Что-то мне все чаще хочется писать мемуары о временах не столь давних, но уже ставших весьма отдалившимся "прошлым". Это прошлое теперь можно обозревать с некоторого исторического расстояния, прослеживая закономерности, увязывая вместе начала и концы, причины и следствия, отделяя личное от общего. А также знакомя с очертаниями эпохи уже вполне взрослых людей, эпохи этой не заставших... Быстро летит время!
Хотя... а надо ли эти мемуары писать именно мне? Ведь есть огромное количество свидетельств эпохи, которые иной раз достаточно просто прочитать в хронологическом порядке - и все причины и следствия, пути и очертания, начала и концы нарисуются сами. Особенно если свидетельства эти написаны рукой человека талантливого, чуткого, остроумного и, что важно, честного. Например, Татьяной Москвиной.
Татьяна Владимировна Москвина - театральный критик, писательница, драматург, публицист, одна из создателей регионального объединения журналистов «Петербургская линия», главный редактор журнала «Время культуры. Петербург», а еще петербургская градозащитница и просто неравнодушный к судьбе города и страны человек. (К сожалению, она покинула этот мир в июле 2022 года)
Хотя созданные ею повести весьма увлекательны и написаны чрезвычайно остроумно, для меня Москвина - в первую очередь публицист и мастер короткого жанра. Тот же тип таланта, что у А.П.Чехова или Тэффи: яркий и немного язвительный отклик на конкретный посыл извне. Длинные сюжеты собираются Москвиной как конструктор из таких отдельных откликов, которые намного интереснее читать-рассматривать по-отдельности. А еще лучше воспринимать это в чистом виде, без оболочки "художественности" и отделки под "нетленку": есть посыл - есть анализ-реакция.
Татьяна Москвина много публиковалась в периодике с 1990-х годов буквально до последних дней жизни, вела передачи, брала и давала интервью. Что-то из этого наследия сведено в сборники, что-то можно найти в архивах Интернет-изданий.
И вот перечитывая это в хронологическом порядке отчетливо видишь, как постепенно подогревалась водичка, в которой все мы варились. Как из ледяной она сначала становилась приятно-тепленькой, расслабляющей, как начали отрываться от дна первые пузырьки - и мы иногда хихикали от щекотки, а иногда с недоумением спрашивали "чё это такое было?", как сверху надвигалась крышка...
При этом Москвина никогда не писала на остро-политические темы, принципиально ограничиваясь культурой. Даже о "Норд-Осте", когда культура так страшно пересеклась с политикой, не написала. Но ведь культура - это та надстройка, по которой многое можно рассказать о базисе.
Например, вот эти слова были написаны в конце 1990-х по поводу новых постановок "Ивана Сусанина" и "Снегурочки":
"Какие уж тут шутки, когда нас до того довели, что при слове «национальное» начинаешь нервно озираться и поворачивать глаза зрачками в душу: не завелся ли там червь шовинизма или, напротив того, гиперкритицизма… По тонкому льду ходим. Скажешь: Родина — тут же вылезают рожки какого-нибудь блока «Родина», с которым мы ведь с вами на одном поле мечтать не сядем, не правда ли?" (Петербургский театральный журнал, Письмо Марине о сущности национального)
Да, тогда вылезали вот такие рожки. Как выглядит вся туша, вылезшая вслед за рожками, мы видим сейчас. Кто бы мог тогда подумать!
А какими наивными кажутся дискуссии сытых 2000-х о "женской" литературе. Когда женскими именами быстренько залилась определенная коммерческая ниша и периодически приходилось напоминать, что женское - не значит продажное или второсортное.
А только мужчины ругаются словом «женский». Я нисколько не боюсь, если мою прозу так называют, не считаю это обидным. Поймите, быть женщиной и писать о женском - это не наказание, не унижение, не жизнь второго сорта, я не обязана кланяться и извиняться за то, что пишу о своем. Хочу и пишу. Слово-то у меня. (интервью 2007 год)
Ну и как, можно ли теперь просто назвать женское - женским? И ведь на наших глазах надувались пузыри и мультигендерной политкорректности, и основанных на ней же традиционно-скрепных пугалок. Какая ходовая валюта оказалась, однако - обе стороны навар получают!
И это еще оказалось мелкими цветочками. Слово-то у кого теперь, а? Хочу и пишу - ну-ну!
А ее интервью с режиссером Александром Сокуровым в те же 2000-е - ну прелесть же что такое! Хотела привести развернутую цитату - оказалось, что нужно будет указать кучу звездочек и сносок, кто теперь кем объявлен. Так что только маленький кусочек:
...без понимания, что когда-то наступает момент, когда нужно прямо и честно сказать, что беда пришла, просто беда, мы погибаем, и если при этом ничего не делать, если при этом со всех сторон одновременно никак не вмешиваться в жизнь общества, - не выжить же будет просто.
А знаете, что в те благословенные годы считалось прямо бедой-бедой, от которой погибнем? - "Я считаю, что это беда - этот ужасающий уровень культуры общественной в России."
Ну вот подтянули общественную культуру, что и говорить! И масочки все стали носить по команде, и из дому выходить по разрешению, и близко друг к другу не стоим, и определенные цвета не носим, и слова не пишем, и песни не поем, и имена не поминаем. Теперь ничто не предвещает гибели, правда?
Хотя ближе к нашим дням тот же Сокуров стал озвучивать другие причины возможных бед. Пока еще эти высказывания есть в Википедии. Но, не исключаю, что скоро и там появятся звездочки и сносочки.
Практически в каждой статье Т. Москвиной найдутся слова, которые из нынешнего далека кажутся или пророческими, или обрисовывающими наши заблуждения на тот момент. Читать это сейчас невероятно интересно - и временами невероятно же горько!
Другие писатели и журналисты тоже оставили подобные хроники эпохи. По которым тоже примерно вычисляется температура нынешнего котла. Дорогие читатели? Чье наследие вы посоветуете почитать?
Еще на канале по теме:
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба
В настоящее время Дзен не дает возможности добавлять форму перевода. Если вам понравилась статья, можете материально поблагодарить автора, сделав любым способом перевод на кошелек Юмани 4100115165604535