Русский художник Валентин Серов имел репутацию замечательного портретиста, к которому обращались даже члены царской семьи, в частности, сам Николай II. Так, в 1900 году он написал выдающийся «Портрет Николая II в серой тужурке», где Николай II предстал не надменным императором, а скорее очень уставшим от власти и своего статуса человеком, который просто исполняет свой долг. Налицо явная симпатия к императору со стороны Серова и было отчего — Николай II заступился за покровителя многих художников Савву Мамонтова, когда того арестовали и держали под следствием в камере, и помог материально новому журналу «Мир искусства».
Да и в то время он пока ещё ничем особенно не дискредитировал себя — до событий «Кровавого воскресенья» 1905 года было ещё далеко. Поэтому император получился таким, каким он и являлся в обычной жизни, благо глаз у Серова на выявление мельчайших черт характера был намётан — интеллигентным, мягким, но одновременно и несколько слабохарактерным, не слишком готовым править столь огромным государством. Но работа всё равно всем понравилась, и члены царской семьи обращались к Серову неоднократно, пока не взбунтовался сам художник, когда императрица Александра Фёдоровна, взявшая несколько уроков живописи, не надумала учить его, как нужно правильно писать портреты.
Неудивительно, что очередь на портреты кисти Серова растянулась на несколько лет, поскольку сам художник подходил к работе предельно тщательно и над одним портретом, даром что писал в стиле импрессионизма, мог работать очень долго. Но княгине Зинаиды Юсуповой он отказать не мог — слишком уж богатой, влиятельной и уважаемой особой она была и имела репутацию настоящей светской львицы.
Все знавшие её, отмечали выдающийся ум и безупречные манеры — в отличие от другой светской львицы княгини Ольги Орловой, Юсупова умела подчеркнуть своё положение, но при этом держалась просто и непринуждённо, не случайно ей удалось очаровать даже нелюдимого Серова, который с чужими людьми сходился очень сложно.
Немного придя в себя от роскоши особняка — Юсуповы были одни из самых богатых людей в России, Серов предложил позировать в относительно скромной, но исключительно по меркам всех остальных комнат, гостиной. Княгиня выбрала наряд, попросила художника держать при себе комнатную собачку-шпица, и работа началась. Всего потребовалось 80 сеансов, Юсупова уже изнывала от столь долгого позирования, но недовольства не высказывала. В конце работы они крепко подружились, после позирования пили чай и беседовали о жизни. А результатом их совместного труда стал хоть и вызвавший недовольство критиков, но всё равно очень добротный портрет, который здорово отличался в лучшую сторону от стандартных работ салонных академистов.
Однако критики отмечали, что поза Юсуповой уж слишком наигранная и жеманная — в то время это уже считалось моветоном, композиция незамысловатая — дама на диване с собачкой, а лицо хоть и выглядит светски-доброжелательным, не выражает никаких искренних чувств. Дошло до того, что Юсупова обиделась и хотела вырезать из картины овал, в котором было лишь её лицо, чтобы сгладить жеманность позы и простоту композиции, но потом, к счастью, передумала, иначе бы наверняка получилось ещё хуже.
Впрочем, можно сравнить этот портрет Серова с картиной самого дорогого российского художника в то время Константина Маковского, где он изобразил Юсупову в богатом старорусском стиле, словно бы она была боярыней XVI века. Всё красиво, дорого-богато, но личности за всеми этими украшательством не чувствуется, как будто это не портрет конкретного человека, а усреднённый идеальный образ боярской дочери.
А как вы считаете, чей портрет лучше: Серова или Маковского — пишите в комментариях.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.