ЕГЭ. Русский язык. Ловушки, о которых надо знать при выполнении заданий 9 — 15

7,3K прочитали
Сегодня моя статья посвящена не подробному разбору экзаменационных заданий, а тем мелочам, которые на первый взгляд кажутся неважными, но могут привести к ошибкам в решении заданий по орфографии на...

Сегодня моя статья посвящена не подробному разбору экзаменационных заданий, а тем мелочам, которые на первый взгляд кажутся неважными, но могут привести к ошибкам в решении заданий по орфографии на ЕГЭ.

Задание 9. Правописание корней

Знания, умения, навыки

Чтобы выполнить это задание, нужно уметь различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корнях, узнавать корни с чередованием и отличать их от омонимичных корней.

Ловушка

Ловушкой для одиннадцатиклассников являются слова с чередованием -ИМ-, -ИН- // -А-, -Я-. Например: заниматься, понимание, снимать, начинать и т.д. Зачастую ученики забывают о таких чередованиях и не отмечают эти слова.

И если слова с -ИМ-, -ИН- еще так или иначе "опознаются", то вот их "пары" (типа нанял, начал, помянуть и т.д.) в большинстве случаев вообще никак не ассоциируются с чередованием в корне. Поэтому при подготовке к заданию 9 надо особое внимание уделить этим корням.

Задание 10. Правописание приставок

Знания, умения, навыки

Чтобы выполнить это задание, надо знать и применять правила правописания неизменяемых приставок, приставок на З, С и ПРЕ-, ПРИ-.

Ловушка 1

Наиболее частыми ловушками для ребят являются слова типа "несгораемый", "несговорчивый", “несдобровать”, "пересдать" и др. Ученики ошибочно применяют правило про приставки, оканчивающиеся на З, С. Однако надо помнить о том, что приставок нес- и перес- не бывает. В подобных словах по две приставки: НЕ- и С-, ПЕРЕ- и С-. А приставка С-, как известно, неизменяемая.

Ловушка 2

Также трудности вызывают иноязычные слова типа "адъютант", "конъюнктура", "конъюнктивит", "панъевропейский", так как АД-, КОН-, ПАН- не воспринимаются в них как приставки. На это следует обратить внимание при подготовке. Так же, как и на слово "подьячий", в котором пишется Ь, так как находится он в корне.

Ловушка 3

Как известно, после двух-, трех-, четырех- пишется разделительный твердый знак. Но не надо забывать о том, что это правило работает только перед гласными Е, Ё, Ю, Я. Такие слова, как "трёхэтажный", "четырехосный" и др., пишутся без Ъ, так как корень начинается с других гласных.

Задание 11

Знания, умения, навыки

Чтобы выполнить это задание, надо уметь определять части речи, а также знать и применять правила правописания суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, деепричастий.

Ловушка 1

Суффиксы прилагательных -ЕВ- / -ИВ- и -ЧИВ-, -ЛИВ- на первый взгляд кажутся легкими. Суффиксы -ЧИВ-, -ЛИВ- неизменяемые, всегда пишутся с И. А суффиксы -ЕВ- / -ИВ- зависят от ударения. Но здесь есть тонкости, о которых следует помнить.

Если в предложенном слове перед пропущенной в суффиксе гласной стоят буквы Ч или Л, обязательно надо проверить, в какую морфему они входят. Если они принадлежат к суффиксу, то это неизменяемые -ЧИВ-, -ЛИВ- (например, разговорЧИВый, неприхотЛИВый). Если же они относятся к корню, то здесь работает другое правило: под ударением пишется И, без ударения - Е (например, тюлЕВый, лучЕВой).

И особенное внимание следует уделить слову "гуттаперчЕвый". В нем суффикс -ЕВ-, а не -ЧИВ-!

Ловушка 2

Очень распространенная ошибка - это неправильное написание прилагательных восьмЕричный, десятЕричный. Надо запомнить, что в них пишется буква Е.

Ловушка 3

Эта ловушка связана с суффиксами -ОВА-/-ЕВА-, -ЫВА-/-ИВА-. Часто, работая с такими словами, ученики пропускают очень важный шаг. Чтобы определить гласную в суффиксе, они сразу ставят глагол в 1 лицо единственного числа. Но это правило применяется только в том случае, если ударение НЕ падает на гласную в слоге -ВА-. Если ударение падает на слог -ВА-, то алгоритм рассуждения удлиняется.

Итак, если ударение падает на -ВА-, то проверяем, исключение это или нет. Вот список слов-исключений: затмевать, продлевать, увещевать, обуревать, застревать, встревать, растлевать, подразумевать, недоумевать, намереваться. В них всегда перед -ВА- пишется буква Е.

Если слово не исключение, надо изменить несовершенный вид глагола на совершенный (убрать из слова -ВА-), и тогда сомнительная гласная окажется под ударением. Её-то мы и пишем в исходном слове. Например: заж...вать - зажИть, пол...вать - полИть.

Обратите внимание на слово "запечатлЕвать". Парой совершенного вида для него будет глагол "запечатлЕть" (ни в коем случае не запечатлИть, как часто думают ученики).

Если же подобрать пару совершенного вида к глаголу не удалось, тогда применяем правило про 1 лицо единственного числа. Например, ноч...вать (нет глагола совершенного вида), значит "ночУЮ" — "ночЕВАть".

Задание 12

Знания, умения, навыки

Чтобы выполнить это задание, надо уметь отличать глагол от причастия, определять спряжение глагола, понимать, что такое действительные и страдательные причастия, а также определять их время. Кроме того, следует знать личные окончания глаголов и суффиксы причастий, правила их написания.

Ловушка

Главной ловушкой в этом задании являются глаголы с приставкой ВЫ-. Дело в том, что, видя глагол, ученики сразу хотят поставить его в инфинитив и определить спряжение. Но ведь этим правилом мы пользуемся только в случае, если окончание у глагола безударное. Если же гласная в окончании находится под ударением, надобности ставить в неопределенную форму нет. Например, в словах "спИт", "льЁт", "несЁт", "бежИт" гласная в личных окончаниях слышится отчетливо.

Но если от таких слов образуются новые глаголы с помощью приставки ВЫ-, то ударение с окончания переходит на приставку: "вЫспится", "вЫльет", "вЫпьем", "вЫбежит". Не зная об этой особенности, ребята по привычке ставят глагол в неопределенную форму, ошибочно определяют спряжение и пишут не ту гласную. Вот так: высп...тся - выспаться, на - ать, 1 спр., окончание -ет. Но это неверный подход!

Если в глаголе есть приставка ВЫ-, надо ее убрать и посмотреть, куда перейдет ударение. Если на окончание, то его и пишем. Если НЕ на окончание, тогда уже ставим в инфинитив и определяем спряжение.

Задание 13

Знания, умения, навыки

Чтобы выполнить это задание, надо уметь определять части речи, знать и применять правила слитного и раздельного написания НЕ со словами.

Ловушка 1

Если перед прилагательным, наречием и существительным есть отрицательные слова (далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не и др.), то НЕ пишется раздельно. Если у причастия есть зависимое слово, то НЕ пишется раздельно. Эти правила знают все.

Но существует нюанс, о котором не стоит забывать. Наречия меры и степени (очень, чуть-чуть, чрезвычайно, почти, весьма, в высшей степени и др.) НЕ влияют на раздельность написания ни в случае с прилагательными, наречиями, существительными, ни в случае с причастиями. Например: далеко НЕ глупый, НО очень НЕглупый; еще НЕ вспаханное поле, НО почти НЕвспаханное поле).

Ловушка 2

Глаголы, которые начинаются на (НЕ)ДО тоже вызывают затруднения. Если НЕДО- имеет значение "недостаток, нехватка чего-то", то это приставка и она пишется с глаголом слитно. Если этого значения нет, а предполагается, что действие просто не выполнено (хотя могло бы быть выполнено), то НЕ – частица, а ДО- – приставка. В этом случае НЕ с глаголом пишется раздельно. Сравните: Ребенок не договаривает слова (то есть не выполняет действие, которое можно выполнить) — пишем НЕ раздельно; Сын многого недоговаривает родителям (то есть недостаток информации и доверия) — пишем приставку НЕДО- слитно.

Задание 14

Знания, умения, навыки

Чтобы выполнить это задание, нужно уметь определять части речи, отличать омонимичные слова, знать правила слитного, раздельного, дефисного написания наречий, предлогов, союзов, частиц и др.

В этом задании ловушки на каждом шагу. Это, на мой взгляд, самое сложное орфографическое задание, поэтому я скажу не о ловушках, а просто дам некоторые советы.

Советы

  • Не надо путать наречия с приставкой ПО- и суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -И и наречия с приставкой ПО-, оканчивающиеся на гласную У. Первые пишутся через дефис, вторые - слитно. Например: по-новому, по-зимнему, по-русски, НО понемногу, потихоньку, постольку.
  • Не надо путать наречия "за границу", "за границей" (они отвечают на вопросы где?, куда? и пишутся раздельно) с существительным "заграница" (отвечает на вопрос что? и пишется слитно). Например: уехал за границу, жил за границей, НО работал на заграницу, писал о загранице.
  • Надо запомнить правописание следующих слов: как будто, всё-таки, то есть, так как, так что, всё равно, как бы.
  • Следует помнить, что слова с ПОЛУ- всегда пишутся слитно (полупальто, полугодие). Наречия, начинающиеся на ВПОЛ-, пишутся слитно (вполглаза, вполоборота). Существительные с приставкой ПОЛ- пишутся слитно, если корень начинается с согласной (полдома, полгода), и через дефис, если корень начинается с Л (пол-литра), с гласной (пол-арбуза), с большой буквы (пол-Москвы). Исключение: поллитровка.

Задание 15

Чтобы выполнить это задание, надо уметь определять части речи, знать и применять правила написания Н и НН в разных частях речи.

Ловушка 1

  • Очень часто ребята делают ошибки в словах "тканый", "старинный", "холстинный". Надо запомнить:
  • слово "тканый" образовано НЕ от существительного "ткань", а от глагола "ткать", следовательно, подчиняется правилу написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных (тканая рубаха, НО тканный золотом ковер);
  • прилагательное старинный образовано НЕ от слова "старый", а от слова "старина" (основа на Н + суффикс Н = НН);
  • прилагательное "холстинный" образовано НЕ от слова "холст", а от "холстина" (основа на Н + суффикс Н = НН).

Ловушка 2

Ошибки бывают связаны с неумением учеников различать омонимичные наречия, краткие прилагательные и краткие причастия. Например: поколение воспитаНо (краткое причастие) в духе национальных традиций – дитя послушно и воспитанно (краткое прилагательное) – мальчик вел себя воспитанно (наречие).

Различаем так:

  • если слово отвечает на вопрос что сделан(а,о,ы)?, имеет прямое значение и его можно заменить глаголом, то это краткое причастие – пишем всегда одну букву Н (собрание организовано активом);
  • если слово отвечает на вопрос каков(а,о,ы)?, имеет переносное значение и его нельзя заменить глаголом, то это краткое прилагательное – пишем столько Н, сколько в полной форме — прилагательном или причастии (девочка очень организованна);
  • если слово отвечает на вопрос как?, то это наречие — пишем столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано — прилагательном или причастии (собрание прошло организованно).

Надо отметить, что в случае, если слово является кратким прилагательным или наречием, рассуждение удлиняется, так как надо будет применить правило для этих частей речи.

Ловушка 3

Часто, зная правила, ребята все же затрудняются в различении прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных, потому что не могут верно определить слова, от которых они образованы. Вот несколько таких слов с исходными словами:

  • смиренный от глагола смирить, отчаянный - от глагола отчаять(ся), откровенно (близко по смыслу к слову "открытый”) от глагола открыть, изысканный - от глагола изыскать, соленый - от глагола солить, золоченый - от глагола золотить, смышленый - от глагола смыслить, беленый - от глагола белить, студеный - от глагола студить;
  • наречие "истинно" образовано от прилагательного "истинный", а оно — от существительного "истина" (основа на Н + суффикс Н = НН), а вот наречие "поистине" сразу образовано от существительного "истина" при помощи приставки ПО- и суффикса -Е-, поэтому пишем с одной Н;
  • слово "подлиННый" запоминаем.

Надо помнить, что прилагательные образованы от имен существительных, прилагательных, числительных, а причастие и отглагольные прилагательные — от глаголов. Эти части речи подчиняются разным правилам.

Я постаралась дать небольшой обзор ловушек, в которые лучше не попадаться на ЕГЭ. На самом деле их намного больше. В своих следующих публикациях я постараюсь рассказать и о них.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".