Море Лаптевых. Горловина Хатангского залива вторую неделю забита движущимся льдом. Во время отлива-прилива льдины расходятся, образуя временные коридоры. Через них-то мы и пытались выбраться из ледяного плена. В этот раз нам удалось проскочить до полуострова Урюнг-Тумус.
Льды сомкнулись, и тримаран встал в бухте Пионер, у заброшенного поселка Нордвик.
О самом северном в мире материковом поселке Нордвик знают многие, но своими глазами видели единицы. Чтобы понять, какой ценой он строился нужно уйти почти на век назад.
В тридцатых годах прошлого столетия молодой Советский Союз начал освоение Северного морского пути. Для этого требовалось переводить пароходы на более эффективное топливо — нефть. О проявлениях нефти в районе залива Нордвик было известно еще с 19 века. Встал вопрос о геологической разведке. Ее организовал Николай Николаевич Урванцев. Это было очень дорогостоящее и основательное начинание.
На пустынном берегу за короткое арктическое лето нужно было построить базу для 100 человек. Для экспедиции в Архангельске срубили дома и подготовили их к перевозке в разобранном виде. Урванцев набрал команду из лучших специалистов-буровиков. Заказал в Подмосковье четыре экспериментальных вездехода.
Для управления вездеходами пригласили опытных водителей - механиков. Кроме того, были взяты два катера, четыре пятитонных карбаса, бочки с горючим, продовольствие и, даже, десяток коров со свиньями. Последних съели еще в процессе длительной погрузки экспедиции на пароход «Правда».
Наконец, в августе 1933 года, «Правда» в составе каравана Ленской экспедиции вышла из Архангельска. Караван до мыса Челюскин сопровождал ледокол «Красин». В море Лаптевых "Правда" рассталась с караваном и пошла в залив Нордвик.
Там пароход сел на мель… С трудом сойдя с мели, капитан отказался заходить в бухту груженым. В результате, груз сняли в бухте Марии Прончищевой, и «Правда» оказалась на зимовке у острова Самуила. Только в августе 1934 года Нордвикская нефтеразведочная экспедиция смогла разгрузиться на берегу бухты Пионер и основать стационарный лагерь.
С этого момента поселок Нордвик начал свою жизнь.
Людей на работу в экспедицию приглашали по найму. Специалистам платили очень хорошие деньги, простым рабочим - неплохие, по тем временам. Снабжение Нордвика было гораздо лучше, чем в 30- 40-е годы «на материке».
В поселке в достатке были не только обычные продукты, но и шоколад с кофе. На оснащение страна тоже не скупилась: везли американское, австрийское, лучшее отечественное оборудование.
Нордвик состоял из двух частей: морского порта с жилыми постройками и Солерудника, в трех километрах от него, на горе Соляная Сопка.
Уже в 1935 году заработала первая шахта по добыче белой (пищевой) и черной (технической) соли. В нескольких километрах южнее Нордвика начали добывать уголь для местных нужд.
Постепенно поселок разрастался. Нордвикский "Морпорт" принимал баржи с оборудованием и продуктами, а отправлял соль и уголь для ближайших поселков.
К техническим постройкам (складам, гаражам, электростанции) добавилась больница, метеорологический павильон, школа, детский сад,
Во все дома было проведено центральное отопление и электричество.
Заработал и небольшой аэропорт. Особенно значимым он стал во время Великой Отечественной войны. Американские самолеты, доставлявшие грузы по ленд-лизу в северные регионы, имели редкую возможность дозаправиться или получить необходимую помощь.
Не удивительно, что в поселке сохранилось огромное количество пустых банок из-под американской тушенки и упаковок от сэндвичей.
Стратегическое значение поселения и количество жителей в Нордвике росло. В 1943 году он получил статус рабочего поселка.
Но не стоит забывать, ГДЕ расположен поселок. Даже при хорошем снабжении, условия жизни для приезжих поселенцев были очень суровые.
Долгая полярная ночь, короткое холодное лето, ледяной ветер с моря. Не смотря на технику, на шахтах и в порту было очень много тяжелого ручного труда.
Бывшая жительница Нордвикской экспедиции, Дина Дудина, пишет: «Люди в старых ватниках передавали друг другу ящики и мешки, стоя по пояс в ледяной воде». Да, именно так, каждый год происходила разгрузка прибывающих барж.
В Нордвике жили и работали геологи, шахтеры, моряки, трудилась даже охотничья артель. В 50-е годы ХХ века количество жителей доходило до шестисот человек. Многие из них искренне и самоотверженно трудились для постройки светлого коммунистического будущего. Некоторые приезжали за заработками, некоторые - скрывались от репрессий.
Партии и правительству шли доклады: в 1946 году добыто 40 000 тонн соли, в 1948 г. добыто 20 000 тонн угля… Все это вывозилось пароходами по Северному морскому пути. Соль по-себестоимости становилась золотой.
Уголь в здешних местах есть значительно ближе - в Сындасско, и на реке Котуй. Вовсе не обязательно его везти с Нордвика. Шахты было очень сложно поддерживать в условиях вечной мерзлоты. В них происходили неоднократные обрушения.
Нефть нашли, но такого качества, что при тогдашних технологиях ее добывать было невыгодно. В результате, в 1949 году соляной рудник закрыли, шахты затопили.
Почему 10 июня 1953 года вышел приказ о прекращении геолого-разведочных работ в Нордвикской экспедиции сказать сложно. Возможно, это связано со смертью Сталина и сменой правительства, а возможно. посчитали дальнейшие вложения экономически неоправданными.
Нордвик и другие, связанные с ним поселки, опустели в течение года.
Дома и техника, завезенные огромной ценой, были брошены. На побережье Северного Ледовитого океана от Диксона до Тикси снова не стало поселков с постоянными жителями.
(Из дневников арктической экспедиции ИЦ "Финвал"2015 г.)
На канале есть еще статьи, посвященные Нордвику:
Заброшенный арктический соляной рудник. Кто трудился на нем и что мы увидели.
Уникальная гора Соляная Сопка. Почему женщинам на нее идти запрещено?
Кто живет на арктическом берегу в нежилом поселке-призраке.
Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравились статья — поддержите автора лайком или сделайте репост другу.
Не забудьте подписаться на наш канал!
Пишите комментарии к публикации, задавайте вопросы. Рада общению с Вами!.
#арктика #нордвик #ссср