кораблей стала следствием того чудовищного состояния, в котором находилась Цинская империя к концу 19 века. И это не могли изменить ни огромные накопленные богатства, ни управленческие таланты отдельных императорских сановников, ни героизм рядовых и офицеров армии и флота.

Та плеяда реформаторов, которая пыталась преобразовать Китай, защитив его от внешней агрессии, успеха не добилась. Выборочная модернизация только оборонного сектора не меняет соотношения сил, а базис многовековой империи был недвижим.

Империя рассыпалась на отдельные куски, мало связанные друг с другом только семейством императора. Апофеозом стал "нейтралитет" одних провинций во время войн у соседних регионов. Центр не вмешивался в войну юга с Францией 1884-1885, а юг посчитал чужой войну с Японией. При этом командиры обоих крейсеров показали себя храбрыми и эффективными бойцами. Но победы это не принесло.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание- китайцы в 1894 году срочно поменяли на крейсерах скорострельные орудия на более новые!

Как тут не вспомнить мытарства кораблей русского флота, которые перед русско-японской ждали перевооружения на вообще скорострелки годами. И не всем везло, некоторые и в бой пошли с древними пушками.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам