После окончательного присоединения Великого Новгорода к Москве Иван III изменил систему управления городом. Было ликвидировано вече и посадники, зато в город прислали наместников великого князя, обладавших очень широкими полномочиями. В распоряжении наместников были судебно-административные дела, заключение договоров с иностранными державами, они возглавляли новгородскую рать в походах московского князя, принимали участие в важнейших церковных делах.
Жалованье наместники не получали – для них действовала система кормления, условия и размер «корма» определяла специальная уставная грамота. За превышение установленных норм полагалось наказание. Но кто за ними, верховными правителями города, будет следить и определять «превышение»?
Наместники в В. Новгороде сменялись часто. Так, по данным доктора исторических наук А.П. Пронштейна, с 1478 по 1572 год в городе сменилось около ста наместников – то есть, в средним каждый осуществлял правление в течение года. Поэтому стоит ли удивляться, что этот год наместники-временщики использовали максимально эффективно для своего личного обогащения. По сути, просто грабя население. При этом они мало заботились как об интересах государства, так и о том, какую «добрую» память они после себя оставят.
Братья Кошкины, предки Романовых, на посту наместников
В середине 80-х годов в качестве великокняжеских наместников в В. Новгород были отправлены братья Кошкины - Яков Захарьич и Юрий Захарьич. Сын Юрия, Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев, был отцом Анастасии Романовны, первой жены Ивана Грозного, и Никиты Захарьина, основателя династии Романовых. Яков Захарьич наместничал с 1485 по 1493 год, в том числе с 1487 по 1489 год с братом Юрием, с 1490 года - с П.М. Плещеевым.
Правительственный курс наместники проводили жестко, не забывая при этом о личном обогащении. Так, Якову Захарьичу принадлежал надел земли в 800 обеж (обжа — единица площади, которая вспахивалась с помощью одной лошади в течение одного светового дня, равна примерно 15 десятин). Его брат Василий Захарьич женился на дочери богатого посадника Василия Никифорова. За преданность Москве он был убит новгородцами.
И начали активно «отрабатывать» полученный от великого князя подарок. В Новгороде управы на них не было – и они безнаказанно грабили, убивали или просто выселяли из города. Так, в 1487 г. из города было выслано пятьдесят семей лучших купцов. А их имущество, естественно, конфисковано. Им еще повезло, их поселили во Владимире.
Недовольные новгородцы в следующем году пытались организовать заговор против братьев, но он был раскрыт. Скорый на расправу Яков Захарьин велел повесить заговорщиков, а около 8 тысяч жителей города - бояре, купцы, именитые граждане - были высланы из города и расселены по разным городам московского княжества. Их земли раздали купцам и детям боярским из других городов.
В следующем, 1489 году, из города выселили и всех остальных коренных жителей. Их отправили по разным городам России – Владимир, Муром, Юрьев, Кострому и другие. Но доехали далеко не все - многие по дороге были убиты. А в Великий Новгород потянулись обозы переселенцев со всей России.
Так Иван III руками своих наместников практически уничтожил отдельную северную народность – коренных новгородцев. Те, кому удалось спастись, убежали в Литву.
Покинули город не только коренные жители, но и иностранные купцы. В городе, основу экономики которого составляла торговля, торговать стало не с кем – все купцы были или казнены, или высланы. А ведь раньше зарубежные купцы занимали целый район – «немецкий двор». Они поначалу пытались торговать с появившимися новыми купцами, но строгий порядок, который раньше соблюдался в торговых сделках, исчез. Его заменили бесчинства и беспредел братьев Захарьевичей.
Торговые связи Великого Новгорода, наработанные веками честного сотрудничества и приносившие республике огромные доходы, Иваном III были разрушены.
Как извели новгородское духовенство
Расправившись с купцами, землевладельцами и другими жителями города, московские наместники принялись за духовенство.
Великий Новгород принял крещение одновременно с Киевом. Так как город не испытал татарских набегов, не разрушался, то там сохранились в большом количестве рукописные духовные книги кирилло-мефодиевского, болгарского и восточнославянского происхождения. Филолог и библеист А.А. Алексеев считал, что Новгород XV века обладал самым большим собранием рукописей в славянском мире. Поэтому уровень знаний новгородского духовенства был значительно выше, чем московского.
И к ним в 1484 году Иван III присылает из Москвы нового архиепископа – Геннадия, которые получил эту должность не за особые заслуги, а заплатив князю деньги – 2 000 руб. Ему и его священнослужителям было очень трудно управлять более образованным новгородским духовенством, знания которых в богословии значительно превосходили их собственные. Выход был очевиден – слишком умных новгородцев надо было извести. В 1487 году, в разгар «деловой активности» наместника Якова Захарьича, новгородских священников обвинили в ереси.
Священников пытали, причем, братья Захарьичи присутствовали при допросах и лично участвовали в пытках. Суд над «еретиками» решено было провести в Москве. На суде присутствии Иван III и Боярская дума. Новгородские священники защищались очень грамотно, они постоянно подчеркивали свою приверженность православию. Но это их не спасло. Их подвергли разному наказанию. Часть оставили в Москве, в заключении. Их содержали в таких нечеловеческих условиях, что один священник лишился рассудка и через месяц умер.
Других на расправу отправили на родину. Здесь их облачили в вывернутую наизнанку одежду, на головы надели высокие берестяные колпаки с венками из соломы и кистями из мочала. На колпаках нарисовали чертей и написали, что это воинство сатаны. В таком виде бедных священнослужителей посадили на лошадей лицом к хвосту и возили напоказ по городу. После этого колпаки были сожжены - прямо на головах у осужденных.
Так Иван III расправился с вольным Господином Великим Новгородом. Новгородские земли административно разделили на пять частей — пятин, ослабив тем самым и единство Новгородской земли.