Эксперты ФТС России объясняют, что образует состав правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в случае перераспределения транспортных расходов по ввозимым товарам, повлекшее изменение их таможенной стоимости
Нормативная база
Товары, которые перемещаются через таможенную границу ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС помещаются под таможенные процедуры (п. 1 ст. 127 ТК ЕАЭС).
Для этого декларант или таможенный представитель должен их задекларировать, подав таможенную декларацию (ст. 104 ТК ЕАЭС).
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС).
Одним из основных сведений о товарах, подлежащих указанию в ДТ, является их таможенная стоимость (пп. 4 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС). Также при декларировании обязательно должны быть представлены документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, ее величину (ст. 106 и 108 ТК ЕАЭС), поскольку она является базой для исчисления таможенных пошлин и налогов.
Выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления может быть произведен только при условии уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (п. 1 ст. 160 НК РФ, ст. 51, пп. 1 п. 1 ст. 118, пп. 1 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС).
Исходя из норм статьи 38 ТК ЕАЭС (пункты 2, 10, 14):
- таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется декларантом;
- таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со ст. 40 ТК ЕАЭС (п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС).
В силу пп. 4 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
В соответствии с Решением ЕЭК от 22 мая 2018 г. № 83 при определении таможенной стоимости в случае, если дополнительные начисления, указанные в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС, относятся ко всем или нескольким наименованиям товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определение величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара, осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением веса брутто каждого наименования товара к общему весу брутто товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления.
Заявление декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
После корректировки ДТ в части изменения веса брутто транспортные расходы (дополнительные начисления к таможенной стоимости) перераспределяются пропорционально весу брутто товаров в соответствии с требованиями Решения ЕЭК № 83, таможенная стоимость определяется по каждому из товаров.
Соответственно, изменение таможенной стоимости товаров влечет возврат либо доначисление таможенных платежей по каждому товару.
Декларирование товаров
В соответствии с Порядком заполнения декларации на товары (Решениее Комиссии ТС от 20.05.2010 № 257), в одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.
При этом как один товар декларируются товары только одного наименования, из одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ЕТН ВЭД ЕАЭС, происходящие из одной страны, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.
С учетом данного Порядка достоверность заявляемых сведений о товарах и негативные последствия их неверного указания рассматриваются по каждому товару отдельно (без привязки ко всем декларируемым товарам и общей сумме подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов).
Заявление в ДТ недостоверных сведений по конкретным товарам, повлекшее увеличение их таможенной стоимости и неуплату в отношении них таможенных платежей (безотносительно к размеру общей таможенной стоимости товаров ДТ и общей сумме транспортных расходов) образует событие правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Состав правонарушения
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об АП» (п. 16) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представлять таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары, а также вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции.
Поэтому в ходе административного производства устанавливается, имело ли лицо возможность (с учетом конкретных обстоятельств) перед подачей ДТ в таможенный орган осмотреть и проверить количество товаров, установить их вес, чтобы полно и достоверно заявить в ДТ сведения обо всех находящихся под таможенным контролем товарах, исключив тем самым наступление вредных последствий в виде заявления недостоверных сведений о весе брутто таких товаров.
Использование лицами при заполнении ДТ сведений о товаре только из отгрузочных документов поставщика и перевозчика не свидетельствует о принятии ими достаточных мер по недопущению правонарушения.
Таким образом, заявление декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах и их таможенной стоимости, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, образует объективную сторону правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
#ФТСобъясняет