Окончание статьи. Начало - здесь.
"Не хочу быть столбовою дворянкой...
Хочу быть владычицей морскою...
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках". (А. С. Пушкин)
«На Бога надейся, а сам не плошай», - так говорит народная поговорка, тем самым утверждая, что одной лишь, пусть даже всепоглощающей, веры в помощь Высшую недостаточно для правильного прохождения жизненного пути. Если внимательно перечитать даже ранние дневниковые записи самой Е. Рерих, её письма, воспоминания ближайших учеников (например, книгу З. Фоздик «Мои Учителя»), то перед глазами встанут картины жизни семьи Рерихов, проявляющих такие человеческие слабости, как предвзятость, нетерпимость по отношению к людям, которые лично не нравятся Рерихам или шокируют их ограниченные, привитые им в рамках своего века представления.
Например, убеждения Рерихов о сексуальности нужно назвать оголтелым ханжеством. (Чего стоит только "доверительное" письмо от Рерихов сотрудникам от 9.11.1939 г. об устремлении секретаря Н. Рериха, В. Шибаева, "к романтическим приключениям и женитьбе"!! О том как некая "особа" приехала к нему на одну ночь из Америки. И как "этот экстраординарный эпизод поразил всех жителей долины"... 09.09.1939 Н. Рерих Рихарду Рудзитису).
Можно заметить манипулирование Рерихами сознанием как собственных детей, так и ближайших сотрудников (например, запугивание) в совершенно сектантских традициях. Хотя в их сознании это оправдывалось "великими целями".
В подтверждение сказанного приведем несколько примеров:
"Н.К. рассказал, что два очень богатых человека, которые плохо отнеслись к нему в Лондоне, когда он нуждался, теперь совершенно разорились. Поразительно, как мы наблюдаем это на всех, кто когда-либо плохо отнесся к Рерихам или вредил им." 23.11.22, З. Фосдик «Мои Учителя».
«Потом — удивительный факт. С неким Вайзеборном, художником, членом Кор Арденс, который глумился над обществом и был его противником, вдруг произошло крупное несчастье — у него случился пожар, сгорели все его картины, он сильно обжег руки и лишен на время возможности работать. Так всегда случается с людьми, враждебными идеям Мастера. Вспомнили Кристелей с болезнями семьи, Хиллера со смертью матери и неприятностями в делах, неприятностями и нарывом у Саминского перед его отъездом в Европу, неудачами у Муромцевых и болезнями у них». 11.07.22 З. Фоздик «Мои Учителя»
«Потом подошла Е.И. Она тоже нас просила, и меня и Нуцю, который пришел вечером, всегда сохранять спокойствие, молчать, когда с ним [Хоршем] нельзя говорить, а в удобный момент твердо сказать, только наедине – если уж он пытается произвести очень серьезное нарушение, – чтобы он вспомнил, что случается с теми, кто идет против указов М. Вспомнить случай с вице-председателем «Кор Арденс», который решил изменить указы, данные М., и жестоко пострадал: был поражен огнем во время пожара у него в доме. У него обгорели руки. Или же случай с Грюнвальдом, который притеснял Н.К. в тяжелый для него момент, даже продал его картину с аукциона, а через два года умер в страшной нищете. Или же Муромцевы, ушедшие от Указов и предоставленные своей судьбе. Также можно сказать ему [Хоршу], если придет момент, чтобы он знал, что Рука, охраняющая его, отстраняет от него удары, предупреждает его об опасности, возвеличивает его и его благосостояние, а если эта Рука оставит его, он погибнет рано или поздно, через год или три, ибо, неподготовленный, должен будет принять на себя всю тяжесть своей кармы в связи со своей виной и отступлениями.» 08.04.23 Фоздик «Мои Учителя»
«Потом Н.К. говорил о небрежности Грант и ее халатности в делах, например, Н.К. уже давно говорил о необходимости сношений с Урбаном, а она об этом забыла. И сказал, что нам надо будет быть подобно дятлам – долбить изо дня в день, и напоминать, и настаивать, ибо обижаться тут не на кого – все работают для одной цели. А уйти ей, Н.К. сказал, не очень захочется, ибо она уже видела, с какими последствиями сопряжен уход». 19.01.23 Фоздик «Мои Учителя»
Чем иным являются эти поступки Е.И. и Н.К. если не прямым запугиванием сотрудников и посевом принципов тоталитарной секты?
Интересно, что ещё в 1894 году, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, Н. Рерих ведет дневник, в котором записывает:
"Насколько я люблю похвалу, и насколько она меня поднимает, настолько удручает и огорчает резкое порицание, раз даже аппетит потерял. А всё самолюбие, ох, какой кнут это самолюбие, так и стегает, ни минуты покоя. А все же лучше иметь его больше меры, чем меньше. При нем можно сделать много такого, чего без него не сделаешь». Государственная Третьяковская галерея. Ф. 44, дневник, 29.09.1894.
Уже в 20-е годы мы можем увидеть и невероятное самомнение Рерихов ( рожденное сильным подсознательным стремлением выдавать страстно желаемые для себя достижения за действительные), и самолюбивое стремление вершить все более великие дела, браться за все более великие начинания. Все это впоследствии приводит к «получению» Еленой Ивановной подтверждений якобы Владыки Шамбалы в том, что он принял их не только в ученики, но и назначил единственными на планете своими Доверенными, а также к получению "подтверждений Владыки" в непогрешимости её суждений, оценок людей и т.д. Далее это приведет к потере способности записывать новые глубокие книги самостоятельно и постепенному все более трагическому отходу от действительности в записях «ментального опыта», записях, все более определяющих жизнь семьи, жизнь ближайших сотрудников, деятельность рериховских обществ и т.д.…
«Я и Е.И. провели три часа вместе и говорили очень серьезно о будущем отношении к Хоршам, общей работе, значении Н.К. и Е.И. для нас всех и для Великого Плана. Многому меня научила Е.И. на будущее. Я всегда должна ставить высоко перед всеми участниками дела указы М. и точное исполнение их, а также ставить перед ними на должную высоту значение Н.К., который есть “правая рука” М., и ближе, чем Рерихи, теперь к М. во всем мире нет людей. Никогда никто не должен этого забывать. Если бы не Рерихи, то и всего нашего выполнения работы, Школы, Корона Мунди, Музея бы не существовало, ибо не деньги, данные Хоршем, это создали, а М. через Рерихов. Н.К. не только великий мировой художник, не только великий мудрец, а Брат Белого Братства и великий дух, давший нам возможность приобщиться к Великой Мистерии, Великому Плану. Это сокровище силы, знания и духа мы получили через Рерихов, учеников, детей М., исполнителей Его воли на Земле. И я это всегда буду говорить Хоршам. Также Е.И. советовала напомнить, когда будет нужно, Хоршу о Синнетте. Когда все нападали на Блаватскую, он ее первый признал и писал о ней в своем журнале. И за это он был приближен и допущен, и ему было велено написать книгу “Эзотерический буддизм”, ценный вклад в литературу, то есть его возвысили. А после в его других, уже посредственных книгах были и фразы о Блаватской, ее вспыльчивости, ссоре с кухаркой, вещи не нужные для печати, неправильные, вредные для авторитета ее, и мы видим, что его роль свелась на нет. Он дальше не рос. А все, которые были против Блаватской, все погибли". 30.3.23 Фоздик «Мои Учителя»
Можно заметить в записях Е. Рерих постоянную выдачу собственных предвзятых мнений, оценок за слова Учителя и т.д. - трагический для множества людей подлог, который она упрямо не желала признавать всю свою жизнь. Особенно это заметно в конкретных оценках якобы Учителем тех или иных конкретных людей. Если кто-либо считает, что это искривленное сознание З. Фоздик так неверно отражало поступки Рерихов, то можно добавить, что сами дневниковые записи Е.И., её письма, как и письма Н.К. содержат намного больше примеров, определенно доказывающих вышеизложенные выводы.
Достаточно привести только один пример (один из множества подобных) как определяются члены Круга Порума (Нетти Хорш) и Ояна (Эстер Лихтман) Еленой Ивановной и якобы Учителем в 1930 году:
"Ояна — «Свидетельница». И «все явления должны быть собраны в отдельную книгу». Свидетелем может быть только дух, живущий всем сердцем и справедливой оценке которого Владыка может доверить." (Е.И.Рерих — американским сотрудникам. 17 августа 1930 г.)
"Много помогут Вам Порумочка и Ояна, они радостным устремленным духом впитали основы Учения. Истинно, радостная устремленность сердца есть величайшая трансмутирующая сила. Ояна и Порума, обе утвержденные сестры Братства, своим устремлением открыли огненный путь к Башням. Я счастлива сказать, что «пламенная Ояна» проходит через большую огненную трансмутацию... Владыка доверил им Провод Общения: «Так сестры будут держать Мое Слово и ваше утверждение (Ур[усвати] и Ф[уямы]) [высоко]. Великое поручение!» Они будут заведовать Шрайн и порядком Общения".( Е.И.Рерих — американским сотрудникам 24 августа 1930 г.)
«Открою вам секрет. На физическом плане ходят три Сестры - одна я, другая Порумочка, третья вы» ( Дневник Эстер Лихтман № 3. С. 67)
Владыка, согласно записям Е.И., пишет об Ояне и Поруме и Логване (Луис Хорш) так:
"Так лети, огненная Ояна. Неси сердце сокровенной жены. Вижу, как летишь зажженным факелом. Ручаюсь за тебя, ручаюсь за Логв[ана], ручаюсь за Поруму, ручаюсь за небывалую победу. Идет великое и радостное время. ...Так дух и сердце Ояны насыщены огненными эманациями сокровенной Свати". 3 февраля 1935
«Нужно помнить, насколько каждое указание Урусвати правильно и каждое чувство имеет основание. Не только огненные извержения и землетрясения, но даже далёкие ураганы показываются на ощущениях, и эти ощущения безошибочны, ибо сознание огненное прикасается чутко ко всему. Нет ошибок в определении людей. Так каждый покажет сущность свою огненному сознанию». Мир Огненный. I. 166, 1933
И еще неоднократно в ответ на вопросы и сомнения самой Е.И. Рерих Учитель якобы подтверждает то, что в дневниках записей Е.И. нет ошибок!
А вот как характеризует Поруму и Ояну Николай Константинович уже после суда в Америке:
«Хорш и обе его ведьмы ненавидели все русское, у них не было прозрения в будущее… Но хоршевская банда была далека от таких соображений. У них в основе лежала ненависть… Но разве Хорш и его шайка могли иметь что-либо общее с Культурою? … Можно себе представить, как нелегко было грабителям десять лет (!) носить маску культурных работников! Хитро притворились они, чтобы выждать час ограбления". 6 июня 1943 г. Листы дневника т.3
Так кто же все-таки здесь ошибается? Учитель, который якобы ручается за Ояну, Поруму и Логвана и называет Поруму и Ояну утвержденными Сестрами Братства и подтверждает, что у Е.И. нет ошибок в определении людей за полгода до разрыва? Или же Е.И. выдает желаемые характеристики Ояны и Порумы за утверждения Белого Братства и тем самым расписывается в том, что ни она, ни Н.К. не являются великими мудрецами, Агни-Йогами, безошибочно определяющими людей?
Иначе совместить вышеперечисленные определения, характеризующие бывших сотрудников - невозможно. Иначе придется допустить, что в Братстве Махатм любовь и преданность как в народной поговорке - "у попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса - он ее убил"; и то, что великие определения, которые дает якобы сотрудникам Братство - "Я твоя Мать", "Ты - Наша Сестра", "Ты - огненный дух, которому доверяет все Братство", - ничего не стоят. Таких примеров можно привести множество.
Не лишне также отметить то, какую степень жестокости должна была проявлять Е. Рерих, обвиняя письменно перед всеми последователями близких друзей (чету Хоршей и Эстер Лихтман), с которыми была тесно связана 13 лет в предательстве уровня Иуды:
"Наши пути с ними разошлись навсегда, и яро мы знаем, что они осуждены всем Вел[иким] Бел[ым] Братством, ибо многократно предательствовали, и особенно Белокурая - четырежды предала она смерти меня и мужа моего. Клеймо огненное выжжено было на ее лице - так было Показано мне в видении страстном. Клеймо это не заживляемо". 27.05.1952 Е.И. Рерих – З.Г. Фосдик.
Вот так просто ей открылось, что близкий друг четырежды предал ее смерти в "прошлых воплощениях"!! Ничем другим, как бешенством эгоизма, невозможно объяснить такое поведение. Впоследствии Е. Рерих часто будет пользоваться таким "удобным" инструментом "страстных" видений.
Вообще когда непредвзято и внимательно начинаешь исследовать факты отношений семьи Рерихов с четой Хоршей и Эстер Лихтман, понимаешь, что то, что впоследствии Рерихи назовут чудовищным предательством, было шаг за шагом выпестовано самой Е. Рерих. Именно Е. Рерих, не имея никакого морального права на такую деятельность, создала Круг сотрудников, на которых взвалила совершенно непосильную задачу преображения Мира, именно она поощряла членов Круга к получению ими "ментальных Указаний" якобы Владыки Шамбалы (в которых "Владыка" раздавал всем поистине непомерные обещания процветания, славы и сулил великие достижения каждому), именно она много месяцев готовила Эстер Лихтман быть доверенной якобы самого Братства, причем доверенной в получении "высших Указаний", даже доверенной заведовать порядком такого высокого Общения. А когда трения между сотрудниками, поставленными в такое крайне изматывающее положение, были подкреплены получением Эстер Лихтман подтверждающих сообщений от якобы Учителя о том, что на самом деле не все ладно и, опираясь на это, Хорши высказали свои претензии (на что имели полное моральное право), Е. Рерих делает поворот на 180 градусов и объявляет их предателями!!! Это действительно чудовищное предательство, только предатель-то явно не Хорши и не Эстер Лихтман.
В случае же Елены Рерих можно утверждать, что честолюбивое страстное желание высшей жизни (как оно описывается в "Трех желаниях" Е. Блаватской), ведущее к самообольщению, а также жажда личного роста, жажда утверждения своего статуса согласно стремлениям своей души, - всё это стремилось в ней к космическому масштабу и становилось все более трагически гротескным и все более разрушительным как для близких, так и для всех последователей.
Уже в дневниковых записях 29-30-го годов можно отметить бесконечные указания буквально на Вселенское величие и историческое космическое значение достижений духа Елены Ивановны как Матери Агни-Йоги, величие творчества «огненных центров утвержденной Новой Тары Света», ежедневно и еженощно преображающих не только миллионы сознаний и жизнь мира земного, но и миров надземных. То же касается и постоянных указаний на величие «огненных достижений» Гуру как явленного Архата и великого Агни-Йога.
Можно ошибаться в деталях конкретных поступков Рерихов, но на основании всего огромного массива фактов, можно доказательно утверждать, что на протяжении своей жизни Е. Рерих обманывала своих последователей (тех, кто безоговорочно доверился ей), внушая им, сначала, что она посланница Махатм, их Доверенная на Земле, затем великий йог с открытыми центрами, затем жена Владыки Шамбалы, великая Сестра и Тара Братства, Держательница равновесия Мира, ведущая нескончаемую борьбу с легионами темных духов; что все великие женские исторические и мифологические имена (Сита, Изида, Хатшепсут, Суламифь, Эвридика, Аспазия, Мария Магдалина, Жанна Д’Арк, Джодбай) являются именно ее воплощениями в прошлом, затем что она и есть Матерь нашего Мира, Создательница планеты… И заканчивается это заявлениями, что именно она ни много ни мало Альфа и Омега нашей Вселенной, величайший Дух нашей Вселенной, единый с её Создателем, который и является её Космическим Мужем!
Человеку, далекому от рериховского движения, всё вышеперечисленное должно показаться просто бредом явно сумасшедшего сознания. У него должен возникнуть вопрос, как эти заявления могут заставить поверить в вышеперечисленное ещё кого-либо.
Но учитывая сотни тысяч восторженных последователей Е. Рерих в России и по всему миру с сознанием фанатиков, готовых по любому указанию в её дневниках добывать сперму козлов или пытаться использовать соляную кислоту против атомных и водородных бомб (это написано в "мудрых" советах "Владыки") – перед глазами встает просто феерическая картина бессовестного и совершенно бесчеловечного обмана сотен тысяч оболваненных людей. Причем всё это делалось под прикрытием действительно великих утверждений об охране культурных ценностей, о справедливом общественном устройстве, о новых путях к Красоте, о примате духовного начала… Это всё делается под прикрытием самых священных для души человечества Образов (Будды, Христа, Франциска Асизского, Сергия Радонежского…), под прикрытием самых высоких духовных понятий о Братстве, любви, подвиге, сострадании, самопожертвовании… На фоне всего этого великий комбинатор Ильфа и Петрова выступает образцом нравственности и, как говорят, нервно курит в сторонке!
Факты показывают, что вся бурная деятельность Е. Рерих имела как минимум одним из основных движущих мотивов самовозвышение. Решительно всё приносилось в жертву этому честолюбивому стремлению – истина, последователи, близкие, сыновья, муж, даже собственная жизнь. Ради желания быть женой Владыки Шамбалы, она пожертвовала жизнями всех близких, равно как и жизнями доверившихся ей последователей. Печальный итог этой деятельности выразился в том, что в конце своей жизни Е. Рерих выстроила для самой себя настоящий нравственный и психический ад на земле, о чем самым красноречивым образом и говорят дневники последнего десятилетия её жизни, с которыми каждый может ознакомиться в открытом доступе.
Кто-то может сказать, что Е. Рерих не занималась намеренным обманом, что она просто искренне верила тому, что принимала в записях от неведомого источника. И тем самым вводила в обман тысячи своих последователей.
На это можно ответить, что развитое нравственное чувство, не позволяющее безосновательно причинять боль другому существу, не позволит в течение десятилетий бессовестно манипулировать сознаниями и жизнями других людей. Можно представить, когда сильное чувство подавляет душевное начало, но нельзя представить, чтобы элементарное чувство сострадания молчало всю жизнь. Такое бывает только при полном его отсутствии.
О каком йогизме, о каком чувствознании Рерихов можно говорить в принципе, когда они не видели безудержного и просто космических масштабов самовозвеличивания от слова совсем?
Ослепленные собственным мнимым величием и непогрешимостью, Рерихи не замечали, как жестоко они ломают судьбы и жизни доверившихся им людей. (Здесь и разбитая женитьба Юрия Рериха на Маре Манциарли, и чета Хоршей с Эстер Лихтман, объявленные предателями после 14 лет фанатичного следования за Рерихами, и дискредитация перед избирателями преданного сотрудника Рерихов и кандидата в президенты США 1948 года Генри Уоллеса, и около 40 репрессированных членов Рижского общества и членов их семей, которые были уверены в защите Учителя (как уверяла их Е. Рерих, и смерть А. Клизовского, и смерть жены А. Хейдока, арест его сына, годы лагерей самого А. Хейдока, Р. Рудзитиса, доктора К. Рябинина, смерть пятерых человек в экспедиции на плато Чантанг и смерть Юрия Рериха, после возвращения в СССР). В той или иной степени были жестоко обмануты все, кто следовал за Рерихами, и этот обман изменил их жизни.
Можно сказать, что опираясь на множество неоспоримо глубоких и прекрасных идей, собранных в книгах Агни-Йоги, Рерихи создали секту фанатиков имени самих себя, культ собственных личностей, который затем всю жизнь утверждали сами и побуждали утверждать своих последователей.
Как можно характеризовать отношение Рерихов к сотрудникам и людям вообще, на которых они смотрели с недосягаемой высоты собственных "достижений", и которых они оценивали прежде всего по тому, как люди относились к «величию» Рерихов лично? Обо всем этом очень подробно написано в книге Эрнста фон Вальденфельса "Николай Рерих. Искусство, власть, оккультизм". Невозможно опровергнуть написанное в этой книге. Все исследования показывают, что написанное в ней правда, по крайней мере во всех существенных моментах. Все это очень горькие, но и целительные уроки для огромного числа последователей Рерихов.
В чем негатив рериховского движения? В том, что священное изучение истинной реальности бытия, дающее ответы о смысле и великом предназначении человеческой жизни, подменяется балаганом, в котором Учителя человечества ведут себя как боги Олимпа, а овладение могучими силами человеческого организма превращается в фарс. В том, что каждый рериховец, усомнившийся в величии и святости Рерихов, автоматически объявляется предателем, который будет брошен Учителями света на растерзание «темным силам».
Вылечить организм рериховского движения от всем очевидной болезни, симптомами которой являются глубокий фанатизм, множащиеся страхи и предрассудки, традиции запугивания своих членов и всеобщей готовности объявить ближнего предателем, - невозможно, по причине того, что сам факт опубликования последних тетрадей Е.И. Рерих наносит ему смертельный удар, после которого часть рериховцев перестанет себя называть таковыми, а часть сформирует еще более тоталитарную секту на основе мракобесия «последних Записей» принимаемых за высочайшее Откровение.
Сознание же последователей самой Агни-Йоги вылечить можно только искоренив причины болезни. Причины были посеяны эгоистичными и фанатичными мотивами поступков Основателей. Сам факт появления последних дневников записей Е.И. однозначно побуждает к глубокому изучению негативных поступков Е.И. и Н.К., о которых мы должны знать также хорошо, как и о том положительном, что привело к записи лучших страниц Агни-Йоги.
Рассматривая вопрос шире в поиске подобных явлений в эзотерической литературе, можно увидеть некоторые те же самые наклонности и в поведении, например, Е.П. Блаватской, но это, конечно, также никак не отменяет достоинств Тайной Доктрины:
«Все, что теперь происходит, вызвано самой Е.П.Б., и вам, мой друг и брат, открою ее недостатки... хотите ли вы знать, насколько она виновата? Знайте тогда, что если она когда-либо была виновата в настоящем действительном обмане из-за этого «усердия», то это было, когда при совершении феноменов, за исключением таких пустяковых, как стук и звук колокольчика – постоянно отрицала, что она лично имеет к ним какое-либо отношение… Согласно нашим правилам М. не разрешалось запрещать ей такой образ действий. Короче говоря, ей должна была быть предоставлена полная свобода действий, свобода создавать причины, которые в должное время стали ее бедствием, ее позорным столбом. Он мог, в лучшем случае, запретить ей производить феномены, и к этой последней крайности он прибегал так часто, как только мог, к великому недовольству ее друзей и теософов. Было ли это или есть недостаток умственной восприимчивости в ней? Несомненно – нет! Это психологическая болезнь, над которой у нее мало власти. Ее импульсивная натура, как вы правильно заключили в вашем ответе, всегда готова увлечь ее за пределы истины в область преувеличений, тем не менее безо всякой тени подозрения, что она этим обманывает своих друзей и злоупотребляет великим их доверием к ней». Письма Махатм, Письмо 91. К.Х. - Синнетту. Октябрь 1882 г.
Сама Е. П. Блаватская в свою очередь считала, что основная часть "Света на Пути" продиктована истинным Адептом, но все остальное присовокуплено внутренним сознанием самой Мейбл Коллинз.
Поэтому, пока мы не поймем, что Елена Блаватская, Мейбл Коллинз, Франчиа ла Дью, Елена и Николай Рерихи, Элизабет Хейч, Конкордия Антарова, как и многие другие из тех, кто в своей жизни соприкоснулся с мыслью Сознаний более высокой эволюции, хоть и имели развитые духовные стремления (позволившие им записать действительно выдающиеся книги), но все же в той или иной степени оставались людьми своего времени, со своими недостатками, мы не найдем честного понимания того, чему учит опыт их жизни.
Именно положительный и отрицательный опыт их жизни ценен тем, что они, каждый в своей степени, послужили проводниками высшей мысли для всего человечества. В то же время этот опыт неопровержимо показывает, насколько сильно и подчас разительно отличался их внутренний мир от высоких утверждений Истины, явленных в записанных ими книгах.
В случае Рерихов, можно легко проследить шаг за шагом, как сами Рерихи, их ученики и лидеры РД, часто с самыми благими намерениями подражая поступкам Основателей, с непререкаемым фанатизмом и отсутствием разумного распознавания широко создали движение основанное на мифе в величие Рерихов, – но ведь это же прямой путь к тоталитарному сектантству и как же это далеко от общин, завещанных Агни-Йогой!
· Е.И. от имени якобы Владыки решительно расстраивает женитьбу сына Юрия на Манциарли, несмотря на то, что, в случае расторжения помолвки, Юрий обещает записаться в действующую армию, где "скорее всего" погибнет.
· З. Фосдик, считала ученика Н. Рериха Б. Абрамова в определенный момент "тщеславным, жалким, полным самомнения" глупцом, который считает записанные им тексты – записями от Владыки. После же утверждений Е.И. она кардинально меняет свое мнение об Абрамове.
· Председатель рижского общества Лукин, принял записи Алексеевых за записи Владыки и увлек и других сотрудников в этом направлении.
· Хейдок и Уранов также как и Фоздик вначале не приняли записи Абрамова и даже посчитали его одержимым, но полностью поменяли свое мнение о них после прочитанных подтверждений Е.И., которая сама раздавала высшие регалии близости к Владыке, не понимая того, что делает.
· Абрамов считал первоначальное восприятие его записей Хейдоком и Урановым предательством, думал о них как об одержимых и старался с ними не общаться до конца жизни.
· Ю. Рерих в определенном разговоре характеризовал Абрамова как нестоящего человека, а также написал ему письмо после ухода Е.И., упрекая его в трусости. Письмо вообще вызвало целую бурю в душах Абрамовых.
· Абрамов среди своих лучших записей явно записывал много того, что не соответствовало действительности и то, что нарушало принципы эзотерических знаний, и также как Рерихи легко выдавал обвинения в духовном падении от имени Учителя.
· Ближайшие ученики Рерихов и Порума (Нетти Хорш), и Логван (Луис Хорш), и Ояна (Эстер Лихтман), и Модра (Френсис Грант) - в начале 20х годов принимали ими же полученные записи и обещания на будущее - чистыми указаниями Владыки Шамбалы. Легко понять, что эти записи, их контраст с реальностью послужили немалой лептой в последующий разлад с Рерихами.
· Кемпбелл (Амрида) по записям Е.И. якобы занимается в 1935 году подстрекательствами Святослава, которые отравляют его организм ядом "империлом", а потом якобы Владыка указывает, что ее можно удержать лишь страхом и что он не ручается, что позволит ей "участвовать дальше в делах", и что за тысячу лет она не исправит содеянного вреда, а затем она оказывается с легкой руки Е.И. Сестрой Братства, да еще не просто сестрой Братства, а якобы самой Тарой Махатмы Раккоци!
И все это происходит только среди ближайших учеников Рерихов! Все это эхом отразится далее на все рериховское движение, через новых его лидеров, посчитавших себя таковыми, которые уже, можно сказать, начинают всеобщую войну всех против всех. Уже все, не смущаясь, объявляют друг друга предателями Учения, одержимыми и Иерофантами Тьмы… И заканчивается все это как гром среди воображаемого благолепия и всеобщего фанатизма совершенно неожиданным появлением уже совсем умопомрачительных записей Е.И. Рерих 50х годов в десятках тетрадей, с описаниями "развратных" космических оргий, влагалищ, фантастических советов защиты от атомных бомб и т.д. однозначно показывающих, что король-то голый!
Но фанатикам не нужны факты, ведь они "знают" истину. Поэтому даже самое потрясающее мракобесие ими всегда будет оправдано.
С другой стороны, как говорится, не бывает дыма без огня. И если бы книги Агни-Йоги не содержали в себе действительно выдающихся идей, касающихся многих сторон жизни, то не было бы и множества последователей.
Похоже, что наша эпоха такова, что знание высших реальностей бытия именно сейчас чрезвычайно нужно человечеству. И опасность того, что последователи, следуя эгоистическим побуждениям, сделают из него очередной культ, но не движение научно-обоснованного улучшения жизни, не может изменить ситуацию. Похоже, что Руководители человечества, следуя целесообразности, стараются дать Знание, пользуясь любой допустимой возможностью.
Культы личностей, фанатизм и мрачное сектанство - это только неизбежный хвост пыли за летящей мыслью нового Знания. Эта пыль рано или поздно осядет на плечи последователей и отяжелит их, доведя их представления до абсурда, и, как следствие, будет распознана как ошибки и заблуждения. И таким образом путь вновь будет очищен.
Но вхождение в Мир нового Знания, новых Идей, которые направляют к Общему Благу ментальность человечества не может быть остановлена.
Опираясь на евангелия, фанатики создали культ библейских утверждений как непререкаемой истины, данной самим Богом. Тайная Доктрина была дана через Е.П. Блаватскую - и перессорились последователи теософы. Разделились на не принимающие друг друга враждебные центры. Впали в самообольщение их лидеры, утверждающие, что напрямую состоят в Иерархической цепи общения с Махатмами. Агни-Йога была дана через Рерихов - и снова явилось безумное сектантство.
Сама Агни-Йога требует тщательного отделения мудрости от лжи, пустого пафоса и туманных выражений. Беда в том, что мудрость и ложь в Агни-Йоге перемешаны. Многие спрашивают, как отделить истинное от ложного? На наш взгляд, ответ в том, что великие идеи сами пробивают себе дорогу в жизнь. Нужно оценивать мудрость и истинность тех или иных идей Агни-Йоги не потому, что их сказал или не сказал Махатма, а исходя из того - действительно ли они несут мудрость и красоту сами по себе.
Но какие бы многочисленные вставки проявления личного эгоизма не присутствовали в книгах Агни-Йоги, красота высшей мудрости, явленная на многих её страницах, на наш взгляд, не может быть умалена. Все вдохновляющее дух не может быть лживо, ибо «не бывает лживых легенд». Каждая такая легенда отражает высшую истину в своем зеркале. Но об этом убедительно может судить лишь внутренний голос исследователя эзотерического знания, именно его буддхический принцип, способный на прямое восприятие истины.
Также необходимо отметить отдельно, что существует целый ряд явлений в жизни Рерихов, которые не получается объяснить с точки зрения современной науки. Это и явная левитация тяжелого стола, вокруг которого собирались члены круга Рерихов (Хорш утверждал, что именно это явление заставило его поверить Рерихам), и "волшебным образом" присылаемые тибетские монеты во время сеансов, и другие предметы; это и Камень, полученный Рерихами в 1923 году, это и слова и выражения из языка «сензар» в записях Е.И., и наконец, совершенство мысли самой Агни-Йоги.
Но даже если относиться к книгам Агни-Йоги просто как к духовным литературным произведениям, то на наш взгляд, они должны быть отнесены к самым выдающимся произведениям, имеющимся в распоряжении человеческой цивилизации.
Поэтому, несмотря на поведение Рерихов как жестоких фанатиков своей веры, которой сами Рерихи слепо следовали до конца жизни, важно сохранить справедливое и непредвзятое отношение к тому ценному, что несомненно есть в Агни-Йоге. И при всей глубине и трагизме многого, что связано с жизнью Рерихов, Агни-Йога существует и несет образы величайшей надежды и мудрости Жизни.
Нужно очищать путь духовного познания истины, пока радость утверждения Жизни, радость действия, сотрудничества между последователями не зазвучит отчетливо, пока не появятся новые возможности преображения жизни. Нужно трудиться, мужественно пытаясь собрать части тела единой Истины. И когда-нибудь обязательно появится Оно – как солнце Новой Эры, настоящее прекрасное, стройное и системное Учение Жизни человечества, истинно отражающее законы бытия на всех его планах. "Нет религии выше Истины!"
-----------------------------------
* * *
Эпиграф: "Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый, собравший искры знания, будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму". Аум, 440
С нашей точки зрения, все вышесказанное, лучше всего выражают следующие слова:
Великие Сознания не только учат, но и охраняют человечество. Часто от преждевременного знания. Но закон кармы не может быть нарушен. Следствием этих утверждений является понимание, что не может быть на земле абсолютно чистого знания, записанного рукой Бога или Учителей.
Как передается в наше время знание, не нарушающее карму? Воспоминанием духа. Идеи высшей мудрости будят чаши накоплений. Души пробуждающиеся должны вспомнить.
Может ли кто-либо, воспитанный своей эпохой, быть совершенной личностью? Может ли он излечиться от всех пороков современности? Может ли он избежать всех ошибок? Может ли он стать кристальным проводником высшей мудрости, рукой Махатм, записывающей знание Махатм? Христос и Будда не писали книг. Поэтому не может быть явлено на земле и абсолютно чистого знания Махатм.
В каждом доступном на земле знании будет и начало несовершенства. Понимание этого позволит избежать фанатизма. Именно в этом ключе следует понимать жизни тех, кто принес человечеству записи, в которых отражается свет знания духа. Как правило, не избежали они и тяжелейших ошибок.
Тот, кто полагает, что записанные Веды, Тора, Библия, Трипитака, Коран, Тайная Доктрина, Агни-Йога, либо какой-нибудь другой существующий источник эзотерической мудрости избежали ошибок, – заблуждается. Тот, кто считает, что какой-либо источник эзотерической мудрости является стройным и полным Учением Жизни, – заблуждается.
Стройное системное Учение Жизни должны составить из того, что имеют, представители самого человечества. Именно представители самого человечества должны собрать части тела Осириса, олицетворяющего Истину, растерзанную невежеством.
--------------------------------------------------------
Конец Статьи 5. Статья 1 - здесь.
Продолжение исследований: Рерихи: подлость и озарения.
Закономерности получения эзотерических знаний от представителей более высокой эволюции.
О структуре и содержании книг Агни-Йоги. Книги "Зов", "Озарение".
О структуре и содержании книг Агни-Йоги. Книга "Община".
Также вам могут быть интересны статьи: Детство человечества.
Изучение реальности за пределом современных научных знаний.