Обратимся к творчеству художника первой половины ХХ века Петра Митурича. Петр Васильевич родился в 1887 году в Санкт-Петербурге в семье военного. Казалось бы, придется молодому человеку продолжить дело отца. И действительно, его на 12-м году жизни отдали в Псковское военное училище, откуда через 6 лет с позором изгнали за хранение нелегальной литературы.
Зато Митурич уже понимал, чем хочет заняться в будущем. Три года он посещал Киевское художественное училище. Там он вполне мог увидеть свою будущую жену Веру Хлебникову, которая в это время тоже получала знания в украинском учебном заведении. Но, если это знакомство и состоялось, тогда юные художники не придали ему значения. Потому что в брак они вступят, когда им будет уже за 30.
Наиболее фундаментальное образование Митурич получил в Академии художеств в родном городе. Наставником его был баталист Николай Самокиш. А вскоре Петру самому предоставится случай изображать боевые сцены: его призвали в армию. С 1916 по 1921 год ему пришлось пройти через Первую мировую и Гражданскую войны. Больше всего Митурич любил рисовать углем, тушью и карандашом.
Он не присутствовал безотрывно на фронтах. Время на художественную деятельность тоже оставалось. В эти годы-то он и познакомился с футуристами, идеи которых ему оказались близки. Петр даже сам выдвинул идею “пространственной графики” как нового вида искусства. Суть была в том, чтобы заштриховать разные геометрические фигуры из картона. Видимо, тогда, через “председателя земного шара” и лидера “будетлян” Велимира Хлебникова, он и сблизился с сестрой поэта Верой.
В 1922 году Велимир умер. Митурич был при нем, когда поэт скончался.
Петр Митурич проявил себя и как изобретатель. Он даже запатентовал “волновик” - лодку, которая двигалась за счет колебаний “хвоста”.
В 1920-е художник преподавал в знаменитом Вхутемасе. Но с началом 30-х разделил общую судьбу футуристов. Нет, ему повезло, репрессии не коснулись его. Но всех авангардистов выдавили на обочину художественной жизни. Власть предпочитала понятный и предсказуемый соцреализм, а не всякую “заумь”.