На меня, позднесоветского ребенка, совершенно не действовала магия Гайдара. Аркадия.
Несмотря на то, что книги его конечно дома были, читать его мне не особо хотелось. Я зачем-то промучил «Школу» — все, что запомнилось, это сплевывающий Чубук. Симпатию вызывала разве что «Голубая чашка», но и она была перепачкана издевками над священником.
А вот «Тимур и его команда» вызвали у меня уже в детстве резкую антипатию, а с годами она только усилилась.
Если вдуматься, — это жуткое произведение. Оно посвящено внутренней гражданской войне. Именно систематичным втаскиванием гражданской войны, внутреннего противостояния, атмосферы террора в мир детей, противопоставлением одних русских детей другим — Гайдар мне особенно омерзителен.
В этой гражданской войне есть две стороны — «красные» — тимуровцы, которые защищают семьи красных командиров и, заметим, только их, и «зеленые» (не белые, но зеленые) — хулиганы из обычных обывателей.
Собственно квакинские хулиганы, представители крестьянства, ограбленного советской властью, стараются обратно экспроприировать грабителей — воруют яблоки. Впрочем, в фильме 1976 Квакина наградили еще и старорежимной бабушкой, и его компания превратилась в каких-то криптобелогвардейцев.
Пространство квакинцев это часовня. То есть символ Святой Руси. Они ее несчастные превращенные в беспризорников ошметки.
«На Малой Овражной, позади часовни с облупленной росписью, изображавшей суровых волосатых старцев и чисто выбритых ангелов, правей картины «страшного суда» с котлами, смолой и юркими чертями, на ромашковой поляне ребята из компании Мишки Квакина играли в карты».
Иными словами, разворачивается классовый конфликт между оккупирующими «детьми красных командиров» и оккупируемыми «хулиганами». Напоминаю, что все это происходит в мире «закона о колосках», и «воровство яблок» отсылает именно к попыткам несчастных голодных колхозников хоть как-то подкормиться.
Сам тот факт, что юные пионеры создают тайную организацию по борьбе с врагами, каковыми являются соседи по дачному поселку, — это отработка сталинского тезиса об «обострении классовой борьбы на пути к социализму». А победа тимуровцев символизируется запиранием квакинской банды в будке — созданием ГУЛАГ-а.
И тут мы вспоминаем самое интересное. Первоначально никакого Тимура не было. Был Дункан. Перед нами сюжет вестерна о боях между отважными белыми ковбоями и кровожадными индейцами. Роль «индейцев» в этом гайдаровском космосе отведена простым русским Квакиным.
А торжествует над ними Тимур Гараев. Разумеется герой советской идеи в борьбе с русской может носить только имя кровожадного монгольского завоевателя. Комментарии тут пожалуй излишни, кроме вот этой насмешки истории. Бухарин называл Сталина «Чингисханом с телефоном». Логичным продолжением Чингисхана с телефоном является Тимур с мотоциклом.
Повесть Гайдара написана в 1940-м году. В 1941 советские археологи потревожили прах Железного Хромца в Самарканде. И началась кровавая война.
Совпадение? Конечно совпадение. Ведь сам Тамерлан на Русь не пошел, вразумленный видением Божией Матери. А в 1940 такой защиты уже не было. Тимуры постарались.
P.S. И еще раз для тупых:
"Тимур и его команда" - это классический колониальный роман про отважных конкистадоров/ковбоев во главе с Дунканом/Тимуром и про жестоких индейцев/квакинцев.
Эта вещь скроена по лекалам колониального романа и возможна только в социальном контексте, где красные ощущают себя островком окруженных злыми туземцами завоевателей.