28 марта 1945 года – город Гдыня освобождён от немецко-фашистских захватчиков, войсками Второго Белорусского фронта под командованием маршала Рокоссовского.
Это были последние дни Восточно-Померанской стратегической наступательной операции, стартовавшей ещё 10 февраля:
К середине марта 1945 года, вся Померания (т.е. Поморье, южное побережье Балтийского моря) очищена от немецких войск, кроме так называемого Троеградия (по-польски – Труймясто). Этим термином обозначают скопление из трёх городов: Гдыня, Данциг (лежащий в 18 километрах южнее её, сейчас он называется Гданьск) и посередине между ними – городок Сопот, в котором после войны проводились международные музыкальные фестивали с участием социалистических стран. Последний, насколько я помню, был «Сопот-90», как раз перед распадом СССР:
Весной 1945 года это был укрепленный район, прижавшийся к западному берегу Гданьского залива (тогда назывался Данцигская бухта) Балтийского моря – последний регион в Померании, ещё контролируемый противником.
С моря к нему было не подобраться: в те дни на Балтике безраздельно властвовали немецкие военно-морские силы, а наш Балтийский флот не мог выйти из Кронштадта: все проходы плотно заминированы. Потому и наступали с суши, как видно на первом рисунке – с запада на восток. Ожесточенные бои, с целью прорыва обороны противника на подступах к укрепрайону шли с 14 по 22 марта – с небольшими перерывами днём и ночью. Войска 49-й и 70-й армий наступали прямо на Сопот, имея задачей рассечь группировку противника на две изолированные части (условно назовём их «Гдыньская» и «Данцигская»), овладеть рубежом Олива – Сопот – Колибкен (ныне - Орлово, один из районов Гдыни), и выйти к Данцигской бухте (нынешнему Гданьскому заливу):
Бои здесь носили упорный характер, продвижение в иные дни исчислялось лишь сотнями метров. Иногда уничтожение крупного опорного пункта занимало несколько суток. Немцы проводили до двадцати контратак в сутки, при поддержке танков.
Тем не менее, 25 марта советские войска взяли Сопот и вышли к побережью Данцигской бухты, разрезав немецкую группировку на две — «гдынскую» и «данцигскую». В Гдыне оказались заблокированы части немецких 46-го и 7-го танкового корпусов (шесть пехотных дивизий и две танковых). Кроме того, на Пуцкой косе (севернее Гдыни) занимал оборону 55-й армейский корпус в составе 61-й пехотной дивизии, частей береговой обороны и остатков различных частей:
На подступах к Гдыне немцами создан мощный рубеж обороны, насыщенный долговременными железобетонными, бетонно-каменными и дерево-земляными сооружениями, приспособленными для длительной обороны каменными строениями, большим количеством траншей и различного рода заграждений.
Созданию вокруг Гдыни сильного рубежа способствовали наличие железобетонных зданий и сооружений и выгодные условия местности. Особенно удобна для организации обороны прибрежная полоса в районе Гдыни. Холмистые гряды высотой до 160-170 м над уровнем моря прикрывают город с юго-запада. Многочисленные овраги, высоты с крутыми склонами, густой лес, покрывающий площадь этого района почти на 75 %, придают местности резко пересеченный характер. Единственная хорошая дорога, идущая с запада к Гдыне, на протяжении 12 км перед городом проходит через сплошную цепь населенных пунктов, удерживаемых противником (Яново, Загорш, Циссау, Киллау, Грабау), которые в основном состояли из прочных каменных зданий и легко приспособляемы к обороне.
К северу от Гдыни расположено небольшое плато, которое возвышается над окружающей местностью на 60-80 м. Это плато, или так называемый Оксхефстский плацдарм, окружено с востока и частично с юга морем, а с севера, запада и юго-запада болотистой низменностью. Там противником созданы сильные укрепления, которые в сочетании с естественным характером местности прикрывали подступы к Гдыне с севера. Условия местности (пересеченный рельеф, болота, лес и море) усиливали немецкую оборону и, наоборот, крайне затрудняли наступление советских войск. При относительном недостатке дорог нельзя было с полной эффективностью использовать танки и самоходно-артиллерийские установки.
Атаки советских войск сменялись немецкими контратаками. На некоторых участках, подразделения 19-й армии отражали по 15-20 немецких контратак в день. В Гдыне немцы широко использовали береговую и корабельную артиллерию — 12 батарей береговой артиллерии, и орудия 10-12 боевых кораблей почти непрерывно вели огонь по наступающим.
24 марта советские соединения, преодолев сопротивление противника, ворвались в пригороды и на улицы Гдыни, а 26 марта начали штурм города. В ночь на 27 марта немцы начали отступление на Оксхёфтский плацдарм. В течение дня разбитые немецкие части, оказывая сопротивление в центре города, бросая технику, боеприпасы и другое военное снаряжение и раненых, частью стремились погрузиться на пароходы в порту, частью с боями отступали на плацдарм в районе Оксхёфт. В результате, на Оксхефтском плацдарме были блокированы крупные немецкие силы: одна танковая, одна моторизованная, одна пехотная дивизия, одна артиллерийская бригада и шесть батальонов морской пехоты – они продолжали сопротивление до 4 апреля 1945 года – это и есть дата полного завершения Восточно-Померанской стратегической наступательной операции.
А саму Гдыню взяли 28 марта 1945 г. – после длительных, упорных и кровопролитных боев в городе, где немцы сражались за каждый дом и окоп – силами 19-й, 70-й общевойсковых и 1-й гвардейской танковой армии:
Командующему войсками 2-го Белорусского фронта
Маршалу Советского Союза Рокоссовскому
Войска 2-го Белорусского фронта сегодня, 28 марта, штурмом овладели городом Гдыня – важной военно-морской базой и крупным портом на Балтийском море
Сегодня, 28 марта, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 2-го Белорусского фронта, овладевшим городом и военно-морской базой Гдыня, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий
Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза И. СТАЛИН
28 марта 1945 года, № 313
.
С учётом тех, кто был взят в плен до 4 апреля, общее количество плененных немцев составило 18985 чел, а убитыми немцы потеряли в районе Гдыни 50 тыс. военнослужащих.
Советские потери тоже были большими. Сейчас на мемориальном кладбище в Гдыне покоится 1316 советских солдат и офицеров, в том числе 132 известных и 1184 неизвестных, в г. Сопот — ещё 932 солдата и офицера.
Достаточно специфическим трофеем советских войск в Гдыне (крупнейшем морском порту, центре судостроения и судоремонта) стали 20 различных немецких кораблей, в том числе линкор «Гнейзенау», броненосец «Силезия», а также учебное судно «Шлезвиг-Гольштейн», с которого на рассвете 1 сентября 1939 года были произведены первые залпы Второй Мировой войны.
И здесь заключается один интереснейший момент. У читателя может возникнуть вопрос: почему высокую честь – начать своим огнём Вторую Мировую войну – немцы доверили некоему учебному судну, когда-то бывшему броненосцем, и устаревшему ещё в момент своего спуска на воду в начале ХХ века?
Всё дело – в его названии. Я уже неоднократно рассказывал ранее о том, что настоящими спонсорами или, как сейчас говорят, продюсерами Гитлера и нацистской партии Германии, было сообщество дворян-эмигрантов, во главе с талантливой семьёй Гольштейн-Готторп-Романовых. Это – официальное геральдическое наименование данного императорского дома, который мы привыкли называть просто «Романовы», хотя они перестали быть таковыми начиная с Петра Третьего, который был герцогом Гольштейн-Готторпом (кажется, седьмым или восьмым).
Романовы и их окружение, покинув Россию в 1917 году, спонсировали и взращивали партию Гитлера, надеясь со временем отправить его воевать против СССР – чтобы свергнуть Советскую Власть и вернуть эту страну обратно в рабство оккупационной администрации дворян во главе Сцарём. Достаточно сказать, что главным идеологом Третьего Рейха был выпускник Московского ВТУ имени Баумана – Альфред Розенберг (образ которого воплотил Вячеслав Тихонов в фильме "Семнадцать мгновений весны"). Раньше вся эта информация была засекречена, а сейчас приводится даже в Википедии.
Таким образом, весьма символично, что сигналом к началу Второй Мировой войны послужил залп учебного корабля с названием «Шлезвиг-Гольштейн» (эта немецкая земля, на границе Германии и Дании, и есть настоящая родина «Романовых») – как бы запоздалый ответ на выстрел крейсера «Аврора» 1917 года. После войны мы сделали из этого корабля учебную мишень, и сейчас его остатки, в полузатопленном состоянии, находятся возле острова Осмуссар, принадлежащего Эстонии – родине упомянутого Альфреда Розенберга и других политтехнологов Гитлера: Бруно Шикеданца и Макса Рихтера, а также нашего генерала Ульриха. Зато «Аврора» до сих пор стоит.
Интерактивная карта боевых действий доступна по ссылке.
Интерактивный каталог операций РККА 1945 года доступен по ссылке