Найти в Дзене
Аналитический туризм

Семь пропавших русских экспедиций

Оглавление

Обобщим информацию об исчезнувших российских/советских экспедициях. В первую очередь нас интересуют цели каждого путешествия.

Сразу предупреждаем, что список выборочный.

1. Экспедиция Ивана Толстоухова

В путь на трёх судах отряд в количестве 60 человек отправился из Новой Мангазеи (нынешний Старотуруханск) в 1686 году. Ключевая цель экспедиции – найти морской проход из устья Енисея в устье Лены (логистический коридор для перевозки пушнины).

Организатором похода выступил тобольский воевода Алексей Головин. Непосредственное руководство осуществлял родовитый дворянский сын Иван Толстоухов.

Известно, что суда добрались до Карского моря и пытались обогнуть Таймыр. Далее мы ничего точно не знаем. В апреле 1941 года были найдены обломки судов, остатки зимовья, ценные вещи и останки нескольких людей, но принадлежат ли они команде Толстоухова, доподлинно неизвестно. Скорее всего, после кораблекрушения большая часть путешественников пыталась по льду добраться до материка, где окончательно затерялась.

2. Исчезновение части команды пакетбота «Святой Павел»

Ключевым видом деятельности Тихооеканского флота, созданного в 1724 году, являлось исследование северной части Тихого океана (в том числе нахождение морского пути в Северную Америку) и организация новых портов.

С этой целью Витус Беринг и Алексей Чириков (на пакетботах «Святой Пётр» и «Святой Павел») предприняли несколько успешных экспедиций.

В рамках одной из них в 1741 году в сильном тумане корабли потеряли друг друга из виду, и исследование берегов Аляски осуществляли каждый сам по себе.

Бот Алексея Чирикова достиг острова Якоби, где надеялся пополнить запасы пресной воды. На берег была отправлена шлюпка с 11 матросами на борту, которые не вернулись. Решив, что имело место повреждение шлюпки, Чириков послал ремонтную бригаду из 4-х человек, которая также бесследно пропала. Остров был населён, и к пакетботу даже подплывали местные индейцы, но установить контакт не удалось.

Исчерпав запасы плавсредств и испытывая серьёзные проблемы с пресной водой, капитан принял единственно возможное решение - вернуться в родной порт.

Судьба 15 матросов неизвестна до сих пор. Не осталось никаких материальных свидетельств (хотя, десант был хорошо экипирован и вооружён) и даже никаких преданий у местных племён (чуть ли не единственный подобный случай, обычно это большое событие, о котором рассказывают много поколений спустя).

3. Экспедиция Никиты Шалаурова

Купец Никита Шалауров надеялся отыскать ещё один логистический коридор от устья Лены к Командорским островам. С этой целью он даже добился в Сенате частичного государственного финансирования своего проекта. В обмен он обязался составить подробную карту морского побережья к востоку от Лены.

Шалауров осуществил несколько не слишком удачных походов, последний из которых, предпринятый в 1764 году, стал для него роковым. Точное место гибели, как и её причины, доподлинно не установлены.

4. Экспедиция барона Толля

Это было чисто научное предприятие, финансируемое Академией наук, целями которого было всестороннее изучение Северно-Ледовитого океана и нахождение легендарной «Земли Санникова». В существовании последней ни барон Эдуард Толль, ни гидрограф экспедиции Александр Колчак не сомневались, основываясь на наблюдениях за перелётными птицами и путями миграции северных оленей.

Масштабные исследования продолжались 2 года. В 1902 году барон Толль в составе небольшой группы из 4-х человек высадился для проведения длительной научной работы на остров Беннетта, после чего их уже никто не видел. Вероятнее всего, Толль и его подчинённые погибли при переходе по льду на материк. Спасательная миссия Колчака успеха не имела.

5. Экспедиция Владимира Русанова

Владимир Русанов был одним из самых одарённых, работоспособных и удачливых исследователей Арктики.

Последняя его экспедиция 1912 года по плану должна была состояться на Шпицберген и продлиться три месяца. Однако судно было подготовлено для более длительного и сложного похода. Кроме того, на борт был взят полуторагодовой запас продуктов и немалое количество научного оборудования.

Быстро выполнив заявленную часть похода и открыв большие запасы угля на Шпицбергене, Русанов решил идти на восток и разведать Северный морской путь.

Пропавшую без вести экспедицию активно искали несколько лет. С 30-х годов ХХ века и до настоящего времени на различных островах Карского моря обнаруживаются многочисленные артефакты, предположительно принадлежащие участникам похода.

6. Экспедиция Георгия Брусилова

Целью похода Георгия Брусилова, который стартовал летом 1912 года, также стало прохождение Северным морским путём. Для чего Брусилов смог получить финансирование у своих родственников. Рассчитываться предполагалось пушниной, которую добывали бы по дороге.

Судно вмёрзло во льды и стало дрейфовать на северо-запад. Часть экипажа в 1914 году решила покинуть «Святую Анну» и пешим порядком добираться до ближайшей земли (выжили только двое из них). Остальные члены команды бесследно пропали.

И хотя для поиска задействовали даже авиацию, выйти на след мореплавателей не удалось. Загадка исчезновения команды Брусилова не даёт покоя исследователям до настоящего времени.

Также стоит добавить, что руководитель похода стал прототипом капитана Татаринова из романа Вениамина Каверина «Два капитана».

7. Исчезновение экипажа Леваневского

Сигизмунд Леваневский был элитным советским лётчиком-асом, одним из семи первых Героев Советского Союза.

В последний полёт из Москвы на Аляску через Северный полюс он отправился в 1937 году во главе экипажа из шести человек. Основной целью стало испытание дальнего бомбардировщика ДБ-А, одной из самых крупных машин того времени.

В ходе полёта экипаж сообщал о тяжёлых метеоусловиях и об отказе части двигателей. После чего связь прервалась.

Останки борта не найдены до сих пор, хотя выдвинуто множество разнообразных версий, вплоть до самых фантастических.

Возможно, вам также будет интересно:

Если узнали что-то новое, просьба оставить лайк. Подпишитесь на канал, и мы обещаем ещё много интересного.