Найти в Дзене
Человек-метро

Метроитоги года. Где открыли больше всего станций метро в 2024 году?

2024-й год подходит к своему завершению, а, значит, самое время для нашей любимой рубрики "Итоги года". Для только подключившихся к доброй традиции читателей дадим небольшое пояснение -, окинув год прощальным взглядом, в этой рубрике мы вместе с вами ежегодно знакомимся с новыми станциями метро, открытыми в России, а также на постсоветском пространстве, не забыв рассказать о незавершенных еще пока подземных или не очень стройках. 2024-й год без сюрпризов. Рекордсмен опять Москва. Мощная программа метростроения, начатая в начале 2010-х годов, по-прежнему приносит свои плоды и пробует радовать москвичей и тех, кто хочет ими стать. Приобретения не самые богатые, но тем не менее они есть. Москвичи начали год с открытия в январе нового, уже двадцать второго по счету электродепо. Расположенное на западе города и названное "Аминьевское", предприятие призвано обслуживать самую большую кольцевую линию метро в мире. Соответственно, Большую кольцевую (БКЛ) московского метрополитена. Мощностей дву
Оглавление

2024-й год подходит к своему завершению, а, значит, самое время для нашей любимой рубрики "Итоги года". Для только подключившихся к доброй традиции читателей дадим небольшое пояснение -, окинув год прощальным взглядом, в этой рубрике мы вместе с вами ежегодно знакомимся с новыми станциями метро, открытыми в России, а также на постсоветском пространстве, не забыв рассказать о незавершенных еще пока подземных или не очень стройках.

По дефолту

2024-й год без сюрпризов. Рекордсмен опять Москва. Мощная программа метростроения, начатая в начале 2010-х годов, по-прежнему приносит свои плоды и пробует радовать москвичей и тех, кто хочет ими стать. Приобретения не самые богатые, но тем не менее они есть.

Есть двадцать второе!

Москвичи начали год с открытия в январе нового, уже двадцать второго по счету электродепо. Расположенное на западе города и названное "Аминьевское", предприятие призвано обслуживать самую большую кольцевую линию метро в мире. Соответственно, Большую кольцевую (БКЛ) московского метрополитена. Мощностей двух других существующих депо для этих целей, по всей видимости, недостаточно.

На не самой простой в плане рельефа площадке строители возвели более 60 зданий и сооружений. В их числе корпус на 29 канав для ремонта и обслуживания поездов, административно-бытовой комплекс, а также мотодепо и гараж.

План путей электродепо "Аминьевского"
План путей электродепо "Аминьевского"

Из-за значительного перепада высот соединительные ветви депо были выполнены на эстакадах, что также добавило уникальности проекту. Отправившись с искусственно завышенной площадки депо, поезд заезжает по сути на мост, чтобы затем резко уйти под землю. Изящно!

Эстакады служебных соединительных ветвей
Эстакады служебных соединительных ветвей

С солнечным светом и искусственным теплом

5 сентября была открыта новая станция Сокольнической линии, исторически первой трассы московского метро. Конечно, до тех самых станций 1935 года ехать от новинки - "Потапово" - как минимум добрых сорок минут. Здесь нет ни намёка на идейную связь с классикой подземного зодчества, но этого местность и не требует.

Новую наземную станцию, строившуюся, на удивление, довольно долго, разместили практически в чистом поле района Коммунарка - там в том числе благодаря "вытяжке" метро продолжается строительный бум. Новые жилые дома растут как грибы.

"Потапово", которая почти до открытия именовалась "Новомосковской" (не будем даже разбираться в этих всех московских причудах с переименованиями) выполнена в духе минимализма. Фасады станции снаружи покрыты перфорированными листами и имеют большую площадь остекления.

И хоть на линии уже были построены довольно незатейливые, почти промышленные ангары в виде "Прокшино" и "Филатова луга", новая конечная отличается в лучшую сторону. Да, а еще на ней есть отопление! Первая подобная станция, между прочим. По крайней мере на российском пространстве.

Новые объекты на схеме метро
Новые объекты на схеме метро

Опять новая линия

Практически дуплетом, чтобы, видимо, два раза не напрягать градоначальника тратами личного времени на перерезание ленточек, 7 сентября было открыто еще четыре станции. Новые "Новаторская", "Университет дружбы народов", "Генерала Тюленева" и "Тютчевская" стали первым кусочком новой Троицкой линии - проекта-долгостроя, который своим названием уже сообщает конечную точку назначения подземной трассы. В обозримом будущем ветке (нельзя так говорить!) линии предстоит пройти под землей довольно серьезный путь в бывший подмосковный город Троицк - до которого только двадцать километров по Калужскому шоссе от МКАД ехать в южном направлении.

Новая линия схематически
Новая линия схематически

Новые станции не столько экстравагантны в оформлении, хотя найти любопытные и необычные элементы вполне можно.

"Новаторская", пока конечная, является единственной связью новой линии с остальной сетью. Здесь пассажиры могу пересесть на одноименную станцию Большой кольцевой линии. Архитектурные решения станций-тезок перекликаются, подчеркивая родственную связь и настроения. Легкие желто-оранжевые оттенки в сочетании с хаотичными световыми кессонами на потолке. Ну, разве что, станция Троицкой линии выглядит более сдержано и спокойнее.

"Университет дружбы народов" говорит о месте расположения станции, однако на самом транспортном объекте тематика раскрывается лишь одним мозаичным панно на эскалаторами, но выполненным, надо отметить, в лучших традициях соцреализма - солнечный круг, небо вокруг и все, взявшись за руки, дружат, не взирая на различия. На самой же станции хаотизм в сочетании с холодными бирюзово-зелёными цветами стен и плафонов светильников.

"Генерала Тюленева". За такое название, конечно, следовало бы конкретно поговорить с человеком, принявшим решение о таком названии. Конечно же, Герой СССР Иван Владимирович Тюленев тут персонально не причем. Более того - станция находится буквально под одноименной улицей, но почему нельзя было назвать станцию "Улица Генерала Тюленева"? Но, я вроде бы обещал не лезть в топонимику, поэтому прошу прощения!

На мой исключительно субъективный взгляд - это самая интересная станция в части художественного оформления. Есть и посвящение известному советскому военачальнику над эскалаторами в виде стеклянного графического панно, но в большей степени привлекает внимание эстетика оформления платформенного зала с применением косых линий и асимметричной композиции.

Иван Владимирович Тюленев
Иван Владимирович Тюленев

"Тютчевская" - завершающая нота пускового сентябрьского аккорда. По своему оформлению станция вполне может посоревноваться с соседней генеральской станцией и в сети приходилось слышать больше восторженных возгласом именно про "Тютчевскую".

И это вполне оправдано - стильный наземный вестибюль, цитаты русского поэта-классика на путевых стенах и полустеклянные колонны. Хотя последнее, на взгляд бывалого тоннельщика, скорее спорное решение. Пока всё новое - будет выглядеть действительно красиво, но при появлении высолов и протечек такое украшение станет скорее головной болью эксплуатирующей службы.

Наземный вестибюль станции "Тютчевская"
Наземный вестибюль станции "Тютчевская"

Казалось бы, неплохой старт для новой линии - 4 станции. Можно запастись терпением и ждать открытия нового участка Троицкой в ближайшей перспективе.

Однако, перспектива оказалась настолько ближайшей, что еще 3 станции линии-новинки успели открыть под занавес еще этого года. На самом деле участок из семи станций начали строить одновременно, но на конечном этапе было принято решение разделить участок на два пуска. Больше пусков - больше красных ленточек - больше радости!

Так, 28 декабря 2024 года для пассажиров открылись "Корниловская", "Коммунарка" и "Новомосковская".

Описывать детально каждую не будем, а просто посмотрим и, конечно, порадуемся.

Платформа станции "Корниловская". 28 декабря 2024 год. Источник: raenza.ru
Платформа станции "Корниловская". 28 декабря 2024 год. Источник: raenza.ru
Станция "Коммунарка" в день открытия - 28 декабря 2024 года. Источник: raenza.ru
Станция "Коммунарка" в день открытия - 28 декабря 2024 года. Источник: raenza.ru
Станция "Новомосковская" - пересадка на одноименную станцию Сокольнической линии. 28 декабря 2024 года. Источник: raenza.ru
Станция "Новомосковская" - пересадка на одноименную станцию Сокольнической линии. 28 декабря 2024 года. Источник: raenza.ru

Закрыть, чтобы открыть

Обычно в этой рубрике мы не обсуждаем закрытия станций на ремонт. Не будем делать это и на этот раз, но отметим, что 22 июня 2024-го года в Москве закрыли две станции метро Большой кольцевой линии и совсем не для ремонта.

Речь идёт не о станциях того самого кольца-гиганта, а о "Шелепихе" и "Деловой центр", которые располагались на ответвлении к району небоскребов Москва-сити.

Закрытие вилки БКЛ со станциями "Деловой центр" и "Шелепиха"
Закрытие вилки БКЛ со станциями "Деловой центр" и "Шелепиха"

Станции не будут не ремонтировать и закрыли их для того, чтобы у метростроителей появилась возможность интеграции этого хвостика-рудимента в состав новой строящейся Рублёво-Архангельской линии, первый участок которой запланировали открыть уже в 2026 году.

Многострадальный институт

Как многие догадались - это, конечно, про Санкт-Петербург и долгожданную новую станцию метро "Горный институт", открытую под самый занавес года, 27 декабря. В лучших традициях ленинградского-петербургского метростроя-метрополитена.

Новинка на схеме
Новинка на схеме

Новости и спекуляции о станции то и дело всплывали в местных средствах массовой информации. Сроки пуска неоднократно переносились, но понять повышенное внимание петербуржцев можно - новые станции подземки открываются настолько редко (в последний раз это было более пяти лет назад), что уже никакого терпения не хватает.

Эскалаторный зал станции "Горный институт" за несколько ней до пуска. Источник: TG канал Подземник
Эскалаторный зал станции "Горный институт" за несколько ней до пуска. Источник: TG канал Подземник

Подробно станцию и весь участок мы не единожды обсуждали на канале, поэтому просто сфокусируемся на главном. "Горный институт" получился красивым, но при этом в том пресловутом петербуржском стиле, за который, впрочем, городскую подземку часто критиковали. Мол, приелись все эти ваши однообразные мозаики от одной конторы, перманентная тяга к классицизму и скромной цветовой палитре.

Но встанем грудью на защиту - на "Горном институте" чувствуется вкус и такт. Название обязывало подчеркнуть связь с одним из старейших образовательных учреждении страны и сделано это было с уважением и большим числом интересных деталей, которые будет интересно изучать пассажирам последующие годы и десятилетия.

Центральный зал станции "Горный институт" в день открытия, 27 декабря 2024 года. Автор фото: Никита Мурдасов
Центральный зал станции "Горный институт" в день открытия, 27 декабря 2024 года. Автор фото: Никита Мурдасов

В центральном зале имеются черно-белые мозаики, отражающие горнодобывающий промысел отечества и красоты природы, а также прекрасный вид, почти фотография, набережной Лейтенанта Шмидта с кранами Балтийского завода и ледоколом Красин (от вестибюля новой станции до набережной несколько сотен метров).

Мозаика, выполненная в флорентийском стиле и изображающая современный вид набережной лейтенанта Шмидта. Автор снимка: Алексей Филяков
Мозаика, выполненная в флорентийском стиле и изображающая современный вид набережной лейтенанта Шмидта. Автор снимка: Алексей Филяков

Самой же, на мой взгляд, восхитительной деталью оформления стало панно над эскалаторным тоннелем. Это самый настоящий горный разрез, лава и есть две фигуры шахтёров, у которых даже светятся фонарики-налобники. Восторг!

Шахтёры -покорители подземных пространств. Автор фотографии: Максим Фомичев
Шахтёры -покорители подземных пространств. Автор фотографии: Максим Фомичев

Насколько вся эта красота проработает мы не знаем. Есть печальные примеры выключения подсветок спустя пару суток после пуска (привет вестибюлю "Спасской" и его колоннам), но будем надеяться, что пристальное и внимательное око студентов и преподавателей Горного университета позволит держать работников метро в тонусе уважения.

Формально, пуском одного "Горного института" не ограничилось. Пассажиры петербургской подземки получили еще одну диковинку - станцию "Театральная". Работы по ней велись параллельно, но в виду проблем с выбором места размещения вестибюля станцию пока будем проезжать без остановки.

Центральный зал станции "Театральная"
Центральный зал станции "Театральная"

Насколько долго - не знаем. Но полюбоваться красотой уже можно - тут даже на люстры не поскупились и бра. Вообще нонсенс! Такого не было почти полвека в подземке города на Неве.

Боковой станционный зал станции "Театральная" из окна поезда. 27 декабря 2024 г. Автор снимка: Василий Гвоздев
Боковой станционный зал станции "Театральная" из окна поезда. 27 декабря 2024 г. Автор снимка: Василий Гвоздев

Шестая

Уже в следующем 2025-м году горожане ждут пуск еще одной подземной легенды - первых двух станций шестой линии. Из-за двойного перепроектирования пересадочного узла и, соответственно, потери значительного времени, сдать в 2024-м году участок с "Юго-Западной" и "Путиловской" не удалось.

Тем не менее довольную высокую степень готовности можно оценить уже невооруженным глазом - по обоим адресам станций высятся вестибюли, а благодаря инсайдерским фотографиям можем оценить, что платформы и залы практически отделаны.

И если есть порох, дай и огня споры окажет ли реальную пользу такой смешной, короткий участок для решения транспортных проблем Юго-Запада Петербурга, то признаем факт - начало новой линии будет положено. Тем более Метрострой Северной столицы уже начал строить следующий участок - в сторону Автовокзала на Обводном канале.

Каменный богатырь

Осенью 2024-го года метростроители взялись за организацию строительной площадки будущей новой конечной станции Невско-Василеостровской линии - "Каменка", которая разместится под перекрестком Комендантского и Шуваловского проспектов. Еще раньше подрядчики вышли на площадку демонтажного котлована, в который в следующем году придёт исполинская тоннелепроходческая машина.

На момент написания статьи механизм уже вовсю вгрызался в мягкий неустойчивый грунт Юнтоловского заказника (вернее, того, что от него осталось), пугая непривычных местных жителей внезапными глинистыми гейзерам из-под земли и даже из под воды.

Гейзер бентонитовой глины, свидетельствующий о движении проходческого щита между будущими станциями "Богатырская" и "Каменка". Ноябрь 2024 года. Источник: сообщество ВК "Наш Приморский район"
Гейзер бентонитовой глины, свидетельствующий о движении проходческого щита между будущими станциями "Богатырская" и "Каменка". Ноябрь 2024 года. Источник: сообщество ВК "Наш Приморский район"

Таким образом, констатируем факт - готов перегонный тоннель от "Беговой" до "Богатырской" (это вторая станция этого участка), а механизированный щит уже пошёл на следующий перегон. На "Богатырской" уже закончен контур из стены в грунте, а, значит, в следующем году можно уже раскапывать котлован. Станция будет неглубокой. Сроки пока прежние - 2028 год.

Минск

Трэцяя лінія

Тут понятно и без перевода. В прошлых выпусках итогов мы уже обсуждали это продление и вот настало время его открывать.

-31

31 декабря, буквально под ёлочку в столице Беларуси открылись три новые станции: "Аэродромная", "Неморшанский сад" и "Слуцкий гостинец". Каждая по своему интересна и хороша.

Новые станции на схеме линий
Новые станции на схеме линий

Вот взять "Аэродромную". Наверх выйдешь и невольно задашь вопрос, собственно, а где самолеты? Кругом многоэтажки, да широкие проспекты. Но это лишь для гостя Минска, коренной же житель всегда напомнит, что в месте расположения станции с 1933 года функционировал самый настоящий аэропорт - Минск-1. Тем не менее, зажимающий кольцом быстрорастущий город не позволил развивать площадку - принимать крупнофюзеляжные самолеты здесь было невозможно, что стало поводом для строительства более современного аэропорта, соответственно, Минск-2 на юго-восточной окраине города. В 2019-м от прежней авиационной площадки почти не осталось и следа, но память места всё же решили сохранить хотя бы в названии станции метро. В общем, "Аэродромная" - это про авиацию. Односводчатый тип довольно удачно сочетается с архитектурной задумкой-посвящением.

"Неморшанский сад" - это уже колонная станция, которой предстоит стать популярной среди посетителей взрослой и детской больниц, реабилитационного центра травматологии и ортопедии, колледж искусств. И, кстати, улыбки относительно доступности станций для маломобильных пассажиров напрасны - на всех новых станциях установлены лифты, позволяющие не использовать лестницы и специально обученных и крайне полезных атлетов на ставке.

Что касается оформления, то тут пассажиров встретит довольно приятный минималистичный лесной орнамент. На местности когда-то находилась усадьба помещиков Неморшанских и в их владениях был красивый лес, большую часть которого, к сожалению, пришлось вырубить при прокладке Либаво-Роменской железнодорожной магистрали дороги в 1873 году. Полной утрате красивого парка с редкими породами деревьев и роскошным садом поспособствовали революционные события 1917 года, но память теперь будет сохранена ещё и станцией метро.

"Слуцкий гостинец" почему-то в белорусской прессе называют самой скромной в оформлении станцией из всей тройки и, похоже, что так оно и есть. Тем не менее найти интересные детали удастся и здесь - например, отсылку к национальному орнаменту, который формируется синими и оранжевыми трубками-светильниками, создающих различные геометрические узор. Это нечто иное, как посвящение известным слуцким поясам, которыми славится один из областных центров Минской области, собственно город Слуцк. В отделке также использованы листы нержавеющей стали, гранитом и керамогранит василькового цвета.

Параллельно со стройкой нового участка возводилось и новое электродепо. Его пока не открывают, но сделают это уже в 2025-м году. Нормальная практика.

Минские метростроители уже приступили к стройке следующего участка третьей линии. На этот раз в северном направлении. До 2029-го планируется построить четыре новые станции - серьезная заявка: "Парк Дружбы народов", "Комаровская", "Переспа" и "Профсоюзная".

Ташкент

11 марта 2024 года в столице Узбекистана открыли две новые станции четвертой линии: "Турон" и "Кипчак".

Схема Ташкентского метро с двумя новыми станциями. Источник: https://tashmetro.uz/
Схема Ташкентского метро с двумя новыми станциями. Источник: https://tashmetro.uz/

Обе находятся на поверхности земли (субтропический континентальный климат благо позволяет) и интерес представляет, пожалуй, "Кипчак", так как она позволяет осуществить пересадку на станцию "Чинор" Чиланзарской линии (первой).

Станция "Кипчак". Автор: Gemini
Станция "Кипчак". Автор: Gemini

Даже тут наши уважаемые коллеги смогли удивить - несмотря на близость станций друг к другу (фактически, эстакада одной линии пересекает наземный участок второй) сделать комфортную пересадку на удалось. Пассажирам приходится платить заново.

Как так получилось, наверное, лучше расскажут местные жители, но со стороны северных болот всё-таки кажется, что оптимальное решение существовало. Просто немного подороже.

Заодно одним глазком посмотрим на вторую станцию - "Турон". Без изысков - ангар на ножках.

На этом, похоже, метростройка Ташкента вновь встает на неопределенную паузу. Новые участки не начаты.

Не открывают, но хотя бы строят

И к нашей общей радости есть и такие примеры городов, где может не очень быстро, но, тем не менее, подземка пытается развиваться.

Казань

И прежде всего вспомним самый молодой российский метрополитен в столице Республики Татарстан. Первую очередь подземки открыли в 2005 году. Тогда это было всего пять станций, а за последующие почти двадцать лет построили еще 6 станций. Таким образом, казанцы смогли закончить первую линию, простирающуюся с юга на север города, а сейчас планомерно реализуют следующий, не менее масштабный проект по строительству второй линии.

Схема казанского метрополитена со строящимся и перспективным участком
Схема казанского метрополитена со строящимся и перспективным участком

Начавшись на южной окраине Казани (нонсенс, конечно), первая очередь второй линии пойдет в северо-восточном направлении вдоль густозастроенного спального района Азино.

Сейчас строится четыре станции - "100-лет ТАССР", "Академическая", "Зилант" и "Тулпар".

Для города, не имеющего бюджеты Москвы или хотя бы Санкт-Петербурга, это довольно серьезная заявка, с которой, впрочем, Казань способна справиться.

Строить участок начали в 2020-м году. По состоянию на конец 2024 года на участке длиной 5,37 км раскрыты котлованы всех станций и пройдено 5 из 6 перегонных тоннелей.

Самой, насколько это можно сказать, готовой станцией является "Тулпар" - там успели перекрыть своды платформенного участка, выполнили частичную обратную засыпку и даже начали монтировать рельсы в оборотных тупиках, однако на других трёх станциях остаётся выполнить довольно большой объем работ - возвести, например, основные железобетонные конструкции.

Но по срокам казанских метростроителей сильно не гонят. Дата сдачи прежняя - 2027 год. Времени достаточно.

Согласно новому видению городских транспортных чиновников далее новая линия направится в западном направлении. Две новые станции уже находятся в стадии проектирования.

Нижний Новгород

Две новые станции в нагорной части

В Нижнем Новгороде полным ходом идёт строительство двух станций метро на продолжении Автозаводской линии. Вот здесь как раз сроки поджимают - сдать собираются уже в 2026-м году, а начали стройку, в отличие от Казани, существенно позже.

Схема линий Нижегородского метрополитена
Схема линий Нижегородского метрополитена

Какой сейчас расклад? Котлован будущей конечной "Сенной площади" полностью раскрыт, из его торца был запущен тоннелепроходческий комплекс, который успел преодолеть практически половину расстояния до следующей станции "Площадь Свободы" - 690 метров на конец ноября 2024 года.

Котлован станции "Сенная площадь"
Котлован станции "Сенная площадь"

На промежуточной станции "Площадь Свободы" пока, к сожалению, так и не были начаты работы по раскрытию котлована станции, но по крайней мере была огорожена площадка, проведены непростые мероприятия по выносу инженерных сетей и к концу года активно велись работы по строительству демонтажной камеры для приёмки тоннелепроходческого щита.

Строительная площадка станции "Площадь Свободы". Ноябрь 2024 года
Строительная площадка станции "Площадь Свободы". Ноябрь 2024 года

С непредвиденными сложностями столкнулись метростроители и на третьей площадке, недалеко от тупиков действующей станции "Горьковская" - во время проходки котлована для монтажа проходческого щита там возникли подвижки грунта и, как следствие, просадки одного здания, из-за чего работы пришлось приостановить.

Третья строительная площадка у тупиков станции "Горьковская"
Третья строительная площадка у тупиков станции "Горьковская"

Негативно на сроки возведения сказалось и странное поведение контрагента, который сперва согласился дать в аренду два проходческих комплекса. Механизмы успели доставить в Нижний Новгород, но в работу их не запустили и в ноябре 2024-го контракт был расторгнут.

Удастся ли построить намеченное за оставшиеся два года? При текущем раскладе маловероятно.

Сормово

Как мы уже рассказывали в прошлых выпусках, в Нижнем Новгороде намечается строительство еще одной станции - "Сормово". Контракт на проектирование и строительство был заключён в 2022 году, а срок сдачи - в 2026-м. Сормовская линия должна наконец-то дойти до Сормово. По спутниковому снимку несложно оценить потребность:

Грядущее продление Сормовской линии в Сормово
Грядущее продление Сормовской линии в Сормово

Работы по строительство в 2024-м не начались.

Самара

При этом приятными темпами радует стройка метров в другом городе на реке Волга - Самаре. Там, как известно, метро маленькое, людей перевозит немного, но город не оставляет попытки вдохнуть в подземку вторую жизнь, доведя её до исторического центра, закончив первую линию новой станцией "Театральная".

Схема самарского метро с перспективным продлением
Схема самарского метро с перспективным продлением

Что нового в 2024-м году? А вот один из двух перегонных тоннелей завершили как раз к концу года, а на самой станции уже практически завершены крупные общестроительные работы - теперь дело за монтажом оборудования и отделкой.

При таких ударных темпах мы верим - сдаче в 2026 году вполне быть.

Красноярск

Несбывшийся советский метрополитен начинается потихоньку сбываться в виде новой трамвайной скоростной системы. Проектировщики нового проекта, к частью, смогли обосновать сохранение бесценных (во всех смыслах) тоннелей, пройденных десятилетия ранее для "классического" метро на большой глубине.

Красноярский метротрам. Красный цвет - первая очередь
Красноярский метротрам. Красный цвет - первая очередь

По концам трассы первого этапа, на северо-западе и северо-востоке линия метротрама будет всё-же подниматься как можно ближе к поверхности, чтобы затем за пределами исторической части города пойти уже обособленно по улице на выделенном полотне.

Подготовительные работы на строительной площадке одной из станций будущего метротрама в Красноярске. 2024 год
Подготовительные работы на строительной площадке одной из станций будущего метротрама в Красноярске. 2024 год

Справочно: первая очередь красноярского метротрама будет состоять из 6 станций, из которых 4 будут под землёй. В 2024-м году по всем площадкам были выполнены изыскания, выставлены ограждения, демонтированы малые архитектурные формы и растительность. А где-то уже и шла проходка - до конца 2024-го года два проходческих комплекса уже выполнили строительство почти километра перегонных тоннелей.

Сроки стоят довольно жёсткие - 2026 год. Вероятность соблюдения их не самая высокая, но темп работ выглядит довольно активным. По крайней мере по фотографиям и отчетам.

Киев

Это, конечно, звучит невероятно, но в сложившихся условиях в столице Украины продолжается стройка метрополитена. Это продление Сырецко-Печерской линии на северо-западе города с двумя станциями "Мостицкая" и "Варшавская".

Две строящиеся станции на схеме киевского метро
Две строящиеся станции на схеме киевского метро

Строительство начали в 2019-м году, но спустя три года оно было заморожено. На тот момент был готов один перегонный тоннель от действующей конечной станции "Сырец" (которая еще и на большой глубине расположена) до котлована будущей "Мостицкой" - там к сборке конструкций станции приступить не успели, однако уже был котован.

Котлован будущей станции "Мостицкая". Сентябрь 2024 года
Котлован будущей станции "Мостицкая". Сентябрь 2024 года

На второй станции под проектным названием "Варшавская" не успели даже выкопать котлован (обе станции участка будут на малой глубине заложения), однако серьезный объем работ провели по перегонному тоннелю между двумя будущими станциями.

Стоит обратить внимание на довольно непривычное техническое решение - из-за близкой высотной застройки было принято решение расположить один путь над другим, что потребовало создания эдакой монолитной этажерки на значительной части перегона. Пришлось строить довольно протяженную и глубокую траншею-котлован.

Конструкции двухярусного перегонного тоннеля между станциями "Мостицкая" и "Варшавская"
Конструкции двухярусного перегонного тоннеля между станциями "Мостицкая" и "Варшавская"

Во время заморозки работ за брошенными объектами практически не было надзора, благодаря чему сооружения стали местом паломничества блогеров. Тем не менее, в августе 2024-го года Киевский метрополитен заключил соглашение с новым подрядчиком и строительство продолжилось. Срок ввода - до мая 2027 года. Без прогнозов.

Новосибирск

Ну и напоследок, под оброй традиции помянем Новосибирск. Ситуация анекдотичная, но жителям города уже не смешно. Рассказывать о грядущем открытии новой, четырнадцатой по счёту станции "Спортивная" мы начали в нашем дайджесте еще в конце 2020-го года.

Тогда ничто не предвещало беды - станция ведь наземная. Даже надземная, на действующем перегоне в бывшей пойме реки Обь, а, значит, недорогая и по идее быстрая по срокам строительства.

Станция "Спортивная". Снимок 2023 года. Автор: Алексей Соболев
Станция "Спортивная". Снимок 2023 года. Автор: Алексей Соболев
Коротко напомним, что строительство станции метро было сопряжено с предстоящим открытием новой ледовой арены в непосредственной близости от существующей трассы метрополитена.

Подготовительные работы к строительству станции начались еще летом 2019 года, а спустя три года - к концу 2022-го станция была уже фактически готова. Строители закончили отделку, смонтировали эскалаторы, раздвижные автоматические створки и даже смонтировали вывески с логотипом новосибирской подземки и названием станции. Но что-то пошло не так и станцию не открыли.

В июле 2023 года прокуратура Новосибирска сообщила, что были обнаружены нарушения при строительстве станции на 200 млн рублей. До этого было задержано руководящее лицо, курировавшее стройку новой станции, а также стало известно, что реализованные решения не соответствуют проектной документации (по всей видимости очень серьезно не соответствуют).

Как итог - в 2024-м году контракт с исходным подрядчиком был расторгнут и заключен с другим. По последним сведениям открытие станции намечено на конец июля 2025-го года - аккурат ко дню города Новосибирска. Получится или нет - загадывать не будем, а пока на станции объявлен режим повышенной готовности, а также проводятся антитеррористические учения.

Города, где о новом метро пока только мечтают

А таких, к сожалению, много. Удивительно, но в этот перечень в этом году попала столица Азербайджана - по непонятным для автора причинам динамичное развитие подземки Баку остановилось. При этом были амбициозные планы, выполнены проектные работы и даже сверх этого - метро реально строилось. К настоящему моменту в Баку в разной степени готовности имеется три станции метро - одна практически полностью законченная в конструкциях на южном конце третьей линии, а также раскрытые котлованы для двух других станций. Но пока на этом всё.

По известным причинам брошено строительство трёх станций в Днепре.

Не строят метро в Екатеринбурге, Алма-Ате, Харькове, Ереване и Тбилиси.

Но засияла надежда в Челябинске - под конец года стали приходить вести о прохождении государственной экспертизой ряда проектных решений, которые позволят уже в 2025-м году приступить к строительству подземного скоростного трамвая. Когда-то в Челябинске планировали и даже начали строить полноценный метрополитен - построили несколько километров тоннелей и даже приступили к двум станциям, но затем из-за нехватки средств проект на долгое время законсервировали. Но теперь вместо метро будет трамвай, что, наверное, тоже неплохо.

Каким получится 2025-й год для метрополитенов на постсоветском пространстве узнаем через год в ежегодной рубрике канала "Человек-метро". Спасибо за ваше внимание и до встречи в эфире! Расскажите в комментариях какая из открытых или строящихся станций впечатлила вас больше всего!

Поддержите, пожалуйста, канал своей подпиской, если вам понравился материал.