Найти тему
Alebrio

Как знаменитые художники прошлого использовали фотографии в своей работе и почему тщательно скрывали это?

Оглавление

В 1839 году была изобретена фотография и это изобретение основательно переполошило всех художников. Некоторые предсказывали закат реалистической живописи — зачем долго и тщательно зарисовывать то, что за пару минут можно запечатлеть на фотографической плёнке? Правда, перед живописью было одно неоспоримое преимущество — она была цветная, а первые фотографии чёрно-белые, и лишь в начале XX века стало возможным получать цветные фото. Возможно, все новые поиски в живописи, появление импрессионизма, а затем и авангардизма были в какой-то мере продиктованы изобретением фотографии — пропала практическая необходимость запечатлевать при помощи красок людей или красивые виды природы, с этим успешно справлялась и фотография, а на первый план вышло чистое искусство, нестандартный взгляд художника на окружающую действительность.

Илья Репин пишет портрет Федора Шаляпина в своей мастерской. Из фотоархива художника
Илья Репин пишет портрет Федора Шаляпина в своей мастерской. Из фотоархива художника

Но некоторые художники, в том числе достаточно известные и уважаемые, такие как Илья Репин, Альфонс Муха, Эдгар Дега использовали фото в своей работе. Делали они это негласно, поскольку слишком велики были противоречия между фотографами и художниками, приверженцами новомодной на тот момент фотографии и традиционной живописи. О том, как писали картины по фото мы и расскажем в этой статье.

Портрет царицы по фотографии кухарки

Илья Репин часто, хотя и тайно от своих коллег, художественных критиков и публики использовал фото в работе. Когда в 1940 году открыли дом-музей Репина в Пенатах, то искусствоведы и историки обнаружили в нём свыше 2 тыс. различных фотографий. Понятное дело, Репин использовал их в своей работе — известно, что он снимал своих моделей в позе соответствующей позе изображённых на будущей картине людей. Например, свою кухарку он запечатлел на фотографии  со сложёнными руками, распущенными волосами и суровым, властным выражением на лице. То есть, кухарка послужила прототипом исторического портрета царицы Софьи Алексеевны.

«Царевна Софья Алексеевна».  Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х
«Царевна Софья Алексеевна». Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х

Но не только она — Репин использовал в качестве модели и фото Валентины Серовой — русского композитора, музыкального критика и общественного деятеля, а заодно и мамы художника Валентина Серова. Она была очень умной и интеллигентной женщиной, а Репину было важно совместить в образе царицы Софьи два практически несовместимых качества — ум и грубую силу вкупе с невежеством. Потому и использовал для моделей столь разных людей.

Валентина Серова, ставшая прототипом образа царицы  на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год)
Валентина Серова, ставшая прототипом образа царицы на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год)

Репин и портреты писал по фотографиям. Известно, что портрет знаменитого музыкального критика Стасова наверняка был написан по его фото.  Тот был очень занятым человеком, тратить много времени для позирования  не мог, потому и пришлось Репину довольствоваться его фото.

Портрет В.В.Стасова. Художник Илья Репин.
Портрет В.В.Стасова. Художник Илья Репин.

Но особенно активно Репин пользовался фотоаппаратом при работе над огромным эпическим полотном с длинным и нудным названием, которое можно прочитать под картинкой:)

​«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Художник: Илья Репин.
​«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Художник: Илья Репин.

На нём нужно было изобразить 81 человека в естественных позах, причём все они были члены царской семьи и государственные деятели самого высокого ранга. Специально позировать для художника они не могли, потому Репин каждого из них снимал отдельно, всего получилось 130 снимков, и уже на их основании он  писал это полотно. Некоторым особенно доставалась от художника, так В. Плеве Репин сфотографировал 10 раз, в различных позах — то сидящим в максимально естественном положении, то стоящим, разговаривающего с несколькими другими сановниками и одного.

Однако писать по фото картины и портреты Репин не любил и прибегал к этому лишь в крайних случаях, когда заказчику было или действительно некогда позировать или нужно было написать портреты уже умерших классиков литературы и музыки. Именно с рисунков, посмертных гипсовых масок и уже известных изображений были написаны Пушкин, Гоголь, Шевченко и Глинка.

Альфонс Муха — художник и фотограф в одном лице

Но особенно преуспел в совмещении фотографии и живописи чешский фотограф и художник Альфонс Муха. Он профессионально занимался и тем и другим, а заодно ещё был дизайнером, создавал всевозможные театральные афиши.

Альфонс Муха - чешский художник и дизайнер афиш
Альфонс Муха - чешский художник и дизайнер афиш

Творческий подход у художника был простым и эффективным — он сфотографировал человека, с которого собирался писать портрет или театральную афишу и зачем рисовал по фотографии. Так он здорово экономил на натурщицах, у которых обычно была получасовая оплата. К нему часто обращались и настоящие звёзды театральной сцены, например, сама Сара Бернар. Ей некогда было позировать, поэтому Муха просто сфотографировал её в нужной позе и по фото нарисовал афиши, которые стали крайне популярными в Париже.

Афиша Альфонса Мухи. / Фото Сары Бернар
Афиша Альфонса Мухи. / Фото Сары Бернар

Расклейщики афиш должны были внимательно следить за своим товаром и даже стоять на месте, и охранять афиши от излишне рьяных коллекционеров. Известны случаи, когда в погоне за афишами люди подкупали расклейщиков или втихаря воровали их. Сара Бернар, видя такой успех, предложила чешскому художнику рисовать афиши для её спектаклей уже на постоянной основе. Альфонс согласился, поскольку и сам был её поклонником и называл Сару Бернар своей музой.

Эдгар Дега и его «Голубые танцовщицы»

Прибегал к помощи фотографии и знаменитый импрессионист Эдгар Дега. Он очень любил рисовать танцовщиц, известен огромный цикл его работ по этой теме, насчитывающий свыше полутора тысяч картин.

«Голубые танцовщицы» Художник: Эдгар Дега
«Голубые танцовщицы» Художник: Эдгар Дега

А как идеально запечатлеть все нюансы грациозных движений танцующих девушек? Проще всего по фотографии, которые Дега активно использовал при создании  своих полотен. Так, и при работе над знаменитой картиной «Голубые танцовщицы», фотографы по просьбе Дега — благо он мог легко оплатить их услуги, фотографировали профессиональную балерину, которая в его мастерской демонстрировала различные балетные па. Дега выбрал фотографии с наиболее естественными и изящными движениями и их использовал при создании «Голубых танцовщиц» и прочих своих картин.

На сегодняшний день, художники работающие в направлении реализм, гиперреализм используют для создания своих шедевров изображения с планшетов, телефонов, фотографию. Передача теней самая тонкая работа которая требует высокой точности передачи. Если вы хотите купить картину в направлении реализм, воспользуйтесь каталогом работа на сайте галереи artAlebrio.com

Подписывай на нас в соц. сетях

ДзенVKTgOKYoutubeFBig

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин