Найти в Дзене
Alebrio

Самый парадоксальный советский художник Пётр Кончаловский, который был честен в своих работах, но получил Сталинскую премию.

Пётр Кончаловский — русский и советский художник, на чьё творчество заметное влияние оказали картины французских импрессионистов, в частности Поля Сезанна. Впрочем, Кончаловский не был просто копипастом, он брал лучшее из мировой живописи и творчески переосмысливал в соответствии со своим видением и задачам соцреализма. Например, натюрморты Кончаловского — это во многом взгляд художника на фовизм и кубизм, а вот портреты — уже зачастую ирония над некоторыми неприглядными моментами советской действительности, но замаскированная так, чтобы цензоры и критики не нашли ничего предосудительного.

А. Н. Толстой в гостях у художника
А. Н. Толстой в гостях у художника

Впрочем, Кончаловский всегда был честен в своих работах, если нужно было написать плотину, то она была именно такой, какой являлась на самом деле, а не величественное сооружение, восхваляющее трудовой подвиг советских людей.

Он вообще был достаточно необычным художником с точки зрения простого обывателя. Примерный семьянин, не замешанный ни в каких скандалах, бурных похождениях или необычной личной жизни как Михаил Ларионов, Франсиско Гойя или Густав Климт. Даже дома бывал часто и для своих детей был настоящим отцом, принимавшим активное участие в воспитании. Когда многие художники после революции эмигрировали, как Зинаида Серебрякова или Константин Коровин, то Кончаловский остался, а ведь по происхождению он был отнюдь не пролетарием.

Автопортрет с внучкой
Автопортрет с внучкой

Да и в советское время он отказался писать портрет Сталина, предложив «вождю народов», лично позировать для художника, на что тот, разумеется, был не согласен — времени на каждого живописца у Иосифа Виссарионовича не было, да и вообще, не по статусу, пусть художники пишут его портреты по фотографиям или уже ранее написанным работам, да ещё приукрасят — должен же быть образ величественный и запоминающийся, истинного главы огромной страны, а не усталого и далеко не очень крепкого человека, изнурённого бесконечным страхом потерять власть и поиском врагов народа, каким он был на самом деле.

Но даже этот отказ и смелое предложение никак не отразились на судьбе Кончаловского. Он продолжал писать картины, которые ему нравились — цветы, свою семью и внуков, натюрморты и цветущие яблони. Но при всём этом ухитрился получить Сталинскую премию. О том, как Кончаловскому всё это удалось и о самом парадоксальном советском художнике Петре Кончаловском мы и поговорим в этой статье.

Сирень в корзине
Сирень в корзине

Пётр Петрович Кончаловский родом из интеллигентной семьи — его отец был дворянином, издателем и переводчиком. Когда Пётр вырос, то женился на дочке художника Василия Сурикова, у них было двое детей, дочка Наташа и сын Миша. Дочка, ставшая поэтессой, во второй раз вышла замуж за поэта Сергея Михалкова — того самого, кто сочинил слова к гимну Советского Союза, а для детей культовую поэму «Дядя Стёпа», ныне совершенно незаслуженно подзабытая. Их сыновья — известные кинорежиссёры Андрей Кончаловский и Никита Михалков. Так-то семейные традиции тут очень основательные.

Рисовать Пётр начал с малых лет, вначале была Харьковская рисовальная школа, потом по желанию отца он поступил в Московский университет, но вскоре его бросил — тяга к живописи оказалась сильнее. Благодаря отцу, Кончаловский был знаком со многими известными художниками: Левитаном, Репиным, Серовым, Васнецовым и другими. Те ему посоветовали съездить в Париж и он воочию ознакомился с работами импрессионистов. Вернувшись, он поступил в Академию художеств, но оказался очень разочарован тамошней манерой преподавания, более того, даже уничтожил все полотна, которые написал в то время. Заканчивал обучение уже в мастерской Павла Ковалевского.

Енисей
Енисей

А потом была женитьба на дочке Сурикова Ольге, на свадьбе присутствовали многие ведущие художники, сам Михаил Врубель был шафером, а одним из пожеланий молодых являлось «служить искусству и не обращать внимание на условности семейной жизни».

Однако Пётр про семью не забывал и не ставил искусство выше семейных обязанностей. Он был отличным мужем и отцом, нянчился с маленькими Ольгой и Мишей, а когда они немного подросли начал их учить рисовать.

Жена же была главной моделью его полотен и художественным критиком. Каждую картину и эскиз Пётр представлял на суд жене и если те её не устраивала, то он их переделывал, а то и вообще уничтожал.

Луна
Луна

Вот только перед Кончаловским стояла нелёгкая задача — найти свой путь в живописи. Бессмысленно пытаться превзойти Репина или Перова, задающим невероятно высокую планку в жанре критического реализма, нужно искать что-то новое, но и уходить в авангард Кончаловскому не хотелось, реалистический стиль живописи был ему ближе. Он поехал в Европу, вновь посетил Париж, потому был в Италии и Испании. Ему очень понравилось творчество постимпрессионистов Сезанна и Ван Гога, в своих работах он использовал их творческие находки. Но как самобытный художник Кончаловский стал проявлять себя после посещения Испании — по мотивам воспоминаний от увиденного в этой стране он написал картину «Бой быков».

Бой быков
Бой быков

Как истинный дворянин Кончаловский не мог остаться в стороне во время Первой мировой войны. Он ушёл на фронт, воевал в той бессмысленной империалистической бойне, а письма из дома его морально поддерживали и не давали ожесточиться. У каждого человека должна быть отдушина в критических обстоятельствах — для Кончаловского ей стали письма родных, он их без конца перечитывал и уже помнил наизусть.

Мост через реку Вару
Мост через реку Вару

Демобилизовавшись, стал жить в Крыму, писал натюрморты, и настойчиво искал свой путь в искусстве. Потом была революция, которую Кончаловский встретил в холодной Москве. Дров не хватало, потому их квартира не отапливалась. Выручала чугунная печка — возле неё сидела вся семья, пытаясь хоть как-то согреться. Но даже в те тяжёлые времена Кончаловский и не думал уезжать — как можно бросить отечество на произвол судьбы, если все умные и талантливые уедут, то кто же останется?

Портрет Хулиты Перекаччо
Портрет Хулиты Перекаччо

И Кончаловский стал советским живописцем, но при этом не писал портреты вождей или плакаты, восхваляющие торжество коммунизма. Он предпочитал создавать портреты русских писателей-классиков и членов своей семьи, в том числе и внуков Андрея и Никиту, а также всевозможные пейзажи. Хотя тут ему помогло заступничество Луначарского — тот говорил всем критикам и недоброжелателям: «Пусть Кончаловский воспевает поэзию наших будней».

Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда
Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда

Умер Кончаловский в 1956 году и в конце жизни старался успеть как можно больше, работал каждый день и помногу, создавая натюрморты, пейзажи и портреты, словно торопился прожить с пользой последние годы своей жизни.

Почему забыли про талантливого мастера бытового жанра Сергея Грибкова?
ArtAlebrio5 марта 2024
Розыгрыши знаменитых художников, которыми они гордились не меньше, чем своими картинами.
ArtAlebrio17 апреля 2023

Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.