Найти в Дзене
Русский и Литература

Итоговое сочинение: 5 советов по структуре, построению тезиса, аргументации с примерами.

Оглавление

Вы на финишной прямой, одиннадцатиклассники. До итогового сочинения время тает, как горячие пирожки, и, если вы уверены в своих силах, это отлично. Если же что-то смутное томит вашу душу, советую ознакомиться с моими рекомендациями и прокачаться хотя бы немного за оставшиеся деньки.

Совет первый: помни о структуре.

Структура итогового сочинения.
Структура итогового сочинения.

Итоговое сочинение называется литературным недаром. Оно повторяет структуру стандартной творческой работы, но с обязательным условием: вы должны порассуждать на предложенную вам тему одного из пяти направлений, приведя 2 тезиса с аргументами и микровыводами. То есть оно обладает двухчастной композицией и является полемическим. Полемика – это спор с приведением аргументации. Так и вы, как бы споря с самим собой, должны постепенно раскручивать свою мысль с помощью тезисов и доказывать ее аргументами из литературы. Поэтому, если пойдете по упрощенной схеме и двумя произведениями будете доказывать только одну мысль (тезис), никакой полемики не получится.

Совет второй: уделяй больше внимания тезисам. Они опора рассуждения!

Многие считают, что главное в итоговом сочинении – это аргументы. Ведь они должны быть развернутыми, подробными, написанными с опорой на текст. Но, на самом деле, важнейшими элементами в любом сочинении, и итоговое не исключение, являются тезисы. Именно благодаря им, вы рассуждаете.

Тезис – это кратко сформулированная основная мысль, которая будет раскрываться и доказываться вами. И это не одно предложение. Хороший развернутый тезис обладает своей собственной структурой. Он состоит из трех блоков: утверждение, доказательство, вывод.

Универсальная схема построения любого тезиса.
Универсальная схема построения любого тезиса.

Пример:

Строим тезис по направлению «Забвению не подлежит» и теме: «Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?»
1. Утверждение: Каждый человек познает жизнь благодаря собственному опыту (для развития мысли задаем себе вопрос: «Почему?» и отвечаем на него в доказательстве).
2. Доказательство: Так происходит, потому что больше всего мы верим именно себе. Но нам все равно нужны примеры для подражания, на которые можно ориентироваться.
3. Вывод: Больше всего этих примеров в истории. Поэтому, не зная прошлого, человек обречен совершать те же ошибки, что и его предшественники.

И помните, для того чтобы написать качественный тезис, надо сначала проследить ход ваших размышлений. Они должны быть логичны и последовательны. И это подводит нас к 3 совету.

Совет третий: составляй тезисный план перед написанием сочинения.

Тезисный план необходим, потому что с помощью него вы можете проследить свою мысль от начала и до конца, структурировать ее и проверить себя на отсутствие композиционных и логических ошибок. Именно он позволяет не остановиться на середине сочинения с мыслью: «Я не знаю, что писать дальше… Помогите!» и существенно экономит ваше время на экзамене. Как только вы выберете тему, приступайте именно к нему, набрасывая свои мысли на черновике. Пусть вначале они будут совсем разрозненными, не волнуйтесь, главное – начать рассуждать. Поверьте, как только вы напишете хотя бы один тезис, даже первое его предложение (утверждение), вы поймете, куда можно двигаться дальше.

Если у вас в копилке ограниченное количество литературных произведений, то, конечно, надо ориентироваться на них. Это несколько затрудняет задачу, но зато, выстроив тезис «под произведение», вы точно будете уверены, что аргументация соответствует рассуждению.

Пример: выстраиваем тезисный план сочинения по направлению «Я и другие» и теме «Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?». Условие: в нашей копилке только повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».
Вступление: Исследуем, что такое конфликт. Приходим к мысли, что он рано или поздно неизбежен в любом общении.
Тезисно-доказательная часть:
Тезис 1: Конфликты возникают из-за обмана. Особенно острыми они становятся, если замешаны чувства. Любовь к одной женщине способна превратить бывших товарищей во врагов и даже привести к дуэли.
Доказательство 1: Конфликт П. Гринева и А. Швабрина из-за Маши Мироновой. Швабрин оболгал бывшую возлюбленную, посмеялся над чувствами главного героя. Результат – дуэль.
Микровывод 1: Когда двое мужчин влюблены в одну девушку и один из них готов на все, чтобы ее заполучить, конфликт неизбежен.
Тезис 2: Если человек любит только себя и игнорирует законы социума, в котором находится, он будет противостоять окружающим. Неуважение к законам и моральным принципам – это важнейшая причина возникновения конфликта, который практически неразрешим.
Доказательство 2: Противостояние Ларры и членов племени, откуда родом была его мать. Презрение к людям и страшное преступление, совершенное им, приводит к изгнанию. Этот конфликт ведет к вечному страданию героя.
Микровывод 2: Человек должен быть терпим ко взглядам других. Гордыня и непомерные амбиции приводят к страданиям. Обе стороны оказываются в проигрыше.
Заключение: Для того чтобы избегать конфликтов, надо понимать, из-за чего они возникают. Следует побеждать в себе эгоизм, грубость, желание лгать в своих интересах.

Совет четвертый: на стадии написания тезисного плана выбирайте вид рассуждения.

-4

Расширение темы применяется, если вопрос сочинения слишком конкретен и вы не знаете, как на него ответить развернуто. Уже во вступлении нужно максимально расширить тему, чтобы было комфортно рассматривать ее с разных сторон.

Пример: направление «Забвению не подлежит». Тема «Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?». Используя схему, на черновике проанализируйте понятие «памятники культуры»: это книги, памятные места (Куликово поле, поле Бородинского сражения, Брестская крепость), картины, скульптуры. Все это можно обозначить во вступлении, а затем выбрать для формулирования тезисов те «памятники», о которых вам легче рассуждать.

Разбиение темы на части удобно применять, если вопрос поставлен широко и можно рассмотреть 2, 3, 4 его аспекта. Примером такого рассуждения будет план, рассмотренный в предыдущем совете «Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?». Вариантов ответа здесь множество. Можно перечислить их на черновике, а затем выбирать 2 самых удобных, подходящих под аргументацию.

Последовательное развитие темы используется, если ответ на вопрос сочинения очевиден.

Пример: направление «Между прошлым и будущим». Тема «Нужно ли читать книги в 21 веке?». Логичнее всего ответить: «Да!». А значит, все ваше рассуждение будет представлять ответ на вопрос «Почему?». В тезисе 1 можно сказать, что актуальность некоторых книг никогда не исчезает, потому что это произведения о любви, дружбе, лучших качествах человека. Продолжая рассуждение, в тезисе 2 говорим о том опыте, который мы способны пережить, и тогда книги – это наши советчики. В них мы ищем ответы на мучающие нас вопросы. Если же описываемый опыт недоступен нам (война, другие миры, кругосветные путешествия), то мы можем испытать все это, применив воображение, вместе с героями книг.

Противопоставление хорошо подойдет тогда, когда на вопрос нет однозначного ответа и можно разобрать его, взглянув на проблему с диаметрально противоположных точек зрения. Главное в таком случае – не нарушайте логику рассуждения.

Пример: направление «Время перемен». Тема «Как современные технологии влияют на жизнь общества?». Здесь можно сказать, что однозначно ответить на вопрос нельзя, так как есть и положительные (тезис 1), и отрицательные (тезис 2) примеры.

Совет пятый: бери для аргументации любые произведения: как русские, так и зарубежные. Главное – хорошо их знать.

-5

Подробнее о 8 правилах идеального аргумента я рассказываю в этой публикации: https://zen.yandex.ru/media/literatura32/8-pravil-dlia-napisaniia-idealnogo-argumenta-v-itogovom-sochinenii-5fd684340b82510af53795e4

Удачных вам сочинений!