При раскопках древних городов и погребений каких только украшений не находят археологи. Среди них особое место занимают резные драгоценные и полудрагоценные камни. Изготовление этих прекрасных предметов искусства требовало большого мастерства.
Инталии - это вид гемм, то есть, контррельеф, рельеф "в обратную сторону", углубленный в камень. Такая резьба позволяла использовать инталию для оттиска, например, в виде печати на глине или другом застывающем материале. Стать темой сюжета инталии могло многое - от мифологического персонажа до пейзажа.
Греки носили кольца с печатями еще в далекой древности - первое упоминание о таком кольце присутствует у Геродота. Он рассказывает о перстне с печатью знаменитого тирана острова Самос Поликрата (о нем, об этом перстне, даже имеется баллада у Шиллера). Правда, сами греки считали излишеством носить более одного такого кольца и в литературе на разные лады высмеивали таких щеголей.
Но в той же литературе мы неоднократно встречаем ремарки, как герои узнают друг друга именно по кольцам с печатями. Впрочем, так же "работали" такие перстни и у римлян.
Эта многофигурная композиция называется "Приморский пейзаж". На сердолике вырезаны и рыбак с удочкой, и лодки, и запряженная лошадкой повозка с возницей, и даже какой-то храм. И все это - на маленькой поверхности, она размером всего в пару сантиметров.
В то же время инталии вполне могли создаваться как амулеты, талисманы, обереги. Тогда изображение на камне должно было отвечать ожиданиям заказчика - нести магические символы, например, или изображение бога/богов.
На этой фотографии мы видим Юпитера Громовержца на аметисте в золотой оправе.
Все это не отменяло и чисто эстетической функции инталий. Но для людей античности все три роли резных камней - личная печать, амулет и украшения - часто были неразрывно связаны в быту. Магическая защита никогда не помешает, дорогое украшение поддерживает социальный статус, а личная печать на то и личная, что всегда должна быть с собой.
Здесь маленький купидон борется с гусем практически в его собственный рост.
В арсенале резчиков гемм присутствовал станок с ножным приводом и широкий ассортимент резцов. Для более тщательной проработки деталей требовалась и ручная доработка.
При некотором разнообразии форм и большом разнообразии минералов, которые мастера использовали для изготовления инталий, в разных регионах в разные периоды времени существовала некая мода - как на камни, так и на изображения на них.
На этом сердолике изображены три амурчика. Справа - амур в страшной маске, он пугает своих товарищей.
Интересный факт: афинский законодатель VII века до нашей эры запретил мастерам сохранять оттиски выполненных работ, чтобы не было искушения повторить, а в I веке нашей эры на территории всей Римской империи мастерские производят резные камни массово - выбирая не лучшие материалы, повторяясь в сюжетах и в целом не предлагая высококачественных изделий.
А на этой инталии изображен пляшущий сатир на сердолике - тоже в золотой оправе.
Все инталии в этой статье - из собрания Государственного Эрмитажа. Они относятся к I веку до нашей эры - I веку нашей эры. Рассмотреть изображенное на камне можно только через лупу.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.