Моральная поддержка для тех, кто с ужасом ждет 1 сентября. И несколько ценных рекомендаций.
Каждый год одно и то же. Вы собираете и отвозите детей в школу, контролируете выполнение домашней работы, помогаете там, где сложно, а потом... все равно осознаете, что ребенок многое не успевает, не понимает, не хочет. Но главное — как будто не слышат вас.
Каждый родитель наверняка хоть раз говорил ребенку: «Да тут же легко, я устные умудрялся перед самим уроком выучить!» Все верно, с вашей высоты пересказать параграф или выучить пару дат по истории — это действительно простая задача. Но не для ребенка.
Почему так происходит? Потому что мы уже умеем учиться, а они — нет.
Те самые, на наш взгляд, простые действия, включают в себя много сложных компонентов, просто выполняем мы их уже давно на автомате. Поэтому они и кажутся нам простыми и ничего не стоящими. Разберем навыки, которые помогают учиться.
Управление временем
Всегда ли вам удается следовать планам? Приходить на встречи вовремя, заканчивать одну задачу и начинать другую точно в срок? Скорее всего, не всегда. Детям управлять временем еще сложнее. И вот почему:
- У дошкольников представление о времени отсутствует, а у младших школьников развито слабо. Чтобы ребенок начал хорошо понимать, что такое полчаса или час, нужно помочь ему почувствовать время.
- Современные дети находятся в худшей ситуации, чем их предшественники. Потому что во многих семьях нет режима, вокруг много гаджетов (пожирателей времени), люди почти не пользуются механическими часами и бумажными календарями.
Поэтому родители должны познакомить ребенка с обычными механическими часами и бумажным календарем, ввести режим дня и составить расписание с учетом интересов и потребностей ребенка, научить его планированию и отслеживанию прогресса. Полезно отмечать в календаре важные даты и цели, проверять их реализацию.
Лайфхак: разговаривайте с ребенком о времени в формате «А помнишь, как на прошлых выходных…» или «Помнишь, куда мы хотели поехать через две недели?» Это поможет ребенку понять, что запоминаются приятные события. И здесь вы можете поговорить о том, как организовать рутину, чтобы освобождалось время для действительно классных занятий.
Техники запоминания информации
Можно осваивать с ребенком специальные приемы мнемоники, например, адаптировать под школьную программу известное «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Или научить ребенка базовым принципам когнитивной психологии:
- Разбирай большое и непонятное на простые и понятные части.
- Визуализируй каждый кусочек, осознавай его суть.
- Пересказывай кусочки еще более понятными словами.
- Придумай необычный образ-ассоциацию. Чем необычнее, тем лучше.
- Повторяй материал.
Пример пересказа простыми словами:
❌ План местности — это изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде с помощью масштаба и условных знаков.
✅ План местности — это когда на бумаге нарисован небольшой кусочек земли (город, река, поле или все вместе) при помощи специальных символов. Условных знаков. План всегда меньше реальности — масштаб показывает, во сколько раз.
Отличие главного от второстепенного
Шон Кови адаптировал известную матрицу Эйзенхауэра под особенности детской психики. Задача родителей — помочь ребенку распределить все задачи по 4 группам:
Желательно, чтобы бОльшая часть задач попала в группу «Важно и не срочно». А чтобы дела из этой группы не превращались в «Важно и срочно», нужно укреплять навыки планирования. В голубом и красном квадратике должно быть минимальное количество дел, идеально если их вообще нет.
Помогите ребенку сформировать эти полезные навыки. Они пригодятся в учебе и взрослой жизни, а вам сэкономят нервы. Главное — с заботой предлагать ребенку приемы, не требовать и не ругать, если что-то не получается.
👍 Подписывайтесь на наш канал. Впереди много интересного!
Читайте еще: