Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (1746–1828) — выдающийся испанский художник и создатель гравюр, ведущий представитель романтизма в живописи.
Картины Гойи многогранны и разносторонние. Он часто писал в достаточной резкой, экспрессивной манере, заострял внимание на темах зла, насилия, несправедливости, его полотна были очень выразительные и мало кого оставляли равнодушным.
Причём все эти взгляды и образы были искренними, художник разделял мнение многих просвещённых людей в Испании, которые понимали, что страна отчаянно нуждается в преобразованиях, а старая элита погрязла в роскоши и ей нет никакого дела до страданий простого народа.
А ещё он опирался в своём творчестве на народные сказания и легенды, создавал образы на своих картинах по их мотивам. Но в отличие от работ Виктора Васнецова они чаще всего мрачны, подчёркивают разочарование, неверие и даже отчаяние. Хотя были и картины, восхваляющие радость жизни. Просто Гойя всегда руководствовался гуманизмом, и слишком мало поводов было для радости, слишком много бед и страданий он видел и осознавал, потому считал своим долгом показать их в своих картинах.
Гойя — очень плодовитый художник: 500 картин, множество гравюр и рисунков. Но многие знают его по одной картине — «Маха обнажённая», бросившую вызов всему «благовоспитанному» обществу. Действительно, сложно представить более провокационное полотно для того времени.
Тогда было принято изображать обнажёнными лишь богинь, мифических героев, и наяд, а тут женщина из социальных низов — весёлая, легкомысленная, жадная до любви, с призывным взглядом, в котором читается желание, да ещё несколько искажёнными пропорциями. Именно таких девушек называли в Испании махами, а вот мужчин — мачо.
Кстати, сам Гойя и был мачо, причём настоящим, на протяжении всей своей жизни. Он думал как мачо и поступал как мачо. Просто он ещё был образованным человеком и известным художником, но благодаря своему простонародному происхождению, неистовому темпераменту, жажде жизни во всех её проявлениях вполне заслужил называться настоящим мачо.
Родился Франсиско в семье испанского батуро — простолюдина, и унаследовал от отца привычку делать всё основательно и трезво смотреть на жизнь. В 13 лет, заметив определённые способности к рисованию, его родители привели к художнику Хосе Лусану. Но учился юный Франсиско не особенно старательно, а вот уличные драки, танцы, ухаживания за девушками привлекали его куда больше. Семь лет он проучился у этого художника, но в конце концов тот предложил Гойе переехать в Мадрид, доучиваться в Академии живописи Сан-Фернандо. Наверняка он просто хотел избавиться от своего чересчур буйного ученика, который всегда таскал с собой складной нож наваха.
Но в Академию живописи Гойю не приняли, хотя он предпринял две попытки поступить туда. Он тогда не умел действительно качественно писать рисунок, да и его художественный стиль был своеобразным, не соответствовал классическим канонам, слишком ломаным, деформированным и резким.
Но Гойя был упрям и уверен в своих силах, потому он решил поехать в Рим с несколькими испанскими матадорами. Он был смелым до безрассудства, обожал корриду, в которой принимал сам участие, шумные компании друзей, где был главным заправилой, а о его любовных похождениях ходили легенды. Однажды он даже украл из монастыря понравившуюся ему юную послушницу, навсегда заставив сменить наряд монахини на легкомысленное платье махи.
Спустя два года, основательно попутешествовал по Италии и под набравшись мастерства, Гойя возвращается в Сарагосу. Там он сразу получает хорошие заказы на роспись церквей и дворцов и зарабатывает в несколько раз больше своего первого учителя. Но жить в провинциальной Сарагосе Гойе надоело, ему хотелось проявить себя в Мадриде и он вскоре перебирается в столицу Испании.
Его друг — живописец Франсиско Байеру, которому повезло устроиться придворным художником, обещал замолвить словечко перед королём Карлом III, слывшего покровителем искусства. Он стал писать рисунки для королевских шпалер, сюжеты брал незамысловатые и декоративные, обычно из народной жизни.
Гойя очень хорошо умел сходиться с людьми, а потому вскоре обзавёлся многими влиятельными покровителями. Впоследствии стал писать и картины с изображением монархов, в частности, короля Карла IV. Но при этом в отличие от многих других портретистов того времени, например, Антониса Ван Дейка не льстил безбожно своим заказчикам. Карл IV на портрете изображён именно слабым, безвольным человеком, каким он и был в реальной жизни. Другого бы художника отстранили от дел, а то и отправили в тюрьму, а Франсиско всё сходило с рук — как можно обижаться на такого славного парня?
В итоге Франсиско становиться придворным художником, получает 15 тыс. реалов в год и может вести образ жизни богатого аристократа — кушать шоколад, который очень любил и охотиться на куропаток.
Он женится на сестре своего приятеля Хосефе Байеу, с которой прожил почти 40 лет. Но Франциско не был примерным мужем, изменял своей жене, и ей оставалось с этим только смириться. Впоследствии он стал писать много критических картин, что не на шутку беспокоило Хосефу — она беспокоилась, что Франсиско в итоге упекут за решётку, а то и казнят. А ещё она рожала 20 раз, но из всех детей дожил до взрослого возраста лишь один сын Хавьер — пройдоха, плут и не очень удачливый художник.
А в 46 лет Франсиско Гойя заболел непонятной болезнью и оглох. Впоследствии до самой старости он не слышал ничего и мог только читать по губам. Всё это основательно наложило отпечаток на его творчество — оно стало мрачным, Гойя стал писать призраков, демонов и злодеев в своеобразной гротескной манере, именно тогда он создал серию рисунков «Капричос», где заклеймил существовавшие социальные порядки в Испании.
И его продолжали любить женщины, в 50 лет уже глухой и постаревший художник завёл роман со знатной красавицей Каэтане Альбе. Семь лет продолжались между ними отношения, иногда Альба разрывала их и уходила к более молодому и крепкому, потом возвращалась, и Франциско прощал её — поступок крайне сложный для настоящего мачо. Он просто искренне влюбился, и Альба, наряду с живописью, оставалась главной радостью в жизни.
Под старость — в 68 лет Гойя остался почти один; не стало Альбы, умерла жена Хосефа, скончались или уехали многие бывшие друзья. Он поселился в «Доме глухого» и писал мрачные картины. А потом ему повезло вновь завязать роман с 28-летней Леокадией Вейс. С ней он уехал во Францию, Леокадия родила двух детей, а Гойя наконец-то зажил спокойной семейной жизнью. Умер он в 82 года, оставив после себя множество картин и рисунков, прожив жизнь истинного мачо.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.