Найти тему
Человек-метро

Великий дирижёр против метро под Мариинским театром. Напрасны ли опасения Гергиева?

Оглавление

История противодействия бессменного художественного руководителя Мариинского театра, народного артиста Российской Федерации Валерия Гергиева строительству востребованной станции метро в Санкт-Петербурге известна не один год.

Летом 2020 года известный российский дирижёр высказал опасения касаемо планируемых городом конкурсных процедур для старта проектирования вестибюля строящейся станции "Театральная".

Долгий путь к метро

Напомним, что многострадальный участок Правобережной линии строится уже с осени 2014 года и толькоспустя десятилетие, наконец-то, состоится его пуск. В состав почти 4-х километрового продления оранжевой линии входит две станции - конечная "Горный институт" на Васильевском острове и виновница торжества - "Театральная". Само название, которое было определено для перспективной станции в этом районе еще в советские годы, говорит о близости к театру - Мариинскому театру, являющегося крупнейшим и наиболее престижным культурным центром России.

Текущая транспортная доступность Мариинского театра от ближайших станций метро
Текущая транспортная доступность Мариинского театра от ближайших станций метро

Обратим внимание - чтобы сейчас добраться до Мариинского театра у заядлого театра уйдет примерно 20 минут неспешной ходьбы или минут 10, если подождать и удачно воспользовать автобусом.

Вроде бы расстояние несущественное. Однако, если посмотреть немного шире, то, конечно, одним театром район не ограничивается - так исторически сложилось, что значительная часть Адмиралтейского района транспортом охвачена довольно плохо, в особенности восточная. В частности в муниципальном округе Коломна, в котором находится Мариинский театр, проживает не много не мало 35 тысяч жителей и это без учета так называемой маятниковой миграции - студентов многочисленных учебных заведений и работники фирм и организаций, которые прибывают по утру и вечером разъезжаются по домам. И это мы еще не говорим про прочие культурные пространства типа Новой Голландии, которые дополнительно привлекают большое количество людей по выходным и праздникам.

-3

В общем, спору нет - метро там нужно. И нужно было довольно давно. Несмотря на различные планы и перспективные схемы, разработаные еще в при СССР, к строительству смогли подойти только в XXI веке.

В нулевые годы станцию у Мариинского театра рассматривали в качестве единственной точки для продления Правобережной линии от еще тогда не построенной "Спасской", однако к концу десятилетия городские планы поменялись в сторону укрупнения нового участка.

Фрагмент схемы петербургского метрополитена образца 2012 года
Фрагмент схемы петербургского метрополитена образца 2012 года

Помимо "Театральной" в состав пусковой очереди также была включена станция под рабочим названием "Большой проспект" на Васильевском острове - в общем-то, тоже обделенном метрополитеном крупнонаселенном районе Санкт-Петербурга. Дополнительно в титул проекта взяли и следующий участок, чтобы, что называется, "два раза не вставать" - в проекте проработали станцию на Наличной улице у Ленэкспо и на территории едва намытых новых территорий, известных под маркетинговым брендом "Морской фасад".

Новый участок Правобережной линии на аэрофотоснимке
Новый участок Правобережной линии на аэрофотоснимке

Выход преткновения

Проблема с выходом "Театральной" вырисовывалась уже с самого начала строительства станции в 2015 году. Город смог утвердить площадку для размещения рабочего шахтного ствола №574 - через него и велось строительство перегонных тоннелей и основного комплекса станции, однако запланированный проектировщиками подземный вестибюль, выходящий непосредственно на угол улиц Декабристов и Глинки, так и не был согласован, хотя и был самым логичным - строительство эскалаторного тоннеля, расположенного по оси улицы, оказало бы самое минимальное влияние на фундаменты исторических зданий вблизи.

Визуализация первоначального варианта размещения вестибюля станции "Театральная". Источник: Подземный эксперт
Визуализация первоначального варианта размещения вестибюля станции "Театральная". Источник: Подземный эксперт

Примечательно, что проектирование участка от "Спасской" до "Большой проспекта" (станция откроется под другим названием - "Горный институт") совпало на действие такой редакции строительных норм и правил, которые предписывали проектировать станции метро сразу с двумя выходами на поверхность - для возможности создания второго эвакуационного коридора на случай чрезвычайных ситуаций и, по совместительству, для создания большей зоны пешеходной доступности станции.

-7

Соответственно, на "Театральной" с самого начала был определен и второй вестибюль, на этот раз наземный, которому было суждено заменить собой довольно спорное по архитектурной ценности типовое блочное здание Дома быта, на Лермонтовском проспекте 1/44.

Достойный образчик петербургской архитектуры в самом центре Северной столицы
Достойный образчик петербургской архитектуры в самом центре Северной столицы

Стройку участка, равно как и станции "Театральная", решили вести в любом случае - уже одна только конечная станция на Васильевском острове оправдывала и обосновывала продление оранжевой линии, да и проектировщики с ответственными городскими представителями, наученные горьким опытом, отчетливо понимали, что непостроенную в нужном месте станцию на действующий участок уже потом никто не вклинит (за всю историю советских-российских метрополитенов такая операция была проделана лишь дважды - в Москве и Киеве).

В первые годы строительства город не скрывал надежд на то, что успеет решить имущественно-правовые и прочие вопросы и сможет если не совместить сдачу участка с одновременным открытием вестибюля "Театральной", то хотя бы максимально сократить отставание - как это было, например, на "Звенигородской" или "Обводном канале" (там, напомним, с момента начала движения поездов до открытия собственных вестибюлей прошло, соответственно, 1 и 2 года).

В общем-то, кажется очевидным - не получается согласовать основной подземный вестибюль у театра - строй второй на Лермонтовском. Но и тут тоже возникла заковыка - собственник Дома быта выступил категорически против сноса своего здания.

Построенное в 1969 году здание типового комплекса бытовых услуг было приватизировано в начале девяностых и на протяжении последних 30-ти лет на удивление сохраняло свое назначение, не превратившись, например, в офисно-деловой центр или что-то совершенно иное. Бесменный и уже достаточно пожилой генеральный директор компании-собственника, который прошел вместе с домом из одной эпохи в другую, отмечает крайнюю востребованность бытового комплекса, как не имеющего альтернатив в адекватной районной близости - здание с суммарной площадью почти в 6 тысяч квадратных метров предоставляет услуги аренды для более ста арендаторов.

Помимо привычной "Пятёрочки", занимающей первый этаж, в Доме быта на Лермонтовском можно воспользоваться услугами химчистки (работающей здесь, к слову, более 30 лет), отремонтировать обувь и одежду, сделать копию утраченных ключей и даже поучиться игре на духовых инструментах (в общем-то типичный такой Петербург!). Были даже собраны жалобы от переживающих пользователей бытового комплекса - по сообщению представителей компании-собственника их было подано более двух с половиной тысяч.

Дирижёр задает паузу

В августе 2020 года в совершенно несвойственном для себя амплуа в информационную повестку петербургских новостей ворвался Валерий Гергиев - руководитель государственного Мариинского театра, который достаточно резко осудил стремление построить выход со станции "Театральная" непосредственно у исторического здания. Политику руководства Петербурга, позволившую строить подземное сооружение вблизи исторического здания, директор театра и вовсе назвал «бездумной» и «глупой».

По мнению прославленного дирижёра появление подземного вестибюля изуродует облик пространства у театра (!), а также такое строительство создаст реальную угрозу разрушения Мариинского театра и Консерватории. Помимо это было сообщено, что в перекрытиях здания исторической сцены фиксируются трещины, которые могут быть свидетельством работ по строительству станции.

Несмотря на ряд экспертных оценок, которые однозначно не подтверждали такие опасения, уже в сентябре
2020 года губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов неожиданно сообщил, что город отказывается от размещения вестибюля вблизи театра и, как подтверждение этим намерениям, в конце этого же года Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ), курировавший в то время вопросы строительства и реконструкции метрополитена, инициировал распоряжение о подготовке проекта планировки территории - небольшой, но ключевой по значимости этап работ, предшествующий началу реального проектирования.

Согласно этому документу первый выход со станции "Театральная" должен расположиться на месте Дома Быта, который придется снести для проходки эскалаторного тоннеля. В 2021-м году был определен и подрядчик для разработки проекта - компания ООО «ТранспроектИнжиниринг».

Выход со станции "Театральная" в вестибюль на месте Дома Быта на Лермонтовском проспекте
Выход со станции "Театральная" в вестибюль на месте Дома Быта на Лермонтовском проспекте

В этой истории будет справедливо отметить, что помимо скандальных выходов непосредственно к театру и на место Дома быта рассматривалось как минимум еще 8 (!) альтернативных вариантов и летом 2022 года в телеграм-канале КРТИ было устроено даже голосование, в ходе которого, что совсем неудивительно, победил вариант в непосредственной близости от Мариинского театра - удобно же!

Схема с 8 дополнительными вариантам размещения вестибюля станции "Театральная"
Схема с 8 дополнительными вариантам размещения вестибюля станции "Театральная"

Важно отметить, что победивший вариант всё-таки имел отличия от первоначального - памятуя опасения художественного руководителя Мариинки, подземный вестибюль сдвинули немного восточнее, чтобы подуличные спуски оказались уже в районе Театрального сквера и небольшой автозаправочной станции.

Вариант №1 с подземным вестибюлем под Театральным сквером
Вариант №1 с подземным вестибюлем под Театральным сквером

Несмотря на выбор большинства, предпочтение было отдано более дорогостоящему варианту - на месте Дома быта. В 2023 году город озвучил намерение об изъятии здания с выплатой собственникам компенсанции на уровне 1 млрд рублей, что по мнению последних являлось недостаточной суммой для покрытия убытка. В качестве компромиссного решения генеральный директор АО "Услуга", управляющий Домом быта, предлагал встречное условие - согласиться на снос здания в обмен на площади в новом здании над вестибюлем метро, но такое решение не устроило уже городских чиновников - по всей видимости, на примете могут иметься более достойные претенденты.

И вроде бы можно выдохнуть и ждать окончания всех бюрократических процедур, но в апреле 2024 года неравнодушный к вопросам метростроения художественный руководитель Мариинского театра внезапно вновь выразил обеспокоенность относительно еще незаконченной станции метро "Театральная".

"Где-то месяцев девять назад мы стали испытывать огромное волнение после того, как бездумная, глупая, чтобы не сказать вредительская политика руководства города, давшего разрешение строить метро непосредственно под Мариинским театром, дала о себе знать. Хотя у нас был шанс обойтись без этого. И предыдущим руководством города мне были даны всяческие гарантии того, что ничего бурить под театром не будут", — из интервью Валерия Гергиева "Российской газете".

В этой связи многие профессиональные подземные строители, наверняка, развели руками и что-то однозначно подумали, чего не стоит произносить вслух. Для лучшего понимания поможет вот такая схема:

Выработки метро красного цвета давно построены
Выработки метро красного цвета давно построены

Как можно заметить, всё, что можно было, метростроители уже построили, причем еще достаточно давно - подходной тоннель под самим зданием театра был пройден за несколько лет до первых претензий господина Гергиева, а "тело" самой станции и вовсе находится за пределами исторического здания.

Компания подрядчик - ООО "Метрострой Северной столицы" - довольно оперативно опубликовала релиз, в котором тактично поддержала переживания руководителя театра, однако заверила, что текущие работы на станции не имеют связи с вибрациями.

Отделочные работы на станции "Театральная" в конце апреля 2024 года
Отделочные работы на станции "Театральная" в конце апреля 2024 года

И это вполне обосновано - сейчас на станции идут отделочные и пусконаладочные работы, монтируются навесные потолки, стеновые панели и невероятной красоты стеклянные витражи, которые будут обрамлять проемы между залами.

Назвать такие работы совсем бесшумными нельзя, однако глубина в 60 с лишним метров способна заглушить и не такие звуки - все-таки 25-ти этажный дом из глины и прочих пород!

Отметим лишь, что при реальных проходческих работах воздействие на грунтовый массив может быть и серьезнее, однако все такие сложные операции давно позади. К тому же, как мы выяснили, сама станция под театром совершенно не находится. Поэтому опасения великого дирижера, к счастью, напрасны.

Старое и новое здании Мариинского театра
Старое и новое здании Мариинского театра

Удивительна эта история недоверия еще и тем, что когда-то именно метрострой в качестве субподрядчика занимался возведением, чего бы вы подумали, ответственной подземной части второй сцены Мариинского театра.

Невероятно сложный инженерных комплекс работ по созданию цокольных этажей в непосредственной близи от исторического здания, да и еще и в паре метров от Крюкова канала, был выполнен профессионально - ни одно здание, включая театр, не развалилось и не рухнуло.

С"старой"фотографировано из окна "старой" мариинки. Оцените близость подземной стройки
С"старой"фотографировано из окна "старой" мариинки. Оцените близость подземной стройки

При этом петербургским метростроителям не в первой решать действительно сложные и уникальные задачи по строительству подземных сооружений в самом сердце Санкт-Петербурга в окружении архитектурных памятников - имеется и соответствующий опыт и современная техника.

Давайте вспомним хотя бы вестибюль станции метро "Адмиралтейская" - всего за год с небольшим метростроевцы смогли аккуратно демонтировать расселенный жилой дом, единственный, который можно было снести в виду отсутствия исторической ценности (был сильно поврежден в годы Блокады без последующего возврата к исходному виду при восстановлении), построили достаточно глубокий котлован, чтобы смонтировать уникальный импортный проходческий комплекс, и затем с помощью него прошли 116-метровый эскалаторный тоннель. И все это практически под Невским проспектом, где каждый дом на вес золота во всех смыслах!

Или еще более близкий пример - сооружение второго выхода со станции "Спортивная". Там тоже, как и на "Театральной" изначально, был запланирован подземный вестибюль. Долгие годы ушли у проектировщиков на выбор и согласование места размещения вестибюля, чтобы не подвергнуть опасности здания. Пикантности истории добавляла близость достаточно глубокой Малой Невы , а также опор и устоев Тучкова моста.

27 мая 2015 года, в день празднования 321-летия Санкт-Петербурга второй выход со станции "Спортивная-2" был открыт, обеспечив горожанам доступ к третьей станции на Васильевском острове, а метрополитену позволив относительно малой кровью пережить закрытие на ремонт крайне востребованной станции "Василеостровская".

Сейчас, глядя на аккуратные лестничные сходы и стеклянные павильоны второго вестибюля "Спортивной-2", даже иногда и не верится, что ради такой стройки на глубину 4-5 этажей раскапывали пересечение набережной Макарова и Кадетской линии, а затем обратно закапывали - настолько всё было выполнено филигранно.

История с открытым финалом

Таким образом, мы имеем фактически построенную станцию, которая могла бы радовать пассажиров, сокращая им время на дорогу на работу/учёбу и домой, начиная с сентября 2024 года или с незначительной задержкой. Но теперь из-за мнения одного человека, пускай и очень уважаемого в другой профессиональной сфере, петербуржцы рискуют получить еще один незаконченный долгострой.

Поезда будут ходить до "Горного института", а на построенную за десятки миллиардов рублей и полностью отделанную камнем и стеклом станцию будут уходить деньги из бюджета подземки, а значит и из бюджета Северной столицы, на обслуживание и заработную плату работникам, но окупать себя морально станция не сможет по известным теперь причинам.

Это давно построенная и готовая натяжная камера на станции "Театральная" - именно сюда по проекту должен был примыкать эскалатор из вестибюля, расположенного в близи театра. Потрачены миллионы рублей на сооружение этой выработки и, получается, впустую? Фотография Игната Черняева
Это давно построенная и готовая натяжная камера на станции "Театральная" - именно сюда по проекту должен был примыкать эскалатор из вестибюля, расположенного в близи театра. Потрачены миллионы рублей на сооружение этой выработки и, получается, впустую? Фотография Игната Черняева

Станция без выхода не сможет улучшить транспортную обстановку в районе - ведь с открытием новой удобной дочки доступа к метро, очевидно, что кто-то вполне осознано захотел бы отказаться от использования личного транспорта, а это, значит, еще и вопрос экологии. И что самое ироничное - недоступная "Театральная" не сделает доступнее сам Мариинский театр.

Можно только печально констатировать следующее - профессиональные дирижеры действительно способны превращать хаос оркестра в бесподобное музыкальное произведение, однако когда они берутся за не очень профильные для себя вопросы, такие как строительство метрополитена, то уже хаосом становится результат такого вмешательства.

Что это - досадная некомпетентность помноженная на статус, в котором не принято возражать, или желание обосновать крайне дорогостоящий и, возможно, действительно необходимый капитальный ремонт исторического здания - этого пока никто не знает. Как не знает никто и примерных сроков, когда пассажиры смогут спуститься на очень красивую станцию "Театральная", где даже архитектурное убранство призвано изящно отдавать уважение великой роли Мариинского театра в продвижении русской музыки, оперы и балета в России и за рубежом.

А как вы оцениваете ситуацию, дорогие читатели?

Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе всех новых публикаций и поддержать автора.